Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Бадалян А. Ю. Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации характера // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 239-241. — URL https://moluch.ru/archive/131/36405/ (дата обращения: 22.05.2018).



Проведено психологическое исследование подростков с разным типом акцентуации характера с целью выявления алекситимии подростков с разным типом акцентуации характера. В ходе исследования были выявлены преобладающие акцентуации характера.

Ключевые слова: алекситимия, подростки с разным типом акцентуации характера, диагностика

Актуальность темы связана с тем, что в последнее время по данным статистики, алекситимия не уменьшается, в подростковом возрасте она влияет на коммуникацию и социализацию в целом. Наличие алекситимии, как нарушения усвоения общения, выражения своих чувств, эмоций. Подростковый возраст является достаточно сложным, так как является переходным периодом от детства к взрослости. Этот возраст характеризуется бурным психическим и физиологическим развитием, наиболее развивается познавательная сфера; новообразованиями становятся мировоззрение и профессиональные интересы. Также продолжает активно развиваться мотивационная и аффективная сферы, формируется Я-концепция. Ведущей деятельностью в младшем дошкольном возрасте является межличностное общение, а в старшем дошкольном — учебно-профессиональная деятельность.

В подростковом возрасте могут развиваться такие два психологических феномена, как акцентуации характера и алекситимия в структуре личности, которые в системе других факторов риска могут служить преморбидным фоном развития пограничных психических расстройств, развития аддикции, соматических и психосоциальных проявлений неблагополучия [3–4]. Акцентуации характера не всегда заметны окружающим, встречаются до 50–80 % лиц и со временем могут компенсироваться [3]. Лица с акцентуациями имеют избирательную уязвимость, «место наименьшего сопротивления» при воздействии различных психогенных факторов и могут являться благоприятной почвой для развития депрессий и психогений [1, 3]. Алекситимия, как личностный конструкт, характеризуется трудностями в различении и описании эмоциональных переживаний как у себя, так и у других людей. Встречается у практически здоровых лиц различных возрастных групп, чаще выявляется у лиц мужского пола [5]. Большинство исследователей считают алекситимию первичной личностной характеристикой по отношению к тревоге и депрессии, повышающей риск их развития под влиянием стресса [2, 4–5]. Межличностные связи этих людей часто ограничены и ригидны, имеют тенденцию к патологической зависимости или избеганию общения с другими людьми.

Концепции алекситимии поднимаются в трудах Д. Неймиах, П. Сифнеос, Г. Кристалл, В. В. Калинина, В. М. Провоторова, B. C. Ротенберга, И. С. Коростелева, Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова и др.

Цель исследования: выявить алекситимию подростков с разным типом акцентуации характера.

Материалы иметоды исследования.

Эмпирическую базу исследования составили 60 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. Исследование проходило на базе МОУСОШ №5 города Спасск-Дальний

В процессе проведения исследования были использованы следующие методики: торонтская алекситимическая шкала (Toronto Alexithymia Scale — TAS-20); характерологический опросник К. Леонгарда; опросник К. Леонгарда — С. Шмишека. «Методика изучения акцентуаций личности», тест личностных акцентуаций (модифицированный вариант методики ПДО А. Е. Личко) Дворщенко В. П., цветовой тест М. Люшера.

Результаты исследования и их анализ.

Анализ данных, полученных в ходе исследования, дает основания слать выводы о том, что основная гипотеза исследования о существовании связи между уровнем алекситимии и типом акцентуации подтвердилась на 0,01 уровне.

Большинство подростков в данной группе имеют нормальные показатели по методике TAS-20, т. е. признаков алекситимии у них не наблюдается. 17 подростков в данной группе находятся в зоне риска развития алекситимии и у 10 подростков высокие показатели по данному признаку, что говорит о сниженной способности или затруднении в вербализации эмоциональных состояний этих детей.

В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии и группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии разные типы акцентуаций характера. В первой группе подростков преобладающим типом акцентуации является дистимичный тип и на втором месте располагается тревожно-боязливый тип акцентуации. Во второй группе подростков данные типы занимают последнее место и являются наименее распространенными. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии преобладающими являются демонстративный и эмотивный типы акцентуации характера, которые в группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии не представлены.

По результатам методики А. Е. Личко можно сделать вывод о том, что преобладающим в данной группе подростков является астено-невротический тип акцентуации. Наименее встречающимся в данной группе является циклоидный тип акцентуации.

При разных показателях уровня алекситимии цветовой выбор респондентов также отличается. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии предпочтение отдавалось черному, красному и фиолетовому. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии предпочтение отдается желтому, синему, зеленому и серому цветам.

Выводы:

  1. Основная гипотеза исследования о существовании связи между уровнем алекситимии и типом акцентуации подтвердилась на 0,01 уровне.
  2. Большинство подростков в данной группе имеют нормальные показатели по методике TAS-20, т. е. признаков алекситимии у них не наблюдается. 17 подростков в данной группе находятся в зоне риска развития алекситимии и у 10 подростков высокие показатели по данному признаку, что говорит о сниженной способности или затруднении в вербализации эмоциональных состояний этих детей.
  3. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии и группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии разные типы акцентуаций характера. В первой группе подростков преобладающим типом акцентуации является дистимичный тип и на втором месте располагается тревожно-боязливый тип акцентуации. Во второй группе подростков данные типы занимают последнее место и являются наименее распространенными. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии преобладающими являются демонстративный и эмотивный типы акцентуации характера, которые в группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии не представлены.
  4. По результатам методики А. Е. Личко можно сделать вывод о том, что преобладающим в данной группе подростков является астено-невротический тип акцентуации. Наименее встречающимся в данной группе является циклоидный тип акцентуации.
  5. При разных показателях уровня алекситимии цветовой выбор респондентов также отличается. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии предпочтение отдавалось черному, красному и фиолетовому. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии предпочтение отдается желтому, синему, зеленому и серому цветам.

Литература:

  1. Батаршев А. В.Диагностика пограничных психических расстройств личности.М.: ИИП, 2004. — 201 с.
  2. Ересько Д. Б.Алекситимия и методы её определения при пограничных психосоматических расстройствах.СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005. — 172 с.
  3. Старостина Е. Г., Тэйлор Г. Д. и др. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20, № 4. С. 31–38.
  4. Ракович Н. К. Практикум по психодиагностике личности — Мн.: БГПУ, 2002. — 248 с.
  5. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 448 с.
  6. Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы.
  7. Методика Леонгарда-Шмишека. М.: ИОИ, 2004. — 176 с.
  8. Шевандрин Н. И.Основы психологической диагностики. М.: Владос, 2003. — 194 с.
  9. Подмазин С. И., Сибиль Е. И. Как помочь подростку с «трудным» характером. Киев: Перспектива, 1996. — 160 с.
  10. Дворщенко В. П. Тест личностных акцентуаций. Модифицированный вариант методики ПДО. СПб: Речь, 2008. — 96 с.
  11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  12. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учеб. Пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группе подростков, показателями уровня алекситимии, нормальными показателями уровня, высокими показателями уровня, типом акцентуации, акцентуации характера, типом акцентуации характера, разным типом акцентуации, тип акцентуации, уровня алекситимии предпочтение, группе подростков данные, подростков данные типы, подростков высокие показатели, Большинство подростков, показателях уровня алекситимии, уровня алекситимии цветовой, типы акцентуации характера, уровня алекситимии разные, типы акцентуаций характера, астено-невротический тип акцентуации.


Ключевые слова

диагностика, алекситимия, подростки с разным типом акцентуации характера

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос