Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клюева, К. С. Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде / К. С. Клюева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/18/ (дата обращения: 24.12.2024).

Под социально-психологической адаптацией личности нами понимается: процесс, по средствам которого индивид достигает состояния отсутствия переживания конфликта со средой, за счет использования накопленного опыта и моделирования новых способов поведения для разрешения проблемных ситуаций.
Каждый процесс преодоления личностью каких-либо сложных ситуаций можно считать процессом социально-психологической адаптации личности, в результате которого личность использует приобретенный на предшествующих этапах опыт или открывает принципиально новые способы поведения и решения сложных задач, моделирует новые программы и планы внутрипсихических процессов, для преодоления возникших ситуаций.

Условия жизни в современном мире изменяются с большой скоростью, если оглянутся и посмотреть на развитие техники 50-60 лет назад, то мы увидим, что сделан огромный скачек вперед. В царской России не происходило таких принципиальных переходов к новому в области техники, которые происходят сейчас. Ребенок рождался, рос, проживал всю свою жизни и умирал в очень схожих социальных условиях, скажем, если он был крестьянским сыном, то вся его жизнь проходила в поле, и не вставало вопроса о необходимости приспособления к постоянно изменяющимся условиям бытия. Другое дело современная жизнь и постоянные научные открытия, которые происходят по всему миру. Для современного человека компьютер или проигрыватель компакт-дисков является абсолютно обыденной вещью, которая не вызывает удивления или страха. Современные дети уже с юного возраста являются активными пользователями компьютеров и сети Интернет.

Если техника продолжит развиваться так активно, то проблема адаптации к информационной среде будет крайне актуальной в ближайшее время. Если человек умеет пользоваться компьютером, то это еще не значит, что в дальнейшем он сможет нормально адаптироваться к 3D технологиям, которые активно внедряются в различные технические средства, или использование нано технологий, которое позволит в дальнейшем создавать все более новые и не понятные технические средства, что будет представлять для человека определенную проблемную ситуацию, которую ему будет необходимо решить. Исходя из этого, можно предположить, что ближайшее будущее, будет требовать способности быстро усваивать информацию и быстро приспосабливаться к информационной среде, поэтому крайне важно уже сейчас понять, что необходимо предпринимать, чтобы общество с наименьшими потерями для себя смогло перейти на следующий качественный уровень.

В настоящее время во всех странах мира не исключая Российскую Федерацию становятся заметны социально-демографические изменения связанные с увеличением доли пожилых в общей численности населения. Что, безусловно, указывает на необходимость адаптации данной части населения к изменяющимся условиям современной среды.
Проблема старения населения имеет не только социальный характер, но и в первую очередь экономический, т.к. возрастает показатель экономической нагрузки на работающее население, которое обеспечивает финансирование не только безработных, но и людей пенсионного возраста, что в свою очередь обостряет социальные противоречия и социальное неравенство. В современных российских экономических условиях проблема людей пенсионного возраста становиться наиболее актуальной, в связи с тем, что только при условии продолжения трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста они могут сохранить «достойный» уровень жизни и быть экономически не зависимыми от семьи и других социальных институтов.
В рамках возрастания значения информационных технологий и компьютеризации общества большое значение имеет возможность пожилых работать с современными техническими средствами. Которые могут обеспечить постоянный социальный контакт с родными, друзьями, центрами социальной помощи и т.д. А также обеспечить их удаленной работой или занятостью в сфере консалтинга, что позволит им продолжить осуществлять трудовую деятельность и снизить показатель нагрузки на работающее население. А в условиях построения информационного общества, это является условием выживания всей системы общества и ее взаимосвязей.
Проводимая в настоящее время пенсионная реформа в РФ ставит перед собой задачу повысить уровень жизни пожилого населения, но не за счет увеличения их социальной активности, программ поддержания их работоспособности и создания специальных рабочих мест для них, а за счет нерационального перераспределения накопленного ими денежного капитала, который они получают в виде повышенных пенсий или дополнительных социальных благ. Что удовлетворяет интересам государства, но совсем не учитывает потребности пожилого населения страны. То есть государство выбирает опять экстенсивный путь развития, который приводит к истощению ресурсов и не минуемую гибель системы.
Старение, а особенно выход на пенсию является, безусловно, наиболее кризисным периодом в жизни любого человека, так как резкие изменения в жизни человека связанные со сменой социального статуса, возрастания зависимости от государства и поддержки семьи, уменьшения числа социальных связей и т.д. приводит к возрастанию психологических проблем и расстройств, связанных с ощущением себя невостребованной частью населения. Именно внедрения различных социальных программ связанных с адаптацией пожилых к информационной среде позволит сохранить в них понимание «нужности» обществу, упрочит их социальные связи по всему миру, позволит меньше зависит от государства и родных, тем самым обеспечит их уверенность в будущем и снизит их социальные страхи.
Если проанализировать различную литературу, касающуюся проблем пожилого населения, то можно выделить три основные позиции авторов. Первая часть авторов указывает, что пожилые - это слабая и обездоленная часть населения, которая нуждается в социальной помощи и поддержке[2, 3, 5, 8]. Вторая позиция заключается в том, что в пожилых видят высокий, не используемый трудовой потенциал и человеческий потенциал, который должен быть включен в социально активную жизнь общества[1, 4, 6, 10]. А третья часть авторов видит в пожилых исключительно обузу для общества, дополнительный балласт на активной части населения, который тормозит развитие общества и не дает притворять в жизнь большое количество реформ[7, 9].
Современное пожилое население России отличается от такого же населения развитых Европейских стран или Америке, прежде всего плохим здоровьем. Плохое самочувствие в преклонном возрасте является следствием неправильного питания, плохой экологии, низкого качества медицинского обслуживания и большого количества различных социальных проблем с которыми человек сталкивается в течение всей своей жизни, а все это, безусловно, зависит в первую очередь от финансового благосостояние, которое у большинства Россиян находится на низком уровне.
А как следствие возникает невостребованность пожилых в современной экономической жизни, так как пожилые работники чаще болеют, не могут выполнять определенные виды работ и требуют специальных условий труда. Но всего этого можно избежать если использовать навыки пожилых с помощью компьютерных технологий. Таких как видеоконференции, он-лайн общение, электронные книги и т.д. Пожилой человек может продолжать работать, находясь у себя дома.
Но и здесь существует достаточное количество проблем связанных с затратами на закупку компьютеров и обучения работе на компьютере и в интернете. Но главной проблемой является психологический барьер и страх пожилых людей перед не понятной им техникой. Пожилой человек не понимает, как он может использовать компьютерные технологии, а как следствие считает их бесполезными и не стремится их освоить.
Адаптация пожилых в информационной среде, прежде всего, связанна с преодолением этих психологических барьеров, так как рацио пожилых при попытке обучить их работе на компьютере, сталкивается часто с чем-то непонятным, в итоге срабатывают различные защитные механизмы. Преодоление этих защитных механизмов психики является приоритетной задачей при разработке основных методов социально-психологической адаптации.
В своих работах Савотина И.А. отмечает, что механизмы социальной адаптации личности представляются как целостный процесс деятельности, общения, самосознания в социальной практике индивидов. Это одновременно и многогранный процесс активного развития личности, которое осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе его лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также приспособленность личности изменять и качественно преобразовывать собственное «Я» на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.
А.Фрейд [11] в своих работах предложила считать защитными следующие «психодинамические» механизмы:
1. Вытеснение (подавление);
2. Регрессия;
3. Образование реакции;
4. Изоляция;
5. Аннулирование совершенного действия;
6. Проекция;
7. Интроекция;
8. Обращение на собственную личность;
9. Превращение в свою противоположность;
10. Сублимация.
Видимо, А.Фрейд, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. Другая особенность предложенного ею списка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, которые непроизвольно или частично осознанно используются преимущественно для защиты от внутренних фрустраторов.
В дальнейшем этот список дополнил новыми механизмами Джанис А. [12], данные механизмы были в большей мере направлены против внешних фрустраторов:
11. Бегство (уход) от ситуации;
12. Отрицание;
13. Идентификация;
14. Ограничение Я.
Однако и этот список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами:
15. Рационализация;
16. Фантазия;
17. Символизация;
18. Смещение;
19. Интеллектуализация.
Кроме того, об этом полном списке следует сказать также, что в него включены не только собственно защитные механизмы, но и непосредственные поведенческие и внутрипсихические реакции на воздействие фрустрирующих ситуаций, которые в настоящее время рассматриваются отдельно.
Социально-психологическая адаптация в первую очередь имеет место в проблемных ситуациях, которые решаются переструктурирования проблемных ситуаций и нахождения новых структурных целостностей. Если социально-психологическая адаптация имеет место в разрешении проблемной ситуации, то она скорее использует преимущественно незащитные адаптивные процессы и механизмы, а если она имеет место с сохранением проблемной ситуации, то используются преимущественно защитно-адаптивные процессы. В этом случае структурные изменения личности более значительны, так как личность вынуждена изменяться для приспособления к ситуации.
Информационная среда для пожилого человека, безусловно, является проблемной ситуацией и пожилой человек зачастую избегает столкновения с ней, конечно, что не решает проблему, а только откладывает ее решение на неопределенный срок. Избегая знакомства с различными формами проявления информационной среды, пожилой человек лишается современных и удобных способов коммуникации с обществом, что, безусловно, отрицательно влияет на его жизнь и перспективы развития социума.

Литература:
1. Бакулина Е.Л., Кокуев Т.В. Образование старших. //Социальная работа. М., 2001. № 3.

2. Бондаренко И.Н., Морозов Г.В., Пущина В.Н., Гудков Н.В. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений. //Психология зрелости и старения. М., 2001. № 2 (14).

3. Краснова О.В. Условия и качество жизни в позднем возрасте. //Психология зрелости и старения. М., 2001. № 4 (16).

4. Кулемина Л.Б. Социокультурная работа учреждений социального обслуживания с интеллигенцией пенсионного возраста. М., 2000.

5. Левада Ю. Координаты человека. К итогам изучения «человека советского». //Мониторинг общественного мнения. № 1 (51).

6. Малыхина Е.В. Организация социального обслуживания пожилых людей: социологический анализ. Автор. дисс. к.с.н. М., 2000.

7. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. М., 2000.

8. Солдатова Л.А. Социальное обслуживание одиноких граждан пожилого возраста в регионе: социологический анализ. М., 2000.

9. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения./Под ред. А.Ослунда, М.Дмитриева. М., 1996.

10. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых. Геронто-социологический анализ. М., 2000.

11. Freud A., Das ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946

12. Janis I., Personality. Dynamics, development, and assessment. N.-Y.,1969
Основные термины (генерируются автоматически): информационная среда, пожилой человек, проблемная ситуация, механизм, пенсионный возраст, ситуация, социально-психологическая адаптация, пожилое население, социальная помощь, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема исследования социально-психологического климата образовательной организации

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов

Психологические условия оптимизации социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Похожие статьи

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема исследования социально-психологического климата образовательной организации

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов

Психологические условия оптимизации социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования