Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.02.2017

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Москвитина А. О. Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 358-361. — URL https://moluch.ru/archive/141/39876/ (дата обращения: 19.04.2018).



В статье рассмотрена правовая природа товарного знака. Проанализированы международные соглашения, российское законодательство, а также правовые позиции исследователей в области права, содержащиеся в специальной литературе, связанные с правовой природой товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: товарный знак, функции товарного знака, особенности

Изучая товарный знак как средство индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов, следует начать с того, что в настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких международных соглашений, связанных с правовой охраной товарных знаков. Их воздействие на формирование национального законодательства, посвященного товарному знаку как средству индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов, бесспорно. Назовем некоторые из них, например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности [1]; Мадридское Соглашение о международной регистрации товарных знаков [2]; Протокол к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков [7]; Ниццкое Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков [3]; Договор о законах по товарным знакам (TLT) [4]; Сингапурский договор о товарных знаках [5]; Найробский договор об охране олимпийского символа [6].

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен параграф 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ). На неточность определения товарного знака, предусмотренного ст. 1477 ГК РФ, справедливо указывает Э. П. Гаврилов — товарный знак — это «обозначение», которое получило правовую охрану, уже признано товарным знаком [12, с. 817].

Таким образом, товарный знак по своей сути является плодом умственной деятельности, однако в отличие от результата интеллектуальной деятельности главная его ценность заключена не в нем самом, а в той функции, которую он выполняет. Товарный знак является своеобразным звеном между производителем товара (лицом, выполняющим работу или оказывающим услугу) и потребителем. Он служит средством для привлечения внимания потребителя к маркируемым товарам (работам, услугам), позволяя потребителю выбрать необходимый ему товар (работу, услугу) конкретного производителя, а производителю — выделить свой продукт (работу, услугу) среди однородной продукции, выпускаемой другими лицами, и занять определенное положение на рынке.

Как отмечают исследователи в области права, поскольку товарный знак по своему целевому назначению направлен на формирование определенного представления потребителей о качестве товаров и услуг производителя, что, в свою очередь, связано с таким нематериальным объектом, как деловая репутация, то право на товарный знак следует признавать имущественным [15, с. 56].

Следует согласиться с мнением В. С. Никулиной о том, что товарный знак, в особенности приобретший известность и положительную репутацию на рынке, предлагает правообладателю ряд преимуществ, в связи с этим желание последнего закрепить за собой такие преимущества на рынке выглядит вполне естественным [14, с. 24].

На наш взгляд, важной особенностью товарного знака является то, что данное средство индивидуализации, как и другие объекты, перечисленные в ст. 1225 ГК РФ, по своей правовой природе нематериально и не зависит от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражается. Однако права на него, а также материальные носители, в которых выражено соответствующее средство, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским Кодексом (ст. 129 ГК РФ [8]).

Заметим, что ключевой функцией товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов является функция индивидуализации товара, которая позволяет отличать товары одних участников гражданского оборота от однородных (аналогичных) товаров других участников гражданского оборота. Функция индивидуализации товара — основная, она обеспечивает узнаваемость товарного знака потребителем, поскольку товарный знак как никакой другой объект ярко и четко индивидуализирует товары, а также указывает потребителям на наличие у них определенных качественных характеристик, которые отличают данный товар в товарообороте [13, с. 274].

Кроме того, полагаем, необходимо также отметить, что не менее важной является защитная функция товарного знака, которая следует из ч. 1 ст. 1484 ГК РФ и заключается в предоставлении владельцу товарного знака исключительного права пользоваться и распоряжаться им, а также ст. 180 Уголовного кодекса РФ [9], предусматривающей уголовное наказание за незаконное использование товарного знака, никто не может использовать на территории России охраняемый в России товарный знак без разрешения его владельца. Таким образом, для предпринимателя (владельца знака) товарный знак становится эффективным средством защиты его бизнеса от недобросовестной конкуренции.

Широко используется также рекламная функция товарного знака, т. е. его способность привлекать внимание потребителей к маркируемым товарам или услугам. Это свойство товарного знака позволяет ему играть ведущую роль в рекламной стратегии фирмы и эффективно выполнять экономическую функцию. Вышеперечисленными функциями возможности товарного знака не исчерпываются. Существует еще гарантийная функция знака — она важна для потребителя, так как товарный знак производителя или продавца гарантирует потребителю определенное качество продукта. Под гарантийной функцией понимается то, что товарный знак, наносимый на изделие и ставший уже привычным для потребителя, будучи нанесенным на другое изделие того же производителя, будет вызывать у потребителя чувство уверенности в качестве нового изделия. Однако для того, чтобы знак уверенно выполнял свою функцию гарантии качества, производитель должен постоянно заботиться о поддержании высокого качества маркируемых товаров. В случае же снижения качества изделий товарный знак начинает играть роль предупреждения потребителя о низком их качестве, что, естественно, не стимулирует продажу этих изделий и, как правило, приводит к банкротству предприятия.

Таким образом, функции товарного знака оказывают существенное влияние на благополучное развитие бизнеса, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Характеризуя товарный знак как средство индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов, следует согласиться с позицией В. В. Пироговой, которая обращает внимание на еще одну важную особенность о том, что применительно к товарным знакам в ГК РФ отсутствует принцип абсолютной мировой «новизны» [16]. Сходные объекты, в отличие, например, от произведений науки, литературы и искусства, могут быть получены различными лицами одновременно, независимо друг от друга и существовать в дальнейшем либо на основании согласия правообладателя, либо иметь самостоятельную регистрацию, если товары, для которых они заявлены, разнородны.

Таким образом, можно утверждать, что ключевой особенностью товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов является то, что данное средство индивидуализации по своей правовой природе нематериально и не зависит от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражается. В рамках предоставленной правовой охраны товарному знаку его правообладателю принадлежит исключительное право, которое представляет собой, как верно отмечает М. Волынкина, «основной правовой механизм вовлечения в экономический оборот охраняемых результатов интеллектуальной деятельности» [11, с. 6].

На основании вышеизложенного, полагаем, что к настоящему времени в России заложен фундамент нормативно-правовой базы в сфере регулирования товарных знаков как средств индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Литература:

  1. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон. — 1999. — № 7.
  2. Соглашение о международной регистрации знаков (Заключено в Мадриде 14.04.1891) (ред. от 02.10.1979) (вместе с «Инструкцией к мадридскому Соглашению» от 01.04.1992) // Публикация ВОИС. — 1992. — № 260(R), 1992.
  3. Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (заключено в Ницце 15.06.1957) (ред. от 28.09.1979) // Публикация ВОИС. — 1992. — № 292(R).
  4. Договор о законах по товарным знакам (Вместе с «Инструкцией к Договору», «Типовыми международными бланками» / Договор о законах по товарным знакам и Инструкция, подписанные в Женеве 27 октября 1994 г. // Публикация № 225(R). — Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1994.
  5. Сингапурский договор о законах по товарным знакам (Подписан в г. Сингапуре 27.03.2006) // Собрание законодательства РФ. — 7 июня 2010 г. — № 23. — Ст. 2801.
  6. Найробский договор об охране олимпийского символа (Подписан в г. Найроби 26.09.1981) [Электронный документ]. Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.01.2017 года).
  7. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Подписан в г. Мадриде 28.06.1989) // Публикация ВОИС № 204(R). — Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1998. — С. 5–67.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1 ч.). — Ст. 5496.
  11. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Э. П. Гаврилов, В. И. Еременко. — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — С. 817.
  12. Волынкина М. Исключительное право, как мера возможного или дозволенного поведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2013. — № 9. — С. 6.
  13. Настольная книга руководителя организации: правовые основы / отв. ред. И. С. Шиткина. — М.: Юстицинформ, 2015. — 506 с.
  14. Никулина В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. — М.: Статут, 2015. — 208 с.
  15. Новоселова Л. А. Наследование прав на товарный знак // 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18–19 октября 2013 г.): Избранные материалы / Под ред. В. Г. Голубцова, О. А. Кузнецовой. — М., 2014. — С. 56.
  16. Пирогова В. В. Изобретения, ноу-хау, товарные знаки (очерки Российского и зарубежного права) [Электронный документ]. Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.01.2017 года).
Основные термины (генерируются автоматически): товарного знака, товарный знак, индивидуализации результатов деятельности, ГК РФ, средства индивидуализации результатов, Собрание законодательства РФ, средство индивидуализации, Российской Федерации, функции товарного знака, природа товарного знака, функция товарного знака, особенностью товарного знака, товарным знакам, средство индивидуализации результатов, регистрации знаков, международной регистрации знаков, средству индивидуализации, кодекс Российской Федерации, природой товарного знака, индивидуализации товара.

Ключевые слова

особенности, товарный знак, функции товарного знака

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос