Фирменное наименование и коммерческое обозначение в деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Анашенко И. К. Фирменное наименование и коммерческое обозначение в деятельности организации // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 622-624. — URL https://moluch.ru/archive/132/36486/ (дата обращения: 22.06.2018).



Согласно гражданскому кодексу организация вступает в гражданский оборот под своим фирменным наименованием (ст.1473 ГК РФ). [1] Начинает право на фирменное наименование действовать с момента регистрации, а заканчивается ликвидацией юридического лица.

Законодатель устанавливает ряд требований при регистрации фирменного наименования. При установлении этих требований законодатель использует методы обвязывания и дозволения. С помощью обвязывания устанавливаются положительные предписания, а с помощью запрета ограничивается пределы свободы в выборе фирменного наименования путем установления рамок. Эти меры связаны с соблюдением публичного интереса, а именно, не введение в заблуждение окружающих, либо получения конкурентных неоправданных преимуществ. [9]

Нередко возникают споры из-за одинаковых фирменных наименований, так как налоговые органы не проверяют фирменное наименование при регистрации. Действует правило «старшинства», приоритет устанавливается в отношении той организации, которая первая зарегистрировала фирменное наименование. В данном случае не имеет значение, какая из спорящих организаций первая фактически приступила к заявленной при регистрации деятельности. [2] Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ ключевым моментом в спорах, связанных с защитой одинаковых фирменных наименований, является одинаковый вид деятельности между спорящими организациями. [4]

Интересным аспектом защиты фирменного наименования является вопрос о том, может ли оно защищаться против товарного знака, знака обслуживания или коммерческого обозначения. Закон на этот счет дает однозначный ответ, что защищаться будет то право, которое было зарегистрировано раньше (п. 6 ст. 1252 ГК РФ) [5].

Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности (ст. ст. 8 и 10.bis) фирменное наименование защищается как объект права, при этом фирменное наименование не обязательно должно регистрироваться как товарный знак. К действиям конкурента, которые запрещены относятся любые, которые могут вызвать смешение восприятия фирменного наименования организации. [3]

При составлении иска необходимо установить обстоятельства даты возникновения прав на фирменное наименование, тождество до степени смешения фирменного знака с другими объектами защиты интеллектуальных прав, однородность товаров и услуг, в отношении которых нарушается право. Установление перечисленных обстоятельств подтверждается Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам. При этом для определения степени смешения необходимо исходить из того, может ли, например, коммерческое обозначение вводить в заблуждение потребителей или контрагентов и тем самым нарушать возможность индивидуализировать себя владельцу фирменного наименования, что подтверждается Постановление ФАС МО [7].

К причинам участившихся споров по средствам индивидуализации в общем, и фирменному наименованию в частности, относится неограниченное количество видов деятельности, которые могут быть зарегистрированы в отношении одной организации; причиной также является то, что при изменении или дополнении видов деятельности у лица, осуществляющего регистрацию нет обязанности проверять наличие уже существующих зарегистрированных фирменных наименований, а так же проверять их зарегистрированные виды деятельности.

Законодателем предусмотрена обязанность прекратить использование фирменного наименования в следующих случаях:

  1. Если требование будет предъявлено аналогичным правообладателем. Исковое заявление предъявляется в Арбитражный суд первой инстанции.
  2. По требованию Федеральной Налоговой Службы в связи с использованием в фирменном наименовании официальных названий федеральных органов, включения в название наименования Россия (РФ) (пункты 3 и 4 статьи 1473, ст. 1231.1 ГК РФ).
  3. В случае если фирменное наименование включено полное или сокращенное наименование общественных объединений. [8]

Коммерческое обозначение не необходимо регистрировать в учредительных документах, оно служит для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий (ст. 1538 ГК РФ). Оно служит для обозначения одного или нескольких предприятий, которые принадлежат юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 1538 ГК РФ). К признакам, которые характеризуют коммерческое обозначение относятся:

– Обладание различительными признаками, которые позволяют отличать обозначение и не вводить в заблуждение потребителей и контрагентов;

– Территориальная определенность коммерческого обозначения

– Соблюдения критерия известности. Для реализации данного признака может использоваться размещение обозначения на вывесках, в рекламе организации, в используемых документах, присвоение филиалам юридических лиц.

Возможно защищать коммерческое обозначения, используя авторское право. В таком случае регистрация не требуется, так как авторское право возникает с момента создания логотипа. Логотип может быть выражен в виде дизайна, фотографии или изображения. [13] Например, ООО «Одноклассники» обратилось с иском к «Издательство «Эксмо» с требованием компенсации нарушения прав на дизайн интернет-сайта и доменного имени. По мнению истца, ответчик нарушил исключительное право на дизайн, использованный в логотипе, в оформлении книги, поскольку на обложке были использованы те же цвета, что и на сайте. Кассационная инстанция пришла к выводу, что не были нарушены исключительные права истца, а обложка книги является объектом авторского права. [14] Таким образом, средства индивидуализации могут быть одновременно и результатами творческого труда и защищаться авторским правом.

Коммерческое обозначение можно отнести к гудвиллу предприятия, к нему же можно отнести и ноу-хау, репутацию и. т.д. [10] Коммерческое обозначение используется в самом начале деятельности организации, когда она еще не решила зарегистрировать товарный знак. К такой компании может появится интерес у бренд-сквоттеров, которые регистрируют товарный знак — аналогичный коммерческому обозначению и требуют рентные платежи за использование товарного знака. Обычно это связано с регистрацией иностранного бренда на территории РФ и ожиданием выхода иностранной компании на рынок России.

Есть возможность отстоять свое право на использование коммерческого обозначения путем предоставления в суд доказательств размещения рекламных объявлений, свидетелей, фотографий. Судебная практика сводится к приоритету защиты товарного знака, так как он зарегистрирован в установленном законом порядке. Защита коммерческого обозначения возможна против других коммерческих обозначений схожих до степени смешения. [11]

Право на коммерческое обозначение не может передаваться, это возможно только с продажей организации. [11] В Постановлении ФАС Московского округа иск ЗАО «Дикси-ЮГ» к ООО «Садко-Л» удовлетворило в связи с использованием последним коммерческого обозначения «Диксика», что схоже до степени смешения с коммерческим обозначением «Дикси». Суд иск удовлетворил, поскольку использование коммерческого обозначения приводило к недобросовестной конкуренции. [12]

Между защитой и охраной исключительных прав на коммерческое обозначение можно провести черту.

К защите исключительных прав следует отнести применение норм, с помощью которых правообладатель может пресечь неправомерные действия третьих лиц. Существуют две формы защиты юрисдикционные (с использованием органов власти), неюрисдикционные (самостоятельная защита). Защита исключительных прав закреплена в статье 1252 ГК РФ. Обычными требованиями по защите являются: пресечение действий, признание права, возмещение убытков. Например, АНО «Институт региональной политики» обратилось к АНО «Московский урбанистический форум» о запрете использования коммерческого обозначения «Московский урбанистический форум». Истцом был осуществлен весь перечень работ по сопровождению и созданию деятельности организации. Суд отказал, так как отсутствовали надлежащее количество доказательств.

Нужно заметить, что институт интеллектуальной собственности в последнее время сильно развивается. На основе проведенного анализа норм материального права очевиден вывод, что интеллектуальные права субъектов предпринимательства не до конца защищены, что ведет к возможностям для недобросовестной конкуренции. Своевременное реагирование законодателя на проблемы фирменного наименования и коммерческого обозначения является первоочередной задачей.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4, от18 декабря2006 г. (с последующими изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы«Консультант Плюс».
  2. Как защититься от чужого товарного знака? (А. Бычков, «эж-ЮРИСТ», N 3, январь 2015 г.) Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 4819/10
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4, от «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  5. Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 27.08.2014 N С01–790/2014 по делу N СИП-435/2013
  6. Постановление ФАС МО от 01.08.2013 по делу N А41–31267/12
  7. Перспективы повышения эффективности судебной защиты исключительного права на фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания (М. О. Клейменова, журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации», N 2, февраль 2016 г.)
  8. «Фирменное право России» (Филиппова С. Ю.) («Статут», 2016)
  9. Ершова Е. А. Гудвилл бизнеса. М., 2013.
  10. «Настольная книга руководителя организации: правовые основы» (отв. ред. И. С. Шиткина) («Юстицинформ», 2015)
  11. Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2011 г. по делу N А40–29335/10–143–251
  12. Свищева Е. И.: Признаки охраноспособности коммерческих обозначений//«Вестник арбитражной практики», 2014, N 3
  13. Постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2009 г. N КГ-А40/1594–09 по делу N А40–18395/08–26–81.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческое обозначение, фирменное наименование, ГК РФ, товарный знак, средство индивидуализации, РФ, недобросовестная конкуренция, защита, заблуждение потребителей, юридическое лицо.


Похожие статьи

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (п. 1 ст...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

В ст. 1252 ГК РФ установлено, что в случае, когда разные средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения)...

Правовая природа товарного знака как средства...

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен параграф 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер компенсации, товар, ГК РФ, правообладатель, чужой товарный знак, Уголовный кодекс.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

Ключевые слова: закон, Гражданский кодекс РФ, конкуренция, регулирование, товарный знак, РФ, торговая марка, фирменное наименование. Данная статья посвящена такой актуальной проблеме современного общества...

Добросовестность сторон спора о праве на товарный знак

В такой ситуации при оспаривании права на товарный знак инициаторы спора (владельцы известных обозначений) обосновывают недействительность регистрации товарного знака нарушением положений пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Так же реклама иногда нарушает права на средства индивидуализации юридического лица: право на фирменное наименование, наименования места происхождения, товарный знак, знак обслуживания и т. д...

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Общими нормами ГК РФ [2] предусмотрены также иные способы защиты исключительного права на товарный знак. Так, согласно ст.1252 ГК РФ [2] защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации...

Фирменное наименование как составная часть предприятия

В Гражданском кодексе Республики Узбекистан не определяет понятие фирменного наименования. Однако приводятся то, что должно вбирать в себя понятие фирма. Например, ч. 6 ст. 54 ГК Республики Узбекистан юридическое лицо, являющееся коммерческой...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (п. 1 ст...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

В ст. 1252 ГК РФ установлено, что в случае, когда разные средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения)...

Правовая природа товарного знака как средства...

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен параграф 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер компенсации, товар, ГК РФ, правообладатель, чужой товарный знак, Уголовный кодекс.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

Ключевые слова: закон, Гражданский кодекс РФ, конкуренция, регулирование, товарный знак, РФ, торговая марка, фирменное наименование. Данная статья посвящена такой актуальной проблеме современного общества...

Добросовестность сторон спора о праве на товарный знак

В такой ситуации при оспаривании права на товарный знак инициаторы спора (владельцы известных обозначений) обосновывают недействительность регистрации товарного знака нарушением положений пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Так же реклама иногда нарушает права на средства индивидуализации юридического лица: право на фирменное наименование, наименования места происхождения, товарный знак, знак обслуживания и т. д...

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Общими нормами ГК РФ [2] предусмотрены также иные способы защиты исключительного права на товарный знак. Так, согласно ст.1252 ГК РФ [2] защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации...

Фирменное наименование как составная часть предприятия

В Гражданском кодексе Республики Узбекистан не определяет понятие фирменного наименования. Однако приводятся то, что должно вбирать в себя понятие фирма. Например, ч. 6 ст. 54 ГК Республики Узбекистан юридическое лицо, являющееся коммерческой...

Задать вопрос