Экономический анализ: перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 1492 раза

Библиографическое описание:

Пронина В. С. Экономический анализ: перспективы развития // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 485-487. — URL https://moluch.ru/archive/131/36374/ (дата обращения: 25.05.2018).



Наука экономического анализа находится в состоянии развития. Динамичность рыночной экономики расширяет сферу деятельности экономического анализа. Важной чертой экономического анализа есть не только поиск тенденций и закономерностей функционирования и развития организации, резервов, упущенных возможностей, но также и разработка практических предложений и рекомендаций по совершенствованию их работы. На что необходимо сделать упор в развитии экономического анализа в ближайшем будущем?

Ключевые слова: экономический анализ, развитие, проблемы, подходы, роль

За последние годы коренные экономические преобразования сильно поменяли характер функционирования российских предприятий. Получив практически полную хозяйственную самостоятельность, тем самым, движение цен и товаров все чаще начинает подчиняется рыночным требованиям, так же создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере. Огромная часть предприятий вывели из государственной собственности. Отечественный производитель имеет возможность смело выходить на внешние рынки.

Сейчас роль экономического анализа стремительно растет как на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей, так и конкретно-экономический анализ на микроуровне.

Основные перспективы развития анализа хозяйственной деятельности в теоретическом направлении очень плотно связаны с развитием смежных наук, таких как математика, статистика, бухгалтерский учет и другие. Помимо этого, развитие анализа так же зависит и от запросов практики. Например, что касательно перспектив прикладного характера, то комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности все чаще занимает лидирующею позицию в системе управления. В основном этому содействуют изменения, происходящие в нашем обществе. Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция предприятий и прочих форм собственности несомненно будут содействовать росту заинтересованности в развитии этой науки и применении ее успехов в практике управления [3, с.187].

Предприятиям и организациям всегда нужно объективно вести оценку своего бизнеса, а также прогнозировать все финансовые и экономические показатели; учитывать причины и последствия всех действий, которые были проведены в результате хозяйственной деятельности; необходимо продуктивно вести управление активами и прочими ресурсами; использовать все возможные способы для того чтобы получить финансовую выгоду.

Выделим все требования, которые относятся к экономическому анализу. Это объективность, плановость, динамичность, оперативность, научность, предметный подход, системность, эффективность, а также государственный подход.

В наше время достаточно часто применяют предметный подход, в котором объект для анализа является существующий товар. Нужно учитывать, что товар совершенствуется путем доработки после проведения маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в этой области, замечаниям и предложениям покупателей, поэтому перед конструкторами стоит задание достичь по основным показателям качества мирового уровня.

Но следует знать, что у такого подхода имеется два минуса. Первый минус в том, что сами конструкторы не имеют желания провести широкий и глубокий анализ мирового рынка, чтобы не создавать себе трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту использования товара у покупателя могут спрогнозировать не только конструкторы, а также и маркетологи. Второй минус данного подхода в том, что допустим, конструкторы сильно постарались и нашли идеальный мировой образец. Но данный образец проектировался вчера и имеет в себе устаревшие технические идеи вчерашнего дня. Естественно технический прогресс не стоит на месте, и поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за это время мировой прогресс в этой области идет стремительно вперед. Следовательно, при использовании предметного подхода, менеджеры всегда только догоняют прошлый день и вряд ли когда-нибудь смогут выйти на мировой уровень [4, с. 97].

В экономическом анализе всегда необходимо связывать отдельные разделы между собой, проводить анализ взаимосвязи и взаимную обусловленность данных разделов и определять эффективность. Всегда нужно учитывать соответствия проявлений экономической жизни, международной политики, а также социально-экономической политики, государства и законодательства.

В данное время наука экономического анализа успешно развивается. Проводятся постоянные исследования в области более глобального применения математических методов, персональных компьютеров, которые позволят оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику [1, с. 245].

Сейчас имеются некоторые проблемы, которые связанны с экономическим анализом. Например, такие как недооценка роли анализа и его неприменение в управлении предприятием, нет необходимой надежной информации для проведения анализа, слабая проработанность всех процессов, которые учитывают отраслевые особенности и прочее.

Все чаще возникает вопрос, на что же нужно обратить внимание в развитии экономического анализа в ближайшем будущем?

В первую очередь, внимание следует обратить на усиление роли и значения оперативного анализа и управления. Динамика развития экономических процессов на современном этапе нуждается в регулярном оперативном знании ситуации внешней и внутренней среды, обязательном принятия в нужное время мер которые помогут достигнуть тактических и стратегических целей и минимизации рисков непроизводственных потерь. Из минусов оперативного анализа следует считать относительную неточность из-за отсутствия некоторых данных и времени.

Во-вторых, следует уделить особое внимание развитию перспективного и стратегического анализа. Стратегический анализ помогает принять решения, которые направлены на долгосрочные стратегические цели. Минус стандартных моделей стратегического анализа — это непринятие внутреннего и внешнего анализа во взаимодействии.

Во внутренней среде предприятие должно оценить, смогут ли внутренние силы использовать возможности и каковы внутренние слабости смогут усложнить будущие проблемы, которые имеют связь с внешними опасностями.

Стратегический анализ может дать только качественное описание состояния, к которому должна идти компания в дальнейшем.

Перспективный анализ имеет отношение к оценке предполагаемых результатов экономической деятельности в дальнейшем. Одна из основных проблем использования перспективного анализа связывают с отсутствием возможности полноценного учета всех факторов, которые определяют тот или иной показатель, а также новых производственных резервов и возможностей, которые возникают по причине технического прогресса, проявления инициативы работников и прочих значительных факторов.

В-третьих, совершенствование методов оценки конкурентоспособности организации. Сейчас для того что бы обеспечить конкурентоспособность предприятия следует обязательно учитывать неравномерную динамику развития систем, вероятностный характер процессов, которые происходят, децентрализацию функций управления, в этой связи как правило добавляются задачи анализа. В настоящее время еще нет идеального метода комплексной оценки конкурентоспособности предприятия. Необходимо учитывать, что объектом экономического анализа как правило не только само предприятие, но также и продукция, которую оно производит, этапы жизненного цикла товаров, поставщики, покупатели, факторы производства, конкуренты и прочее.

В-четвертых, это динамика развития маркетингового анализа. Маркетинговый анализ появился относительно недавно, и является составной частью системы маркетинговых исследований. Этот анализ включает в себя оценку, прогнозирование процессов, объяснение, моделирование явлений товарного рынка и собственной инновационной и торговой деятельности предприятия с помощью сбора, регистрации, обработки и анализа данных по вопросам, относящимся к рынку товаров, работ, услуг, а также статистических, эконометрических и прочих эффективных методов исследования для принятия успешных и правильных маркетинговых действий.

В-пятых, рассмотрим рост социально-экономического анализа. Этот тип анализа определяет взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми экономическими и социальными явлениями. Главной целью социально-экономического анализа считают определение необходимых резервов ускорения социально-экономического роста и помощь в повышении экономической эффективности управления социальной сферой. Что бы достичь этой цели нужны только совершенные методы социально-экономического анализа, которые отвечали бы всем требованиям стратегии на ускорение социально-экономического роста государства. Так же с помощью них должно быть найдено отражение взаимосвязи с функционально-экономическими, технико-экономическими, а также экономико-экологическими процессами хозяйственной активности.

В-шестых, следует более углубить дифференциацию экономического анализа по отраслям. Важность отраслевого экономического анализа обоснована спецификой разных отраслей производства. Далее необходимо совершить переход от анализа группы отраслей к исследованию единичных отраслей.

События, которые происходят в экономике и политике, переход на международные стандарты зачастую требуют нововведений не только лишь в экономическом анализе, но также и в подготовке специалистов аналитиков. Следует постоянно увеличивать количество специалистов еще при их обучении различными способами, в том числе путем взаимодействия бизнес-структур и вузов. Аналитическое мышление специалиста как правило и есть определяющей характеристикой его квалификации. Но обучение ориентированного на практику ученика не может быть без взаимодействия работодателей с вузами [2, с. 3].

Подводя итоги, мы видим, что динамичность рыночной экономики расширяет сферу деятельности экономического анализа. Всегда следует учитывать соответствия проявлений экономической жизни, социально-экономической политики международной политики, и страны.

Литература:

  1. Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А. И. Алексеева. М.: Инфра-М, 2011, 718 с.
  2. Климова, Н. В. Экономический анализ: история и перспективы развития //Экономический анализ: история и практика. 2009. № 23.
  3. Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. — 576 с.
  4. Сперанский, А. А. Экономический анализ. Краткий курс / А. А. Сперанский, Е. А. Пахомчик. — М.: Окей-книга, 2016. — 192 c.
Основные термины (генерируются автоматически): экономический анализ, стратегический анализ, хозяйственная деятельность, социально-экономический анализ, предметный подход, оперативный анализ, мировой уровень, международная политика, маркетинговый анализ, внутренняя среда.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос