Коммерческое обозначение как средство индивидуализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 1613 раз

Библиографическое описание:

Чулова Ю. С. Коммерческое обозначение как средство индивидуализации [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 84-86. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7156/ (дата обращения: 18.10.2018).

Коммерческое обозначение представляет собой отдельный правовой институт, который введен в гражданский оборот на территории РФ с принятием четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) — с 1 января 2008 г. На международном уровне коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации появилось еще в 1967 г., в Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности [1].

Именно с появлением такого правового института, как коммерческое обозначение, предприниматели получили возможность индивидуализировать свои торговые, промышленные и иные предприятия [2].

Надлежащего же закрепления в российском законодательстве оно не получило. Так, законодатель не пошел дальше простого упоминания о существовании данного средства индивидуализации в части второй ГК РФ, ограничившись лишь четырьмя статьями в части четвертой. Эти статьи посвящены общему описанию коммерческого обозначения, его действию во времени, в пространстве, по кругу лиц, а также общему сравнению с другими средствами индивидуализации — фирменным наименованием, товарным знаком, знаком обслуживания. Следует отметить, что определение коммерческого обозначения отсутствует в ратифицированных РФ международных договорах и конвенциях.

В теории возникло несколько подходов к пониманию рассматриваемого средства индивидуализации. Одни исследователи пытались дать определение, исходя из тех признаков, которые указал законодатель [3], другие взяли за основу международные правовые акты [4]. Например, С. А. Бобков произвел лексический анализ понятия и пришел к выводу, что: это — знак (отличительный признак), используемый субъектом коммерции (предпринимательской деятельности) с целью индивидуализации себя, своего дела (бизнеса), а также производимых (выполняемых, оказываемых) им товаров (работ, услуг) [5]. Выделение сущности обозначения как знака, в качестве которого могут выступать словесные, графические, а также комбинированные обозначения, выглядит вполне обоснованным, но ссылка на индивидуализацию товаров, работ или услуг представляется ошибочной, поскольку приводит к смешению коммерческого обозначения с товарным знаком и знаком обслуживания.

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

Рассматривая ст. 1538 ГК РФ, можно вывести основные признаки коммерческого обозначения:

1)                 принадлежит только субъектам предпринимательской деятельности;

2)                 является средством индивидуализации предприятий;

3)                 входит в состав предприятия как имущественного комплекса;

4)                 не является фирменным наименованием (не должно носить все его признаки, основными из которых являются обязательное указание организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности и необходимость включения в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц);

5)                 не требует обязательной регистрации либо включения в учредительные документы.

Вместе с тем можно выделить группу признаков, присущих коммерческому обозначению, определяющих его охраноспособность. Такими признаками, исходя из положений ст. ст. 1539, 1540 ГК РФ, являются:

1)        различительная способность (позволяет потребителям и иным участникам гражданско-правовых отношений отличать конкретное предприятие собственника от иных аналогичных предприятий; для этого оно должно быть новым и оригинальным);

2)        известность в пределах определенной территории (может быть размещено на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории);

3)        непрерывное использование в течение определенного времени.

Исключительное право на коммерческое обозначение ограничивается территорией, в пределах которой предприятие использует такое коммерческое обозначение (например, на территории г. Москвы) [6].

Следует констатировать, что ГК РФ не закрепляет, в каком виде может существовать коммерческое обозначение предприятия, как это имеет место в отношении таких средств индивидуализации, как фирменное наименование или товарный знак (ст. ст. 1473, 1482 ГК РФ). В отсутствие подобного запрета можно предположить, что индивидуализировать предприятие могут как словесные, изобразительные, объемные, так и другие обозначения или их комбинации.

Хотелось бы обратить внимание и на отсутствие в § 4 гл. 76 ГК РФ норм, которые бы не допускали использование в коммерческом обозначении элементов, запрещенных в соответствии с правилами ГК РФ о фирменных наименованиях и товарных знаках. Имеются в виду элементы, представляющие собой государственные символы, полные или сокращенные официальные наименования РФ, иностранных государств и т. п. Представляется, что для получения правовой охраны коммерческие обозначения должны отвечать правилам п. п. 2, 4 ст. 1473, ст. 1483 ГК РФ, в силу чего § 4 гл. 76 ГК РФ должен быть дополнен соответствующими нормами.

Право на коммерческое обозначение возникает с момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.

Доказательствами начала и интенсивности использования обозначения в виде коммерческого обозначения могут быть, в том числе:

1)                 указание такого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

2)                 фиксирование факта использования обозначения иными доступными законными способами (например, принятие нотариусом соответствующих документов на хранение с выдачей свидетельства).

Коммерческое обозначение входит в состав предприятия как имущественного комплекса, в связи с чем исключительное право на коммерческое обозначение может быть передано другому лицу (купля-продажа, правопреемство, обращение взыскание и пр.) только в составе такого предприятия. Правообладатель вправе предоставить другому лицу право использование своего коммерческого обозначения (договор аренды, договор коммерческой концессии).

Неиспользование коммерческого обозначения непрерывно в течение года лишает такое обозначение правовой охраны (п. 2 ст.1540 ГК РФ).

Коммерческое обозначение не подлежит регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком, коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее, не допускается (п. 2 ст. 1359 ГК РФ). Лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки (п. 3 ст. 1359 ГК РФ).

Пока можно только предполагать, какие последствия существования коммерческого обозначения возможны для гражданского оборота. Однако можно уверенно говорить о том, что имеющиеся недостатки и пробелы в правовом регулировании не будут способствовать формированию единообразной судебной практики и стабильности оборота. Можно прогнозировать появление значительного количества судебных споров, связанных с защитой прав на коммерческие обозначения. Поэтому потребуется выработать определенные правовые подходы к разрешению подобного рода споров. Большие надежды в этом отношении возлагаются на высшие судебные инстанции.

 

Литература:

 

1.                  Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.wipo.int/portal/ru

2.                  Кандауров А. И. Коммерческое обозначение: новеллы права и правоприменения // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 2. — С. 113–117.

3.                  Рабец А. П. Правовая охрана коммерческих обозначений: новеллы законодательства // Право и экономика. — 2007. — № 6. — С. 68.

4.                  Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. — М.: Статут, 2002. — С. 975– 976.

5.                  Бобков С. А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав // Журнал российского права. — 2004. — № 1. — С. 137.

6.                  Плиев Э. Г., Арчегова Д. Я. Нормы Гражданского кодекса России о правах на интеллектуальную собственность // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. — 2011. — № 4. — С. 165–167.

Основные термины (генерируются автоматически): коммерческое обозначение, ГК РФ, предпринимательская деятельность, фирменное наименование, средство индивидуализации, знак, обозначение, гражданский оборот, имущественный комплекс, интеллектуальная собственность.

Похожие статьи

Фирменное наименование и коммерческое обозначение...

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (п. 1...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

товарный знак, фирменное наименование, ГК РФ, средство индивидуализации, знак, знак обслуживания, интеллектуальная собственность, правовая охрана, государственная регистрация, гражданский оборот.

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации...

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации, Гражданский кодекс, интеллектуальная собственность, использование результатов, имущественный характер, предел осуществления, Российская Федерация...

Фирменное наименование как составная часть предприятия

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации.

состав предприятия, имущественный комплекс, фирменное наименование, предприятие, товарный знак, государственная регистрация, недвижимое имущество, юридическое лицо, земельный участок...

Правовая природа товарного знака как средства...

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен параграф 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение...

К вопросу об использовании официальной символики...

коммерческое обозначение, фирменное наименование, ГК РФ, товарный знак, средство индивидуализации, РФ, недобросовестная конкуренция, защита, заблуждение потребителей, юридическое лицо.

Правовая природа коммерческой концессии | Статья в журнале...

коммерческое обозначение, ГК РФ, предпринимательская деятельность, фирменное наименование, средство индивидуализации, знак, обозначение, гражданский оборот, имущественный комплекс...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская Конвенция, интеллектуальная деятельность, правовая охрана, Российская Федерация, Мадридское соглашение.

О роли наименования места происхождения товара, которому...

Такие средства индивидуализации, как фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара, становясь брендом или входя в его состав, также важны с точки зрения протекции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Фирменное наименование и коммерческое обозначение...

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (п. 1...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

товарный знак, фирменное наименование, ГК РФ, средство индивидуализации, знак, знак обслуживания, интеллектуальная собственность, правовая охрана, государственная регистрация, гражданский оборот.

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации...

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации, Гражданский кодекс, интеллектуальная собственность, использование результатов, имущественный характер, предел осуществления, Российская Федерация...

Фирменное наименование как составная часть предприятия

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации.

состав предприятия, имущественный комплекс, фирменное наименование, предприятие, товарный знак, государственная регистрация, недвижимое имущество, юридическое лицо, земельный участок...

Правовая природа товарного знака как средства...

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен параграф 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение...

К вопросу об использовании официальной символики...

коммерческое обозначение, фирменное наименование, ГК РФ, товарный знак, средство индивидуализации, РФ, недобросовестная конкуренция, защита, заблуждение потребителей, юридическое лицо.

Правовая природа коммерческой концессии | Статья в журнале...

коммерческое обозначение, ГК РФ, предпринимательская деятельность, фирменное наименование, средство индивидуализации, знак, обозначение, гражданский оборот, имущественный комплекс...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская Конвенция, интеллектуальная деятельность, правовая охрана, Российская Федерация, Мадридское соглашение.

О роли наименования места происхождения товара, которому...

Такие средства индивидуализации, как фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара, становясь брендом или входя в его состав, также важны с точки зрения протекции.

Задать вопрос