Виды ответственности за незаконное использование товарного знака | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 25.11.2017

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Нургалеев М. С. Виды ответственности за незаконное использование товарного знака // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 130-132. — URL https://moluch.ru/archive/181/46580/ (дата обращения: 20.05.2019).



Исключительное право на товарный знак в рамках общего правила защищается предусмотренными ГК РФ способами, учитывающими существо нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Нарушение исключительных прав является юридическим фактом, порождающим разнообразные юридические последствия, в том числе — ответственность нарушителя, которая является основным, хотя и не единственным, последствием правонарушения. Поскольку ответственность — это всегда обязанность претерпеть определенные лишения в виде умаления прав или имущества, то наиболее распространенной формой гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав является возмещение причиненного вреда. Однако, гражданско-правовая ответственность за нарушение исключительных прав может наступать и форме конфискации или уничтожения изделий, изготовленных с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, поскольку в этом случае также имеет место умаление имущества нарушителя. Учитывая, что гражданско-правовая ответственность за причинение вреда строится по принципу полного возмещения причиненного вреда, имущественная ответственность за нарушение исключительных прав выполняет, главным образом, компенсаторную функцию. Гражданско-правовая ответственность отличается от уголовной (и административной) ответственности, прежде всего, тем, что правонарушитель несет ответственность не перед государством, а перед правообладателем. В рамках гражданско-правовой ответственности правообладатель и нарушитель выступают как юридически равные субъекты. При этом основной целью гражданско-правой ответственности является компенсация причиненного вреда, а не наказание за несоблюдение установленного правопорядка. В связи с этим при привлечении к гражданско-правовой ответственности основную роль играют имущественные санкции, а не меры, направленные против личности нарушителя [8].

Способы защиты гражданских прав, предусмотренные в ст.12 ГК РФ [2] при применении их к защите исключительного права на товарный знак могут быть реализованы следующим образом:

1) Требование о признании исключительного права на товарный знак.

2) Требование о пресечении действий, нарушающих исключительное право на товарный знак или создающих угрозу такого нарушения.

3) Требование о возмещении убытков за неправомерное использование товарного знака без разрешения правообладателя.

4) Требование о выплате компенсации за неправомерное использование товарного знака без разрешения правообладателя.

5) Требование об изъятии материального носителя, на котором неправомерно использован товарный знак правообладателя.

6) Требование об изъятии из оборота и уничтожения контрафактных товаров, этикеток, упаковок товара.

7) Требование о публикации решения суда о допущенном нарушении исключительного права на товарный знак с указанием действительного правообладателя.

8) Требование об удалении товарного знака (знака обслуживания) или сходного с ним до степени смешения обозначения с материалов, которыми сопровождается выполнение работ или услуг [1].

Основной статьей в сфере гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак является статья 1515 ГК РФ [2], в соответствии с которой товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общими нормами ГК РФ [2] предусмотрены также иные способы защиты исключительного права на товарный знак.

Так, согласно ст.1252 ГК РФ [2] защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с п. 5 ст.1252 ГК РФ [2] — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права [9].

Помимо гражданско-правовой ответственности, за нарушения исключительного права на товарный знак так же предусмотрена административно-правовая и уголовно-правовая ответственность.

Административная ответственность за незаконное использование товарных знаков и наименований мест происхождения товара предусмотрена ст. 14.10. КоАП РФ [3]. В соответствии с п. 1 ст. 2.1. КоАП РФ [3] административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ [3] или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях регулируется Разделом IV КоАП РФ [3].

К отдельным видам административной ответственности относятся:

1. КоАП РФ [3] предусмотрена административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Совершение указанных правонарушений влечет наложение штрафа:

‒ на граждан — в размере от 15 до 20 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;

‒ на должностных лиц — в размере от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;

‒ на юридических лиц — в размере от 300 до 400 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

2. При осуществлении недобросовестной конкуренции в виде продажи товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности наступает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа:

‒ на должностных лиц — в размере от 40 до 50 МРОТ;

‒ на юридических лиц — от 2000 до 5000 МРОТ [6].

Значительное место в системе охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе авторских и смежных прав, занимает действующее уголовное законодательство России. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена ст. 180 УК РФ [7]. Ответственность может наступить только при наличии вины в форме умысла и (или) совершения соответствующего деяния в крупном размере.

Так, статья 180 УК РФ [7] закрепляет, что незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то они наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

При этом стоит особо отметить, что деяние должно причинить крупный ущерб правообладателю, который исчисляется в соответствии с примечанием к ст.169 УК РФ [7] от полутора миллионов рублей, либо быть совершенным неоднократно (два и более раза) [4].

Борьба с нарушениями авторских прав — это сложный комплексный процесс, который включает в себя и государственную политику, и мероприятия, планируемые и проводимые правоохранительными органами, и, корпоративную борьбу с нарушениями авторских прав. Под корпоративной борьбой с нарушениями авторских прав следует понимать систему мер, направленных на уменьшение незаконного использования произведений и объектов смежных прав, планируемых и проводимых группами правообладателей либо отдельными правообладателями [5].

Литература:

  1. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности, учебник, с 960, М. «Проспект» 2011 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. 01.07.207).
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017).
  4. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации — 12-е изд., переработано и дополнено — «Юрайт», 2012 г.
  5. Нургалеев М. С. Аспекты уголовно-правовой охраны авторских и смежных прав / М. С. Нургалеев // Актуальные проблемы права: материалы III Международной научной конференции. (Москва, ноябрь 2014 г.) — Москва, 2014. — С.77–80.
  6. Столичный стандарт [Электроный ресурс] URL: http://www.st-standart.ru/trademarks/admin.htm
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) с изменениями и дополнениями вступившим в силу с 26.08.2017)
  8. Честной А. Патентный поверенный [Электроный ресурс] URL: http://www.trademark-patent.ru/article5.htm
  9. Ярчук Е. В. Республиканское юридическое общество [Электроный ресурс] URL: http://www.legals.ru/index.php?page=material&id=48
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, знак обслуживания, РФ, наименование места происхождения товара, интеллектуальная деятельность, ГК РФ, незаконное использование, юридическое лицо.


Похожие статьи

Способы защиты исключительного права на товарный знак

Таким образом, уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за незаконное использование товарного знака, не обеспечивает защиту исключительных прав на средства индивидуализации в полной мере: во-первых...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Обладатель зарегистрированного товарного знака и знака обслуживания приобретает интеллектуальные права на их использование по отношению

Однако нельзя сказать, что до момента принятия 4 части ГК РФ законодательной регламентации товарных знаков и знаков...

Компенсация как способ защиты права на товарный знак.

ГК РФ, гражданско-правовая ответственность, компенсация, товарный знак, убыток, интеллектуальная деятельность, Российская Федерация, РФ, гражданская ответственность, взыскание компенсации.

Виды доказательств по делам об административных...

Однако меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Проблемы возбуждения уголовного дела о незаконном...

Уголовно-правовой защите в действующем законодательстве подлежат такие средства индивидуализации как товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара.

О роли наименования места происхождения товара, которому...

ГК РФ допускает множественность правообладателей этого интеллектуального права.

места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

ГК РФ, товарный знак, рекламный бизнес, интеллектуальная собственность, рекламный продукт, реклама, автор, рекламное произведение, Российская Федерация, правовая охрана.

К вопросу об использовании официальной символики...

В п. 2 ст. 1483 ГК РФ установлены ограничения охраны в качестве товарных знаков некоторых обозначений, тождественных или

4. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская Конвенция, интеллектуальная деятельность, правовая охрана, Российская Федерация, Мадридское соглашение.

Похожие статьи

Способы защиты исключительного права на товарный знак

Таким образом, уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за незаконное использование товарного знака, не обеспечивает защиту исключительных прав на средства индивидуализации в полной мере: во-первых...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Обладатель зарегистрированного товарного знака и знака обслуживания приобретает интеллектуальные права на их использование по отношению

Однако нельзя сказать, что до момента принятия 4 части ГК РФ законодательной регламентации товарных знаков и знаков...

Компенсация как способ защиты права на товарный знак.

ГК РФ, гражданско-правовая ответственность, компенсация, товарный знак, убыток, интеллектуальная деятельность, Российская Федерация, РФ, гражданская ответственность, взыскание компенсации.

Виды доказательств по делам об административных...

Однако меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Проблемы возбуждения уголовного дела о незаконном...

Уголовно-правовой защите в действующем законодательстве подлежат такие средства индивидуализации как товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара.

О роли наименования места происхождения товара, которому...

ГК РФ допускает множественность правообладателей этого интеллектуального права.

места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

ГК РФ, товарный знак, рекламный бизнес, интеллектуальная собственность, рекламный продукт, реклама, автор, рекламное произведение, Российская Федерация, правовая охрана.

К вопросу об использовании официальной символики...

В п. 2 ст. 1483 ГК РФ установлены ограничения охраны в качестве товарных знаков некоторых обозначений, тождественных или

4. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская Конвенция, интеллектуальная деятельность, правовая охрана, Российская Федерация, Мадридское соглашение.

Задать вопрос