Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Некрасова Е. А. Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 291-295. — URL https://moluch.ru/archive/142/39922/ (дата обращения: 22.10.2018).



В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление. Причем взрывы агрессивности в поведении подростков носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Для исследования использовались методики: измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, определения смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностики типа акцентуации личности тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, оценки агрессивности в отношениях тест А. Ассингера, по типам поведения в конфликте опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов».

Самооценка— это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Смысложизненные ориентации — это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Акцентуации личности чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Агрессивностьэто любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Стили поведения вконфликтеформы разрешения межличностного конфликта, зависящие от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта (эмоциональной стороны) считаемой наиболее важной.

Вусловиях конкуренции на рынке труда, наблюдается динамика ценностных ориентации учащейся молодежи. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. В условиях современного социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблеме конфликта, весьма актуальной как в научном, так и в прикладном отношениях. В настоящее время учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении среднего профессионального образования рассматривается как сложная система одно- и многоуровневых взаимоотношений индивидуального, индивидуально-группового и группового характера, включающая такие подсистемы, как «обучающийся- обучающийся». От того, в какой мере эффективно происходит взаимодействие между всеми названными участниками образовательного процесса, зависит достижение конечных его целей — воспитание у современного человека чувствительности к собственным ресурсам способствующей развитию личности с высоким творческим потенциалом саморазвития. Реальная же педагогическая практика показывает, что такого плодотворного взаимодействия между ними не наблюдается. Процесс обучения в современном учреждении профессионального образованиянасыщен множеством конфликтов, различных по происхождению, форме и напряженности, особенно в системе взаимоотношений «обучающийся- обучающийся» вследствие различий в их ролевых позициях. Актуальным остается изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта,самооценки и поведения старших подростков, что позволит определить направления и задачи коррекционной работы. В основе внутриличностного конфликта находится реакция индивида на препятствие, обусловленная социальной ситуацией развития. В процессе приспособления к новой социальной ситуации у личности возникают психологические конфликты, обусловленные несовместимостью представлений о себе и представлений о ней окружающих. Внутриличностный конфликт самооценки определяет специфику поведения старшего подростка в ситуации возрастного кризиса. Организация активности субъекта в изменяющейся социальной ситуации обусловлена системой психодинамических, психологических и социально-психологических характеристик. Новая социально-педагогическая ситуация (наличие легкого и быстрого доступа к различной информации через интернет источники, заменяющей вербальное общение), приводят к тому, что обучающийся продолжает оставаться один на один с возникающими у него в процессе обучения трудностями и прежде всего, социально-психологического характера. Порождающиеся вновь и вновь конфликтные ситуации приводят к снижению успеваемости обучающихся техникума, ухудшению дисциплины у них, а также к другим нежелательным и негативным последствиям в развитии их личности и поведении. Таким образом, налицо имеется противоречие: между необходимостью проведения работы по разрешению внешних конфликтов и внутренней потребностью подростков разрешения внутриличностного конфликта. Цель настоящего исследования: выявление влияния самооценки старших подростков на выбор ими способа разрешения межличностного конфликта в учебно-воспитательной ситуации учреждения специального профессионального образования. Объектом исследования являются конфликтные ситуации между обучающимися образовательного учреждении системы среднего профессионального образования. Предмет исследования — это взаимосвязь самооценки субъектов образовательного процесса и выбора способов разрешения конфликтной ситуации (психологические причины и способы предупреждения конфликтов между обучающимися техникума в процессе общения). Общая гипотеза исследования состоит в предположении — в зависимости от самооценки старшие подростки выбирают конструктивный или деструктивный способ разрешения конфликтной ситуации между обучающимися среднего профессионального образовательного учреждения;

Вкачестве основного способа организации исследования выступал диагностический метод. Из эмпирических методов исследования применялись психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы. Математическая обработка эмпирических данных ограничивалась приемами первичной статистики. В качестве опытно-экспериментальной база исследования выступили обучающиеся групп 1–2 курсов профессий металлообработки в количестве 48 человек краевого государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса». Для исследования в общем континууме обучающихся техникума выбраны испытуемые группы риска, имеющих высокий уровень социальных проблем, полярные по степени социальной адекватности поведения (степени соответствия поведения принятым в обществе моральным и правовым нормам). В результате исследования было выявлено, что третья часть испытуемых имеет низкий уровень притязаний и низкий уровень самооценки. Данные педагогических наблюдений (внутренний учет по профилактике правонарушений) обозначенной группы риска подростков показывают, что подростки с низкой самооценкой (каждый третий подросток) подвержены депрессивным тенденциям. Причем исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку. Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, то есть стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Результаты педагогического наблюдений за подростками данной категории периода 1 и 2 курса, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков. Отмечается тот факт, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие, такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.

Самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальтпсихологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее — переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных), способствуют росту уровня притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях, человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Предложенные испытуемым пары противоположных утвержденийтеста смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьев, помогли выявить следующие ценности в смысловой сфере личности с низким показателем: общий показатель «осмысленности жизни» — 30 %; «цели в жизни»: — 15 %; «процесс жизни» -- 15 %; «результативность жизни»-25 %; «локус контроля — я»-15 %; «локус контроля — жизнь» —30 % подростков группы риска. Низкие баллы по шкале «цели в жизни» даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем, характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (15 %) подростков. Низкие баллы по шкале «процесс жизни» -признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее (15 % подростков). Низкие баллы по шкале «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» отражают неудовлетворенность прожитой частью жизни25 % (каждый четвертый подросток). Низкие баллы по шкале «локус контроля — Я» (Я — хозяин жизни) показывают неверие 15 %. подростков свои силы, возможность контролировать события собственной жизни. Низкие баллы по шкале «локус контроля — жизнь или управляемость жизни» демонстрируют 30 % подростков группы риска, то есть фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Таким образом, личностные ценности, выступающие как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности, являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей.

Для диагностики типа акцентуации личности был использован тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, который показал наличие акцентуаций у 70 % испытуемых группы. Причем, демонстративный тип акцентуации выявлен у 15 %;педантичный тип — 5 %;застревающий тип — 15 %;возбудимый — 5 %; гиперпертимический — 30 %;дистимический — 0 %;тревожный — 10 %;циклотимный — 25 %;аффективно-экзальтированный — 15 %;эмотивный — 15 % опрошенных подростков. По нескольким акцентуациям от 2 до5 типов в наличии у 51 % группы.

Для оценки агрессивности в отношениях был использован тест (А. Ассингер) выделивший: из них излишне агрессивны 40 %, умеренно агрессивны 50 %, чрезмерно миролюбивы 10 %. Излишне агрессивные подростки, при этом нередко неуравновешенные и жестокие по отношению к другим. Они надеются добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому их не удивляет неприязнь одногруппников, но при малейшей возможности они стараются их за это наказать, отсюда высокая конфликтность со сверстниками. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети. Умеренно агрессивные обучающиеся вполне успешно идут по жизни, поскольку у них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. Причем взрывы агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер у 65 %. Эти подростки склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Они относятся к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируют конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Чрезмерно замкнутых подростков группы риска по конфликтам 35 % (7 чел). Это не значит, что им не присущи вспышки агрессивности, но они подавляют их уж слишком тщательно.

Проведенный тест Томаса К. по типам поведения в конфликте показал следующее количественное выражение форм поведения в конфликтных ситуациях: соперничество- 40 %;сотрудничество -5 %; компромисс-15 %;избегание-40 %;приспособление-40 %. «Соперничество» — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого (40 %). «Приспособление» — означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого40 %. «Компромисс» — компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок- 15 %. «Уклонение» (избегание)- для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей (40 %). «Сотрудничество» — когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон 5 %. Несколько типов способа поведения при разрешении конфликта выявлено у 40 % подростков. В специальном исследовании самооценки и поведения получены экспериментальные данные (групповые и индивидуальные) доказывающие существование зависимости адекватности поведения от адекватности самооценки интегративных личностных свойств. Полученные в нем результаты способствуют расширению научных представлений о способах разрешения конфликтов у старших подростков обучающихся в образовательном профессиональном учреждении, развитию концептуального аппарата в области психологии конфликтов, дальнейшему оформлению в рамках общей конфликтологии.

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки педагогов. В связи с проблемой воспитания особый интерес приобретают вопросы, связанные с регуляторной функцией самосознания и самооценки и причинами ее нарушения, ибо адекватность самооценки является необходимым условием полноценного развития личности. Только адекватная самооценка, опосредованная деятельностью, поведением, общением, дает возможность личности выявлять степень соответствия своих психологических качеств и отношений к окружающему требованиям, которые ей предъявляет общество, с одной стороны, и требованиям, предъявляемым ею к самой себе — с другой. Процесс развития самосознания включен в процесс развития самой личности, происходящей в системе общественных отношений. Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру. Исследования самооценки отечественными и зарубежными учеными экспериментально подтверждают, что ей принадлежит огромная роль в развитии и формировании личности в детском, подростковом и юношеском возрасте. Чаще затрагиваются те или иные аспекты самооценки, связанные с основной изучаемой проблемой: успешности профессиональной деятельности, диагностики, степени патологии развития и отклоняющегося поведения. Адекватность личности принятым в обществе моральным и правовым нормам поведения обнаруживает отчетливую связь с адекватностью ее субъективной оценки интегративных личностных свойств (самооценки). Неадекватная самооценка интегративных свойств личности способствует неадекватности поведения. Способность личности успешно разрешать конфликтные ситуации во многом определяется накопленным на ранних этапах социализации опытом конструктивного разрешения постепенно усложняющихся конфликтов. В основе внутриличностного конфликта находится реакция индивида на препятствие, обусловленная социальной ситуацией развития. В процессе приспособления к новой социальной ситуации у личности возникают психологические конфликты, обусловленные несовместимостью представлений о себе и представлений о нем окружающих. Конфликт самооценки определяет специфику поведения старшего подростка в ситуации возрастного кризиса. Организация активности субъекта в изменяющейся социальной ситуации обусловлена системой психодинамических, психологических и социально-психологических характеристик. Отсутствие такого опыта затрудняет выработку адекватных форм поведения и рациональную адаптацию к жизни, способствует развитию дисгармоничной структуры личности. Внутренняя дисгармония личности при неблагоприятном стечении обстоятельств может привести к применению деструктивного способа разрешения конфликтной ситуации вплоть до нарушения правовых норм общества. Неадекватность самооценки обучающихся нарушителей правил поведения имеет защитный характер и увеличивается в период процесса обучения.

Выводы:

В проведенном диагностическом исследовании выявлена положительная значимая связь неадекватности самооценки с неудовлетворенностью собой. В самооценках обучающихся с аддикцией в поведении обнаружена тенденция отрицать свою причастность к преступному стереотипу. Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности вне зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень — низкий, средний и высокий. Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2000. -367с
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 2003–368с.
  3. Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 17–19.
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Агрессивные дети. Из книги «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». Москва, изд-во ЦСПА «Генезис», 2000
  5. Проблемы психологии современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна, Г. И. Кузнецовой, М. Г. Тайчинова.— М.: Политиздат, 2002.- 379с.
Основные термины (генерируются автоматически): старших подростков, разрешения конфликтной ситуации, конфликтные ситуации, поведения старших подростков, социальной ситуации, подростков группы риска, типа акцентуации личности, самооценки человека, Низкие баллы, направленность личности, поведения старшего подростка, специфику поведения старшего, самооценки старших подростков, новой социальной ситуации, положительной самооценки подростков, разрешения межличностного конфликта, внутриличностного конфликта, ситуации возрастного кризиса, адекватности поведения, типам поведения.


Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос