Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Шеленговский П. Г. Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 337-340. — URL https://moluch.ru/archive/144/40319/ (дата обращения: 17.12.2018).



На сегодняшний день остается актуальным вопрос о реализации конституционных принципов в странах Европейского Союза. Каждое правовое государство закрепляет их в основополагающих актах. Одним из основополагающих актов является Конституция. Под Конституцией стоит понимать систему правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, — с другой, а также основы организации самого государства. Высшая юридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре. Поэтому принципы чаще всего закреплены в Конституции государства.

Основными принципами являются народовластие (народный суверенитет), реализация на практике прав и свобод человека и гражданина, верховенство права (закона), разделение властей, наличие гражданского общества, взаимная ответственность государства и личности [14]. Однако сегодня на практике часто названные принципы не осуществляются. Автор настоящей работы рассматривает Конституции различных стран Европейского Союза. Проводит анализ норм, закрепляющих основополагающие принципы.

Ключевые слова: принципы, правовое государство, государство законности, теория разделения властей, принципы Европейского Союза, приоритет роли личности, народовластие, верховенство права

Вершиной государственности западная политико-правовая мысль называет правовое государство, как такую форму государственности, где государство (государственный аппарат) связаны правовыми законами и на практике реализуются права и свободы человека и гражданина.

Основополагающие принципы, которыми руководствуется каждое современное государство, должны быть направлены на решение конкретных проблем в целях обеспечения экономического и политического прогресса страны [14, с. 60]. Среди принципов правового государства большинство исследователей называют следующие: народовластие (народный суверенитет), реализация на практике прав и свобод человека и гражданина, верховенство права (закона), разделение властей, наличие гражданского общества, взаимная ответственность государства и личности. Многие из них получили конституционно-правовое закрепление в законодательстве стран Европейского Союза, Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом следует исходить из того, что, провозгласив себя правовыми, ни одно европейское государство не осуществило эти принципы полностью на практике [11].

Обилие точек зрения, нереализованность основополагающих принципов делают данную проблему по-прежнему актуальной и острой.

Конституционный строй изначально предполагает демократическую правовую государственность. Практически все конституции европейских стран характеризуют свое государство как правовое, т. е. ограниченное правом, последовательно применяющее законы и правовые процедуры, обеспечивающие защиту достоинства и прав человека от административного произвола, свободу, справедливость и правопорядок.

В основе конституционализма лежит идея верховенства права и закона во всех сферах общественной жизни. Базовым актом правовой системы в европейских странах признается конституция, верховенство которой конституционно закреплено в ряде стран. Так, ст. 3 Конституции Португалии закрепляет положение, согласно которому «государство подчиняется Конституции и опирается на демократическую законность, юридическая сила законов и других актов государства, автономных областей и местных органов власти зависит от их соответствия Конституции» [1], а Конституция Испании в ст. 9 п. 3 фактически определяет вкратце основные принципы правового государства и роль в их реализации Конституции, которая «гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, их обязательное опубликование, отсутствие обратной силы у норм, предусматривающих наказание граждан или ограничение их индивидуальных прав, право на юридическую защиту, судебную ответственность за произвол органов и представителей власти» [2]. Ст. 20 п. 3–4 основного закона Германии гласит: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом. Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто пытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы» [3], ст. 120 Конституции Греции также подчеркивает, что «соблюдение Конституции вверяется патриотизму греков, правом и обязанностью которых является оказание всеми средствами сопротивления любой попытке отменить ее насильственным путем» [4, с. 355]. аналогичное положение закреплено в ст. 39 Конституции Ирландии. В Конституции Дании 1953 г. в ст. 27 для государственных служащих, назначаемых на должность королем предусмотрена торжественная присяга, в которой они обязуются соблюдать Конституцию. Принцип верховенства конституции по отношению к другим законам содержится в Конституции США в части первой ст. 6, а ч. 1 ст. 5 Конституции Республики Хорватии 1990 г. гласит, что «в Республике Хорватии законы должны быть согласованы с Конституцией, а остальные предписания — с Конституцией и законом» [5].

Одним из важнейших принципов правового государства является признание приоритетной роли личности (ст. 1 Конституция ФРГ, ст. 1 Конституция Португалии, ст. 2 Конституция Греции и др.) на основе предусмотренной особой ответственности государства, государственных органов и его служащих за осуществление правовой защиты личности. Так, ст. 103 Конституции Греции подчеркивает, что «государственные служащие являются исполнителями воли государства и служат народу, сохраняя верность Конституции и преданность Родине» [4, с. 371], ст. 40 Конституции Ирландии закрепляет обязанность государства «своими законами охранять от несправедливых нападений … и защищать жизнь, личность, доброе имя и имущественные права каждого гражданина» [6], в ст. 28 Конституции Италии говорится, что должностные лица и служащие государства и публичных учреждений несут непосредственную ответственность по законам за деяния, совершенные в нарушение чьих-либо прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется также на государство и публичные учреждения. Аналогичное положение закреплено и в ст. 34 Основного закона Германии: «Если какое-либо лицо при исполнении порученной ему государственной должности нарушит свои служебные обязанности перед третьими лицами, то в принципе ответственность несет государство или ведомство, на службе которого состоит это лицо. При наличии умысла или грубой небрежности сохраняется право регрессного иска» [3]. Отдельную статью посвящает праву «на сопротивление любому приказу, который наносит ущерб правам и свободам личности и их гарантиям» [3] и Конституции Португалии (ст. 21). Интересно, что в ст. 79 п. 2 Федерального конституционного закона Австрии «защита конституционных учреждений и … обеспечение условий для демократических свобод граждан» [7] возлагается при необходимости на федеральную армию.

Одновременно предусматривается и ответственность граждан перед государством и обществом во всех конституциях. Например, ст. 70 Конституции Дании предусматривает «невозможность уклоняться от соблюдения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей, мотивируя это своими убеждениями» [8].

Теория разделения властей — один из ключевых принципов конституционного строя современных государств-членов Европейского Союза. однако, существуют и некоторые особенности конституционного закрепления данного принципа в ряде Конституций. Так, ст. 6 Конституции Ирландии 1937 г. гласит, что «все власти — управления, законодательная, исполнительная и судебная в соответствии с божьим велением исходят от народа» [6], причем, признавая законодательную власть за Парламентом, допускается в ст. 15 возможность создания и признания подчиненных законодательных органов в соответствии с принятым законом. Конституция Греции в ст. 26 предусматривает осуществление законодательных функций Парламентом и Президентом Республики, закрепляя за последним и исполнительную власть совместно с Правительством. В ряде стран глава государства выведен за пределы исполнительной власти, «являясь гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений сообщества и договоров» (ст. 5 Конституции Франции) и оказывая мощное на нее воздействие, либо являясь «символом единства и постоянства» государства (ст. 56 Конституции Испании) и осуществляя представительские функции. Однако, не следует забывать, что несмотря на национальные особенности государственности, традиции политической жизни, неповторимые черты всех европейских конституций, существует и нечто общее, отличающее их в чем-то от остальных регионов. Так, укрепила свои позиции европейская модель разделения властей, такая организация государственного управления, при которой исполнительная власть зависит непосредственно от поддержки законодательного (представительного) органа, что само по себе свидетельствует о прочных позициях парламентаризма.

Являясь непосредственно членами Европейского Союза и мирового сообщества, европейские Конституции закрепляют миролюбивые принципы внешней политики (ст. 11 Конституции Италии, ст. 29 Конституции Ирландии, ст. 26 Конституции ФРГ, ст. 7 Конституции Португалии, ст. 2 Конституции Греции и др.), возможность уступки государственного суверенитета наднациональным органам. Причем, некоторые европейские государства предусмотрели возможность уступки полномочий международным организациям еще до создания общего рынка при выработке своих основных законов (Италия — в Конституции 1947 г., ФРГ — в Конституции 1949 г., Франция — в преамбуле Конституции 1946 г.). Другие государства приняли поправки к основным законам при вступлении в общий рынок или позднее (в Нидерландах, Люксембурге — поправки 1956 г., в Бельгии — 1970 г., в Португалии — 1982 г.); при принятии новых Конституций: Дании 1953 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г.; при расширении Европейского Союза в 1995 г. и 2004 г. за счет новых государств. В настоящее время европейские конституции либо декларируют приоритет принципов и норм международного права перед нормами внутригосударственного (национального) права (ст. 94 Конституции Нидерландов, большинство Конституций в центральной и Юго-Восточной Европы), либо включает нормы международного права в систему национального права (ст. 9 Федерального закона Конституции Австрии, ст. 96 Конституции Испании, ст. 8 Конституции Португалии, ст. 25 Основного закона Германии, ст. 28 Конституции Греции, ст. 29 Ирландии с оговоркой в п. 6, что «никакое международное соглашение не должно быть частью внутреннего закона государства, если иное определено Парламентом» [6].

Одной из важных черт правового государства, связанных с его взаимоотношениями с гражданами, является наличие юридических процедур, рассчитанных на успешную защиту личности с их помощью и без особых сложностей своих прав и законных интересов [13].

Для соблюдения данного условия необходимо создание действенных механизмов конституционной юстиции, безусловная независимость судей, повышение их статуса, а также преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры граждан. Конституция США в разд. 1 ст. 3 устанавливает правило несменяемости судей, Конституция Японии в ст. 76 провозглашает: «Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести, они связывают только Конституцию с законами» [4, с. 433]. Своеобразна и ст. 64 Конституции Франции: «Президент является гарантом независимости судебной власти» [9, с. 81].

Важным международно-правовым ориентиром для определения государства как правового является Документ Копенгагенского совещания второй Конференции ОБСЕ (июнь 1990 г.), в котором были зафиксированы основные характеристики правового государства, как его понимают страны-члены Совета Европы, принявшие этот документ.

Необходимо иметь в виду, что реализация конституционных принципов возможна лишь на прочной экономической, политической, социальной, правовой и духовной основе. Это требует развитой рыночной экономики, равенства форм собственности, подлинного народовластия, политического плюрализма, гражданского общества с многочисленным средним классом, высокого уровня правовой и духовной культуры.

В правоведении в отличие от понятия «правовое государство» используется и термин «государство законности», при котором также имеется разработанная система законодательства и действующий эффективный механизм его применения, охраны юридического порядка. Теоретически государство законности может осуществлять любое, даже несправедливое, неправовое законодательство (Германия периода фашистской диктатуры). Наличие законов характеризует стабильность режима, но мало говорит о его политической сущности. Даже мафия на Сицилии имеет свои твердые законы и обеспечивает их исполнение.

Таким образом, правовое государство должно быть государством законности, но не обязательно государство законности является правовым.

Литература:

  1. Конституция Португалии // [Электронный ресурс] http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/portugal/portug-r.htm.
  2. Конституция Испании // Перевод Пере Романа Посольство Королевства Испании в Российской Федерации, 1995 // [Электронный ресурс] http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/LAW/SPAIN.HTM.
  3. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю. П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991.
  4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков — 2-е изд., исправ. и доп.— М.: Издательство БЕК. — 584 с.
  5. Конституция Хорватии // [Электронный ресурс] http://legalns.com/download/books/cons/croatia.pdf.
  6. Конституция Ирландии // [Электронный ресурс] http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ireland/irelnd-r.htm.
  7. Федеральный конституционный закон Австрии http://legalns.com/download/books/cons/austria.pdf.
  8. Конституция Королевства Дания от 5 июня 1953 года (часть I) // [Электронный ресурс] https://sites.google.com/site/ustavniky/home/konstitucia/konstitucii-kvalificirovannyh-gosudarstv/dania-rus.
  9. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. — 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 116.
  10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  11. Шеленговский П. Г. Гражданско-правовая роль интеллектуальных прав в контексте экономического и политического развития современного государства // сборник научных статей: Молодой ученый / Казань, 2016. — С.720–723.
  12. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов — М: Норма, 2016. — 832 с.
  13. Biriukov Pavel N., Ustinovich Elena E., Shelengovskiy Pavel G. Censorship and printing in the Caucasus at the end of XIX — early XX centuries // Былые годы. Российский исторический журнал. — Сочи: Сочинский государственный университет, 2016. С. 166–172.
  14. Шеленговский П. Г. Экономическая роль интеллектуальных прав в развитии современного государства // Сибирский торгово-экономический журнал — Омск: Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, 2016. С. 60–63
  15. Ковачев Д. А. Конституционное право государств Европы // М.: Волтерс Клувер, 2005. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Европейский Союз, принцип, Конституция Греции, Конституция, исполнительная власть, Конституция Португалии, государство, Конституция Ирландии, государство законности.


Ключевые слова

принципы, народовластие, правовое государство, государство законности, теория разделения властей, принципы Европейского Союза, приоритет роли личности, верховенство права

Похожие статьи

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

В широком смысле гарантия — это ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение [6]. Права человека и гражданина, в том числе и на обращение в Европейский суд по правам человека, закреплены в Конституции государства, поэтому...

Государственная администрация в странах Южной Европы...

Действующая Конституция Греции была принята в 1975 г. Государственные служащие в Греции

Ныне действующая Конституция Португалии была принята в 1976 г. Правительство в этой стране

Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации.

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Европейская

«Принципы государственного суверенитета и верховенства Конституции в правовой системе России относятся к основам ее конституционного строя.

Принципы статуса судей в Российской Федерации и в зарубежных...

В большинстве конституций стран СНГ и государств Европейского Союза принцип неприкосновенности судей отражен.

Конституция Греции закрепляет двойной запрет: предоставлять судьям всякую иную оплачиваемую должность и самим судьям заниматься иной...

Ограничения прав и свобод человека в экстраординарных...

7. Конституции государств Европейского Союза.

9. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1996.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления...

В ст. 15 Конституции говорится о том, что территориальное устройство Республики Польша гарантирует децентрализацию публичной власти. Базовое территориальное деление государства определяется законом, учитывающим социальные...

Конституционно-правовое регулирование экологических...

По Конституции Греции ст. 24 прямо указывается, что государство обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для сохранения окружающей среды.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия высшим органам исполнительной власти: сравнительно-правовой анализ (РФ, КНР, ФРГ).

В Китайской Народной Республике (КНР) принцип разделение властей в Конституции страны и в иных нормативных актах не...

Законность в правовом государстве | Статья в журнале...

Конституция провозглашает Россию как правовое государство.

Конституция закрепила основные принципы построения правового государства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

В широком смысле гарантия — это ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение [6]. Права человека и гражданина, в том числе и на обращение в Европейский суд по правам человека, закреплены в Конституции государства, поэтому...

Государственная администрация в странах Южной Европы...

Действующая Конституция Греции была принята в 1975 г. Государственные служащие в Греции

Ныне действующая Конституция Португалии была принята в 1976 г. Правительство в этой стране

Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации.

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Европейская

«Принципы государственного суверенитета и верховенства Конституции в правовой системе России относятся к основам ее конституционного строя.

Принципы статуса судей в Российской Федерации и в зарубежных...

В большинстве конституций стран СНГ и государств Европейского Союза принцип неприкосновенности судей отражен.

Конституция Греции закрепляет двойной запрет: предоставлять судьям всякую иную оплачиваемую должность и самим судьям заниматься иной...

Ограничения прав и свобод человека в экстраординарных...

7. Конституции государств Европейского Союза.

9. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1996.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления...

В ст. 15 Конституции говорится о том, что территориальное устройство Республики Польша гарантирует децентрализацию публичной власти. Базовое территориальное деление государства определяется законом, учитывающим социальные...

Конституционно-правовое регулирование экологических...

По Конституции Греции ст. 24 прямо указывается, что государство обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для сохранения окружающей среды.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия высшим органам исполнительной власти: сравнительно-правовой анализ (РФ, КНР, ФРГ).

В Китайской Народной Республике (КНР) принцип разделение властей в Конституции страны и в иных нормативных актах не...

Законность в правовом государстве | Статья в журнале...

Конституция провозглашает Россию как правовое государство.

Конституция закрепила основные принципы построения правового государства.

Задать вопрос