Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 601 раз

Библиографическое описание:

Коваль А. А. Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 319-321. — URL https://moluch.ru/archive/131/36361/ (дата обращения: 12.12.2018).



В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость проанализировать следующие аспекты: индексы политических режимов данных стран, характеристику политических институтов, функционирующих на их территории, особенности взаимодействия элитарных игроков с эгалитарными слоями населения в исторической ретроспективе, влияние внешних факторов на становление действующих политических систем и подсистем.

Ключевые слова: третья волна демократизации, политический режим Аргентины, Грузия, Конституция Румынии, политические институты развивающихся стран

Политические режимы превалирующего числа современных государств базируются на демократических принципах, изначально заложенных еще при формировании древних античных государств-городов. Однако определенный круг стран встал на путь демократизации сравнительно недавно, в связи с чем их политические институты и институциональные отношения внутри данных институтов не в полной мере соответствуют критериям подлинного демократического общества в классическом понимании текущей терминологии.

Относительно Аргентины и изменения ее индекса политической открытости, следует упомянуть, что вплоть до 1983 года власть в стране находилась в руках военной хунты со всеми вытекающими из этого факта последствиями: жесткой цензурой, отсутствием у рядовых граждан свободы слова и возможности влиять на ход политического процесса, а также массовыми репрессиями в отношении оппозиционных элементов или сочувствующих им.

Впоследствии, в результате поражения военного правительства в Фолклендской войне с Великобританией, данный режим был свергнут, а на смену ему пришел новый режим, были проведены первые демократические выборы президента страны. Соответственно, с 1983 года индекс свободы Аргентины набрал резкий повышательный тренд, что довольно явственно продемонстрировано в исследовании, проведенном университетом Мэрилэнда, США [4]. В настоящее время, согласно индексу FreedomHouse, Аргентина является свободной страной, однако гражданские права в ней не защищены на должном уровне (2 из 7 балла), что свидетельствует о господстве так называемой «дефективной демократии».

Рассматривая Грузию, стоит принимать во внимание коммунистическое прошлое этой страны и тот факт, что вплоть до распада СССР она характеризовалась низким уровнем защиты гражданских прав и низким индексом свободы. После 1991 года Верховный совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости, вследствие чего была учреждена должность Президента, ознаменованная победой на выборах Зваида Гамсахурдия. На сегодняшний день Грузия находится в режиме переходной или гибридной демократии, а ее суммарный индекс FreedomHouse составляет 4,61 из 7 [6].

В Румынии после падения диктатуры Николая Чаушеску к власти пришел Фронт Национального спасения (ФНС). В 1990 в стране были организованы демократичные выборы, на которых большинство мест в обеих палатах парламента получила партия ФНС, как партия. Президентом на выборах стал Ион Илиеску. FreedomHouse относит Румынию к странам с наполовину или частично консолидирующейся демократией, выставляя рейтинг 3,46 из 7 и помещая ее на 20 место из 129 стран по уровню развития демократии [5].

Концентрируясь на фундаменте современных политических режимов рассматриваемых государств, следует, прежде всего, учесть конституционную основу режимов и институциональные рамки ее имплементации. Действующая конституция Аргентины была принята Конституционным собранием 24 августа 1994 года. Она не только содержит прямое положение о разделении властей, но и предполагает их сотрудничество и взаимодействие, что обеспечивается рядом сдержек и противовесов, а также отсутствием у какой-либо из ветвей власти права на роспуск другой. Президент является главой государства и правительства (исполнительной власти), он также политически ответственен за общее управление страной. Президент и вице-президент избираются прямым голосованием (ст. 94). Законодательная власть находится в руках Национального конгресса, состоящего из двух палат: Палаты депутатов и Сената. Выборы в первую проводятся в рамках прямого голосования, вторая палата формируется на представительной основе [1].

Аргентинская партийная система на данный момент довольно разветвлена. Ее основными игроками являются социалистическо-перонистская Хустисиалистская партия и левоцентристский Гражданский радикальный союз. Кроме того, политически силы в стране непрерывно раскалываются и консолидируются, что говорит об активной политической жизни страны. По сравнению с прошлыми режимами Аргентины военные лоббисты на сегодняшний день в наибольшей степени подконтрольны гражданскому обществу. В экономической элите страны действуют влиятельные кланы, а также профсоюзные движения. СМИ Аргентины сравнительно свободны, однако существуют прецеденты политического давления на аргентинских журналистов.

Что касается Румынии, по конституции 1991 годаона является национальным, унитарным, правовым, демократическим и социальным государством с республиканской формой правления.

Глава государства — Президент, который имеет широкие полномочия в политических вопросах и избирается на пятилетний срок.

Он представляет румынское государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности. Законодательную власть осуществляетПарламент, состоящий из двух палат: Сената и Палаты депутатов. Обе палаты избираются населением сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права [3].

В Румынии присутствует многопартийная система с многочисленными политическими партиями, в которой ни у одной из заинтересованных сторон часто нет шанса получения одного только парламентского большинства, и партиям приходится сотрудничать друг с другом, чтобы сформировать коалиционные правительства. Современные политические партии активно участвуют в политической жизни государства, их электорат опирается на различные слои категории населения, что обеспечивает грамотное функционирование институтов выборной демократии. Примечательным фактом политической системы данной страны является учет интересов партий этнического меньшинства, которым гарантируют восемнадцать мест в действующем национальном парламенте.

В целом, в Грузии действует Конституция, аналогичная Конституции Румынии. Президент Грузии избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, одному лицу разрешено избираться на этот пост не более двух сроков подряд. Исполнительная власть сосредоточена в руках Президента, законодательная власть страны представлена однопалатным парламентом Грузии. Законодательная власть парламента, согласно конституции Грузии, ограничена законодательной властью парламентов автономных республик — Абхазии и Аджарии [2].

Учитывая нестабильный вектор развития Латинской Америки в последнюю четверть века, неудивительно, что определенные политические и экономические преобразования стран данного региона кардинально изменили облик входящих в него стран. В практическом выражении это сказалось в освобождении от доминирования США в регионе, увеличившейся независимости государств в принятии внутриполитических и внешнеполитических решений, начале партнерства с Китаем, Россией и европейскими странами. Кроме того, Аргентина, как один из лидеров региона, активно взаимодействует с соседними странами в рамках региональных интеграционных проектов, таких как УНАСУР, СЕЛАК, МЕРКОСУР, что позволяет ей более гибко и динамично реагировать на кризисные явления. На международной арене, Аргентина наряду с Мексикой и Бразилией входит в страны G20, а также исполняет свои обязанности представителя региона в Совете Безопасности Организации Объединенных наций. В целом, можно резюмировать, что Аргентина, как и подавляющее число стран Латинской Америки, заинтересована в пересмотре дистрибуции глобальной власти в сторону развивающихся стран. В связи с этим она поддерживает призыв к реформированию мировой финансовой структуры и изменению парадигмы функционирования глобальных институтов управления.

На формирование политического режима в Румынии сказались такие внешние факторы, как распад СССР, окончание Холодной войны, геополитические амбиции Европейского союза и США, увеличивающаяся роль в мире международных институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.). В целом, в 1990-х годах страна взяла курс на европейскую интеграцию, вошла в Североатлантический альянс и стала государством-членом Европейского союза в 2000-х гг. Эти обстоятельства свидетельствуют о выполнении определенных требований относительно демократизации внутригосударственных политических институтов, без чего невозможно было бы вхождение страны в ЕС. Таким образом, в настоящее время жизнедеятельность государства напрямую зависит от соображений безопасности, исходя из чего влияние внешних сил, прежде всего, НАТО довлеющим образом отображается на эволюции политического режима Румынии.

На данный момент, положение Грузии в международном поле несколько шатко, поскольку приоритеты ее сотрудничества с государствами Запада или же с РФ неоднозначно выявлены. Если во время президентства Михаила Саакашвили Грузия взяла строгий курс на сближение с США и Европой, что сказалась на кризисе российско-грузинского взаимодействия, то в настоящее время конъюнктура международной среды меняется с молниеносной скоростью, и Грузия сохраняет определенное пространство для маневрирования в зыбучих водах мировой политики.

В заключение, политические системы трех проанализированных стран достаточно схожи по своей правовой составляющей, но совершенно различны в рамках последствий эволюционного развития и зависимости от воздействия внешнеполитических элементов, входящих в турбулентную международную среду. Исходя из предпосылок нынешнего уровня демократизации стран, можно констатировать, что в дальнейшем вполне возможно сделать благоприятный прогноз относительно возрастания степени защиты гражданских прав населения Аргентины, Румынии и Грузии. Тем не менее, наличие определенной институциональной хрупкости и нестабильности партийной системы скрывает потенциальные риски крутого поворота направленности политического процесса данных стран. В этом и заключается причина того, что формальные и неформальные реальные политические практики осуществляются по-разному в каждом государстве.

Литература:

  1. Конституция Аргентины. Интернет библиотека конституций стран мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=358 (27.11.2016)
  2. Конституция Грузии. Конституция Аргентины. Интернет библиотека конституций стран мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=130 (27.11.2016)
  3. Конституция Румынии. Интернет библиотека конституций стран мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=111 (27.11.2016)
  4. Authority trends, 1943–2013: Argentina. Systemicpeace Review // URL: http://www.systemicpeace.org/polity/arg2.htm (27.11.2016)
  5. Romania. Freedom House Review // URL: https://freedomhouse.org/report/nations-transit/2016/romania (27.11.2016)
  6. Transformation Index BTI 2016. BTI-project Review // URL: https://www.bti-project.org/en/index/status-index/ (27.11.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Грузия, Румыния, политический, США, Конституция Румынии, исполнительная власть, законодательная власть, прямое голосование, Европейский союз, Латинская Америка.


Ключевые слова

третья волна демократизации, политический режим Аргентины, Грузия, Конституция Румынии, политические институты развивающихся стран

Похожие статьи

Выгоды и издержки вступления Румынии в Европейский Союз

Ключевые слова : Европейский Союз, европейская интеграция, Румыния, выгоды и издержки от вступления.

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации.

Конституционно-правовой статус Президента Румынии

Напрямую Конституция не относит Президента Румынии к какой-либо ветви власти.

Президент Румынии избирается посредством голосования, которое должно быть всеобщим, равным, прямым, тайным и свободно выраженным.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления...

Выделяются две системы организации власти на местах — англо-американская и европейская [1, с. 845].

Согласно ст. 1 «Румынское государство» Конституции 1991 г. Румыния является суверенным, независимым и неделимым Национальным Государством.

Внешняя политика Румынии в видении Клауса Йоханниса.

В рамках празднования 10-ой годовщины подписания Договора о вступлении Румынии в Европейский Союз, президент Клаус

Основной минус прошлой политики заключался в том, что до прихода к власти Йоханниса румынские политические деятели предпочитали принять...

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

США, исполнительная власть, президент, раздел, теория разделения властей, ветвь власти, законодательная власть, государственная власть, Вашингтон, президент США.

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке...

Поворотным моментом стал политический процесс, охвативший практически все страны Латинской Америки, а

Например, забастовки «Демократического союза освобождения»

Основные термины (генерируются автоматически): Латинская Америка, власть, режим...

Основные национальные интересы Румынии в контексте...

Геополитический контекст, уровень мощности государства, включая доступные инструменты власти, имеют важное значение для анализа

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации.

Конституционные принципы правового государства в странах...

правовое государство, Европейский Союз, Конституция Греции, Конституция, принцип, государство, Конституция Португалии, исполнительная власть, Конституция Ирландии, государство законности.

Приднестровская Молдавская Республика: становление и развитие

Разрушение единого Советского Союза, ознаменовавшееся сложными политическими

стало ясно, что процесс формирования исполнительных органов власти должен идти быстрыми

В 1995 года в ходе V съезда ВС ПМР была принята новая конституция, в которой подробно...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Выгоды и издержки вступления Румынии в Европейский Союз

Ключевые слова : Европейский Союз, европейская интеграция, Румыния, выгоды и издержки от вступления.

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации.

Конституционно-правовой статус Президента Румынии

Напрямую Конституция не относит Президента Румынии к какой-либо ветви власти.

Президент Румынии избирается посредством голосования, которое должно быть всеобщим, равным, прямым, тайным и свободно выраженным.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления...

Выделяются две системы организации власти на местах — англо-американская и европейская [1, с. 845].

Согласно ст. 1 «Румынское государство» Конституции 1991 г. Румыния является суверенным, независимым и неделимым Национальным Государством.

Внешняя политика Румынии в видении Клауса Йоханниса.

В рамках празднования 10-ой годовщины подписания Договора о вступлении Румынии в Европейский Союз, президент Клаус

Основной минус прошлой политики заключался в том, что до прихода к власти Йоханниса румынские политические деятели предпочитали принять...

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

США, исполнительная власть, президент, раздел, теория разделения властей, ветвь власти, законодательная власть, государственная власть, Вашингтон, президент США.

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке...

Поворотным моментом стал политический процесс, охвативший практически все страны Латинской Америки, а

Например, забастовки «Демократического союза освобождения»

Основные термины (генерируются автоматически): Латинская Америка, власть, режим...

Основные национальные интересы Румынии в контексте...

Геополитический контекст, уровень мощности государства, включая доступные инструменты власти, имеют важное значение для анализа

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации.

Конституционные принципы правового государства в странах...

правовое государство, Европейский Союз, Конституция Греции, Конституция, принцип, государство, Конституция Португалии, исполнительная власть, Конституция Ирландии, государство законности.

Приднестровская Молдавская Республика: становление и развитие

Разрушение единого Советского Союза, ознаменовавшееся сложными политическими

стало ясно, что процесс формирования исполнительных органов власти должен идти быстрыми

В 1995 года в ходе V съезда ВС ПМР была принята новая конституция, в которой подробно...

Задать вопрос