Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 2607 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности / В. В. Завражнов, С. М. Сметанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 755-758. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36677/ (дата обращения: 19.12.2024).



Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество» (2011–2020 гг.), которая предусматривает широкое использование информационных технологий в различных сферах управления и общественной жизни. Другим важным фактором развития программ по обучению пожилых людей основам работы с компьютером стало принятие стратегии развития информационного общества в России, согласно которой с 2015 г. основные государственные и муниципальные услуги должны оказываться в электронном виде. Принятие этих программ поставило перед органами социальной защиты населения задачу обучения пожилых людей приемам и способам работы с современными информационными технологиями. В январе 2015 г. эта задача была закреплена документально за счет введения новой социальной программы, направленной на обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности. Назначение программы заключается в обеспечении доступности для пожилых людей государственных информационных ресурсов.

На основании федеральных программных документов разрабатываются региональные программы обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности. Так Министерство социальной политики Нижегородской области, совместно с различными организациями, с 2012 осуществляет обучение пожилых людей основам информационных технологий. В настоящее время обучение проходит в соответствии с программой «Азбука Интернета», разработанной в сотрудничестве с ПАО «Ростелеком» и Пенсионным фондом Российской Федерации. Пожилые люди имеют возможность записаться на эти курсы, заполнив электронную форму на сайте Министерства социальной политики Нижегородской области. Для информационно-методической поддержки программы «Азбука Интернета» функционирует одноименный сайт, который позволяет скачать электронные версии курсов, а также задать вопросы по обучению работе с компьютерной техникой.

В соответствии с разработанными федеральными и региональными программами обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности возлагается на социальных работников — сотрудников Центров социального обслуживания населения. Содержание обучения включает в себя изучение базовых приемов работы с операционной системой Windows (использование мыши и клавиатуры, создание файлов и папок, их копирование), знакомство с основными функциями программы Microsoft Office Word, изучение возможностей работы в сети Интернет (поиск информации, использование коммуникационных возможностей, работа с порталом государственных и муниципальных услуги и сайтами органов государственной власти [1]. В процессе обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности социальным работником решаются следующие социально-психологические задачи: адаптация пожилых людей к условиям обучения, установление позитивных отношений между обучающимися на период работы группы; поиск социальным работником индивидуального подхода к обучающимся.

Отличия пожилых людей, от других категорий обучающихся заключаются в том, что наличие собственного опыта позволяет им критически рассматривать преподаваемый материал и оценивать его с точки зрения полезности для себя. Указанное отличие опосредует отношения между социальным работником, ведущим компьютерные курсы и обучающимися, что выражается в ряде принципов, которые должны быть соблюдены при организации и проведении занятий. Ю. И. Богатырёва, А. Н. Привалов, В. В. Соломатова, А. Н. Шмелев выделяют следующие принципы обучения пожилых людей: во-первых, принцип равенства, который выражается в форме обращения ведущего курсов к пожилым людям, его позиции во время проведения занятий, способе расстановки мебели и проч. Содержание этого принципа таково, что сама обстановка в классе, где происходит обучение, должна обеспечивать психологический комфорт для обучающихся и создавать для них равные условия. Во-вторых, принцип активного творчества, согласно которому необходимо строить обучение таким образом, чтобы пожилые люди могли вывести часть проблем и способов их решения самостоятельно на основе уже имеющихся знаний. Это означает, что материал, преподаваемый в ходе занятий должен активно обсуждаться в группе, что способствует его лучшему усвоению. В-третьих, принцип личностного подхода, которые требует учитывать психологические особенности пожилых людей в процессе обучения. В-четвертых, принцип комфортности, согласно которому занятия в группе должны сопровождаться позитивными эмоциями, а сам темп занятий должен быть таким, чтобы обучающиеся имели возможность обдумывать получаемую информацию. В-пятых, принцип доступности, согласно которому обучение должно идти от известного к неизвестному и от простого к сложному. При этом учебный материал должен соответствовать индивидуальным возможностям обучаемых [3].

Н. Н. Сергеева указывает на необходимость учета психических процессов пожилых людей при организации занятий. Это означает, что предлагаемый материал должен представлять интерес для аудитории, а его подача должна осуществляться по различным каналам восприятия. Продолжительность одного занятия не должна превышать более 1,5 часов, а его структура должна учитывать время включаемости в работу (20 мин.), период максимальной работоспособности (30–40 мин.) и период спада активности (30 мин.) [4].

Сложности в обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности объясняются таким факторами как: боязнь сломать или повредить компьютер; стереотипы о вредности или опасности компьютерных технологий; стереотипы о том, что старость это время, когда уже поздно учиться чему-то новому.

Характер организуемых курсов также порождает определенный круг проблем: содержание занятий не учитывает разнообразных образовательных потребностей обучаемых, в результате чего пожилые люди не имеют возможности определить собственную образовательную траекторию при обучении основам компьютерной грамотности; возможности применения мультимедийных технологий в процессе обучения пожилых людей ограничены; программа курсов недостаточно учитывает физическое состояние обучаемых и их психологические особенности [2].

Для непосредственного исследования специфики деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности было проведено эмпирическое исследование на базе ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Арзамаса, Нижегородской области. Методами исследования стали интервьюирование социальных работников Центра, в количестве 10 чел., проводящих обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности, и анкетирование обучающихся в количестве 14 чел., метод анализа документов.

Интервьюирование показало, что основной проблемой обучения социальные работники считают несоответствие учебных материалов, представленных в пособиях, действительному уровню развития компьютерных технологий. Так, анализ материалов пособия «Азбука Интернета», показывает, что иллюстративный материал предполагает использование операционной системы Windows 7, которая уже снята с производства. Это означает, что пожилым людям, приобретающим персональные компьютеры уже после окончания обучения придется приспосабливаться к особенностям интерфейса Windows 8.1 или Windows 10, значительно отличающемуся от примеров, представленных в пособии. При этом недостаточно учитывается возможность использования пожилыми людьми таких устройств как планшетные компьютеры, что выражается в отсутствии соответствующих учебных материалов. Однако реальная практика обучения показывает, что пожилые люди достаточно часто обращаются с вопросами, обусловленными использованием именно этого вида компьютерной техники. Дешевизна и высокая мобильность этих устройств будут обуславливать их высокую востребованность в будущем. Следствием указанной проблемы является то, что пожилые люди вынуждены периодически обращаться к социальным работникам Центра для получения консультаций по работе с компьютером. При этом консультации требуются даже тем, кто на занятиях показывал высокий уровень усвоения материала, но оказался в затруднении, столкнувшись с непривычным оформлением современных операционных систем.

Еще одну проблему представляет комплектование учебных групп. Существующая система обучения не учитывает исходный уровень знаний обучаемых, их психологические особенности, а также склад характера. Это означает, что в больших группах, когда несколько обучающихся используют один компьютер, могут возникать конфликтные ситуации, обусловленные стремлением отдельных обучающихся ускорить работу своих коллег. Разность темпераментов приводит к тому, что некоторые пожилые люди достаточно негативно реагируют на попытки подсказать порядок действий при выполнении учебного задания.

Развитие информационно-коммуникативных технологий в настоящее время идет очень динамично, при этом время, отводимое на обучение их использованию, остается неизменным. Это приводит к тому, что пожилым людям приходится усваивать все больший объем материала, что порождает дискомфорт у тех из них, кто начинает обучение «с нуля». Недостаточное количество практических занятий обуславливает низкий уровень сформированности различных навыков, необходимых при работе на компьютере. Результатом этого становится закрепление в представлении пожилых людей отрицательного стереотипа о собственной неспособности освоить такой сложный инструмент как компьютер. Для преодоления этого стереотипа социальному работнику приходится затратить много времени и сил, чтобы на примере личных достижений пожилого человека раскрыть несостоятельность большинства мнений об элитарности информационных технологий.

Анкетирование пожилых людей показывает их высокую степень удовлетворенности занятиями, что подтверждается анализом отзывов обучающихся в соответствующем журнале учреждения. При этом анкетирование выявило различие в уровне усвоения материала среди обучающихся. Это объясняется различиями в интересах пожилых людей, так как лучше всего воспринимается информация, которая удовлетворяет какие-либо конкретные потребности обучающихся, например, потребность в общении с родственниками через Skype.

Вместе с тем, анкетирование пожилых людей выявило ряд отрицательных моментов, связанных с использованием портала государственных и муниципальных услуг. К ним относится, прежде всего, сложный процесс регистрации и его растянутость во времени, что не позволяет обучающимся познакомиться с большинством услуг под руководством социального работника. У ряда пожилых людей отмечается страх перед указанием своих персональных данных в сети Интернет, что не позволяет им эффективно использовать отдельные услуги.

Следовательно, изучение специфики деятельности социального работника в процессе обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности показывает, что в данной сфере имеется ряд проблем, решение которых требует поиска новых технологий. Решение данных проблем может осуществляться за счет более широкого применения мультимедийных средств и технологий дистанционного обучения. Это позволит наглядно и доступно представлять учебный материал, а также обеспечить индивидуализированный подход к каждому обучающемуся.

Литература:

  1. Азбука Интернета. Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет. — М.: ОАО «Ростелеком», ПФР РФ, 2014. — 120 с.
  2. Лебедев, С. А. Особенности обучения информационным технологиям людей пожилого возраста / С. А. Лебедев // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2012. — № 2. — С.207–212
  3. Привалов, А. Н. Социально-педагогические аспекты обучения людей пожилого возраста использованию компьютера / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырёва, В. В. Соломатова, А. Н. Шмелев // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С.283–289
  4. Сергеева, Н. Н. Организация обучения пожилых людей информационным компьютерным технологиям / Н. Н. Сергеева // Актуальные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 12. — С.375–376
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная грамотность, обучение пожилых людей, социальный работник, пожилое, время, компьютер, Нижегородская область, обучающийся, процесс обучения пожилых людей, социальная политика.


Похожие статьи

Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Похожие статьи

Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Задать вопрос