Экономический анализ: перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 2142 раза

Библиографическое описание:

Пронина В. С. Экономический анализ: перспективы развития // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 485-487. — URL https://moluch.ru/archive/131/36374/ (дата обращения: 24.10.2018).



Наука экономического анализа находится в состоянии развития. Динамичность рыночной экономики расширяет сферу деятельности экономического анализа. Важной чертой экономического анализа есть не только поиск тенденций и закономерностей функционирования и развития организации, резервов, упущенных возможностей, но также и разработка практических предложений и рекомендаций по совершенствованию их работы. На что необходимо сделать упор в развитии экономического анализа в ближайшем будущем?

Ключевые слова: экономический анализ, развитие, проблемы, подходы, роль

За последние годы коренные экономические преобразования сильно поменяли характер функционирования российских предприятий. Получив практически полную хозяйственную самостоятельность, тем самым, движение цен и товаров все чаще начинает подчиняется рыночным требованиям, так же создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере. Огромная часть предприятий вывели из государственной собственности. Отечественный производитель имеет возможность смело выходить на внешние рынки.

Сейчас роль экономического анализа стремительно растет как на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей, так и конкретно-экономический анализ на микроуровне.

Основные перспективы развития анализа хозяйственной деятельности в теоретическом направлении очень плотно связаны с развитием смежных наук, таких как математика, статистика, бухгалтерский учет и другие. Помимо этого, развитие анализа так же зависит и от запросов практики. Например, что касательно перспектив прикладного характера, то комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности все чаще занимает лидирующею позицию в системе управления. В основном этому содействуют изменения, происходящие в нашем обществе. Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция предприятий и прочих форм собственности несомненно будут содействовать росту заинтересованности в развитии этой науки и применении ее успехов в практике управления [3, с.187].

Предприятиям и организациям всегда нужно объективно вести оценку своего бизнеса, а также прогнозировать все финансовые и экономические показатели; учитывать причины и последствия всех действий, которые были проведены в результате хозяйственной деятельности; необходимо продуктивно вести управление активами и прочими ресурсами; использовать все возможные способы для того чтобы получить финансовую выгоду.

Выделим все требования, которые относятся к экономическому анализу. Это объективность, плановость, динамичность, оперативность, научность, предметный подход, системность, эффективность, а также государственный подход.

В наше время достаточно часто применяют предметный подход, в котором объект для анализа является существующий товар. Нужно учитывать, что товар совершенствуется путем доработки после проведения маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в этой области, замечаниям и предложениям покупателей, поэтому перед конструкторами стоит задание достичь по основным показателям качества мирового уровня.

Но следует знать, что у такого подхода имеется два минуса. Первый минус в том, что сами конструкторы не имеют желания провести широкий и глубокий анализ мирового рынка, чтобы не создавать себе трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту использования товара у покупателя могут спрогнозировать не только конструкторы, а также и маркетологи. Второй минус данного подхода в том, что допустим, конструкторы сильно постарались и нашли идеальный мировой образец. Но данный образец проектировался вчера и имеет в себе устаревшие технические идеи вчерашнего дня. Естественно технический прогресс не стоит на месте, и поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за это время мировой прогресс в этой области идет стремительно вперед. Следовательно, при использовании предметного подхода, менеджеры всегда только догоняют прошлый день и вряд ли когда-нибудь смогут выйти на мировой уровень [4, с. 97].

В экономическом анализе всегда необходимо связывать отдельные разделы между собой, проводить анализ взаимосвязи и взаимную обусловленность данных разделов и определять эффективность. Всегда нужно учитывать соответствия проявлений экономической жизни, международной политики, а также социально-экономической политики, государства и законодательства.

В данное время наука экономического анализа успешно развивается. Проводятся постоянные исследования в области более глобального применения математических методов, персональных компьютеров, которые позволят оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику [1, с. 245].

Сейчас имеются некоторые проблемы, которые связанны с экономическим анализом. Например, такие как недооценка роли анализа и его неприменение в управлении предприятием, нет необходимой надежной информации для проведения анализа, слабая проработанность всех процессов, которые учитывают отраслевые особенности и прочее.

Все чаще возникает вопрос, на что же нужно обратить внимание в развитии экономического анализа в ближайшем будущем?

В первую очередь, внимание следует обратить на усиление роли и значения оперативного анализа и управления. Динамика развития экономических процессов на современном этапе нуждается в регулярном оперативном знании ситуации внешней и внутренней среды, обязательном принятия в нужное время мер которые помогут достигнуть тактических и стратегических целей и минимизации рисков непроизводственных потерь. Из минусов оперативного анализа следует считать относительную неточность из-за отсутствия некоторых данных и времени.

Во-вторых, следует уделить особое внимание развитию перспективного и стратегического анализа. Стратегический анализ помогает принять решения, которые направлены на долгосрочные стратегические цели. Минус стандартных моделей стратегического анализа — это непринятие внутреннего и внешнего анализа во взаимодействии.

Во внутренней среде предприятие должно оценить, смогут ли внутренние силы использовать возможности и каковы внутренние слабости смогут усложнить будущие проблемы, которые имеют связь с внешними опасностями.

Стратегический анализ может дать только качественное описание состояния, к которому должна идти компания в дальнейшем.

Перспективный анализ имеет отношение к оценке предполагаемых результатов экономической деятельности в дальнейшем. Одна из основных проблем использования перспективного анализа связывают с отсутствием возможности полноценного учета всех факторов, которые определяют тот или иной показатель, а также новых производственных резервов и возможностей, которые возникают по причине технического прогресса, проявления инициативы работников и прочих значительных факторов.

В-третьих, совершенствование методов оценки конкурентоспособности организации. Сейчас для того что бы обеспечить конкурентоспособность предприятия следует обязательно учитывать неравномерную динамику развития систем, вероятностный характер процессов, которые происходят, децентрализацию функций управления, в этой связи как правило добавляются задачи анализа. В настоящее время еще нет идеального метода комплексной оценки конкурентоспособности предприятия. Необходимо учитывать, что объектом экономического анализа как правило не только само предприятие, но также и продукция, которую оно производит, этапы жизненного цикла товаров, поставщики, покупатели, факторы производства, конкуренты и прочее.

В-четвертых, это динамика развития маркетингового анализа. Маркетинговый анализ появился относительно недавно, и является составной частью системы маркетинговых исследований. Этот анализ включает в себя оценку, прогнозирование процессов, объяснение, моделирование явлений товарного рынка и собственной инновационной и торговой деятельности предприятия с помощью сбора, регистрации, обработки и анализа данных по вопросам, относящимся к рынку товаров, работ, услуг, а также статистических, эконометрических и прочих эффективных методов исследования для принятия успешных и правильных маркетинговых действий.

В-пятых, рассмотрим рост социально-экономического анализа. Этот тип анализа определяет взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми экономическими и социальными явлениями. Главной целью социально-экономического анализа считают определение необходимых резервов ускорения социально-экономического роста и помощь в повышении экономической эффективности управления социальной сферой. Что бы достичь этой цели нужны только совершенные методы социально-экономического анализа, которые отвечали бы всем требованиям стратегии на ускорение социально-экономического роста государства. Так же с помощью них должно быть найдено отражение взаимосвязи с функционально-экономическими, технико-экономическими, а также экономико-экологическими процессами хозяйственной активности.

В-шестых, следует более углубить дифференциацию экономического анализа по отраслям. Важность отраслевого экономического анализа обоснована спецификой разных отраслей производства. Далее необходимо совершить переход от анализа группы отраслей к исследованию единичных отраслей.

События, которые происходят в экономике и политике, переход на международные стандарты зачастую требуют нововведений не только лишь в экономическом анализе, но также и в подготовке специалистов аналитиков. Следует постоянно увеличивать количество специалистов еще при их обучении различными способами, в том числе путем взаимодействия бизнес-структур и вузов. Аналитическое мышление специалиста как правило и есть определяющей характеристикой его квалификации. Но обучение ориентированного на практику ученика не может быть без взаимодействия работодателей с вузами [2, с. 3].

Подводя итоги, мы видим, что динамичность рыночной экономики расширяет сферу деятельности экономического анализа. Всегда следует учитывать соответствия проявлений экономической жизни, социально-экономической политики международной политики, и страны.

Литература:

  1. Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А. И. Алексеева. М.: Инфра-М, 2011, 718 с.
  2. Климова, Н. В. Экономический анализ: история и перспективы развития //Экономический анализ: история и практика. 2009. № 23.
  3. Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. — 576 с.
  4. Сперанский, А. А. Экономический анализ. Краткий курс / А. А. Сперанский, Е. А. Пахомчик. — М.: Окей-книга, 2016. — 192 c.
Основные термины (генерируются автоматически): экономический анализ, стратегический анализ, предметный подход, социально-экономический анализ, хозяйственная деятельность, мировой уровень, международная политика, маркетинговый анализ, внутренняя среда, оперативный анализ.


Похожие статьи

Проблемы экономического анализа на предприятиях

экономический анализ, хозяйственная деятельность, предприятие, финансовый анализ, экономика предприятия, анализ, уровень управления, предпринимательская деятельность, отсутствие взаимосвязи...

Сравнительный анализ использования моделей экономического...

В данной статье представлен сравнительный анализ моделей экономического анализа при стратегическом планировании. В сравнение вошли зарубежные страны и Россия. Изучен опыт зарубежных стран и России при стратегическом планировании.

Экономический анализ и его роль в системе управления...

Экономический анализ важен для прогнозирования в процессе развития спортивной организации, направляет на исследование и оценку фактической информации о ходе деятельности.

Методы и инструменты стратегического планирования...

Методы социально-экономического анализа, построение графических, сетевых и синергетических моделей позволяют всесторонне изучить внутренние связи и зависимости хозяйственных процессов в экономике региона и выявить перспективные тенденции развития...

Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности...

Причины создания и анализ маркетинговой деятельности совместных предприятий на примере Pepsi Lipton. Сравнительный анализ деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области.

Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели...

- сбор, анализ и хранение маркетинговой информации; - оценка и анализ конъюнктуры рынка

- анализ воздействия внешней и внутренней сред; - изучение товарной номенклатуры и ассортиментов товаров

Методические аспекты стратегического анализа рисков

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты его работы достаточно высока. В экономической литературе понятие риска рассматривается многими авторами.

Системно-стратегический экспресс-анализ | Статья в сборнике...

Стратегический анализ — способ реализации системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов влияния на процесс стратегического управления, говорит Винокуров В. А...

Результаты анализа: Основные конкурентные...

Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод

Авторами был проведен стратегический анализ рынка, для этого использовались модели PEST и SWOT анализа (таблицы 1 и 2).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы экономического анализа на предприятиях

экономический анализ, хозяйственная деятельность, предприятие, финансовый анализ, экономика предприятия, анализ, уровень управления, предпринимательская деятельность, отсутствие взаимосвязи...

Сравнительный анализ использования моделей экономического...

В данной статье представлен сравнительный анализ моделей экономического анализа при стратегическом планировании. В сравнение вошли зарубежные страны и Россия. Изучен опыт зарубежных стран и России при стратегическом планировании.

Экономический анализ и его роль в системе управления...

Экономический анализ важен для прогнозирования в процессе развития спортивной организации, направляет на исследование и оценку фактической информации о ходе деятельности.

Методы и инструменты стратегического планирования...

Методы социально-экономического анализа, построение графических, сетевых и синергетических моделей позволяют всесторонне изучить внутренние связи и зависимости хозяйственных процессов в экономике региона и выявить перспективные тенденции развития...

Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности...

Причины создания и анализ маркетинговой деятельности совместных предприятий на примере Pepsi Lipton. Сравнительный анализ деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области.

Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели...

- сбор, анализ и хранение маркетинговой информации; - оценка и анализ конъюнктуры рынка

- анализ воздействия внешней и внутренней сред; - изучение товарной номенклатуры и ассортиментов товаров

Методические аспекты стратегического анализа рисков

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты его работы достаточно высока. В экономической литературе понятие риска рассматривается многими авторами.

Системно-стратегический экспресс-анализ | Статья в сборнике...

Стратегический анализ — способ реализации системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов влияния на процесс стратегического управления, говорит Винокуров В. А...

Результаты анализа: Основные конкурентные...

Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод

Авторами был проведен стратегический анализ рынка, для этого использовались модели PEST и SWOT анализа (таблицы 1 и 2).

Задать вопрос