Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.10.2015

Статья просмотрена: 2781 раз

Библиографическое описание:

Каплунов А. С. Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 486-488. — URL https://moluch.ru/archive/99/22183/ (дата обращения: 17.02.2019).

Философское понятие «принцип» представляет собой основополагающую истину, закон, положение. В основу государственного устройства США положены такие принципы, как демократизм, федерализм, судебный конституционный надзор, разделение властей. Последний принцип является ключевым для государственной власти в США.

Теория разделения властей — основополагающий принцип государственно-правового устройства любой демократической страны и США в частности. Согласно ей для предотвращения узурпации власти в стране и развития демократии вся государственная власть в стране должна делится на три самостоятельные, но неразрывно связанные друг с другом ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. В США этим ветвям соответствуют Конгресс, Президент, Верховный суд.

Теория разделения властей имеет сложную и непростую историю. Впервые она встречается в трудах античных учёных (Платон). В XVI- XVIII вв. из-за бурного развития общественной мысли (работы Ш.Монтескьё, Дж.Локка, Д.Дидро), а также становления буржуазии не только как социальной прослойки общества, но и реальной политической силы, теория разделения властей получила дальнейшее развитие. Это было связано с тем, что буржуазии и промышленникам нужно было ограничить абсолютную власть монарха, чтобы отстаивать свои права, свободы и законные интересы.

Участники Филадельфийского Конвента (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, А.Гамильтон и др.), которых в американской историографии принято называть «отцы-основатели», будучи в большинстве своём квалифицированными и образованными практикующими юристами и экономистами, осознавали необходимость создания государственно-правовой модели молодого американского государства на основе теории разделения властей [5, c.81]. Это было необходимо для того, чтобы ни один орган государства не смог обладать исключительным правом на выражение воли и мнения всего народа, чтобы не допустить монархии как формы правления, чтобы развивать демократию и демократические институты.

Применительно к американской модели государственного устройства можно говорить о том, что учредители Конституции 1787 г. положили в основу организации органов государственной власти собственный вариант разделения властей, который принято называть системой «сдержек и противовесов». Изначально формируясь в сравнительно небольшом государстве, где проживало около 3 миллионов человек, система «сдержек и противовесов» сохранила свою актуальность и жизнеспособность на протяжении всех двухсот тридцати лет существования США.

Известный американский учёный-административист Дж. Харт отметил: «Если все дороги ведут в Рим, то вопросы американского управления сводятся к разделению властей».Самостоятельность ветвей власти США обеспечивается их обособленностью друг от друга, различной процедурой формирования, компетенцией, сроками полномочий.

США образовались во второй половине XVIII в., когда в Европе господствовал абсолютизм, а любые общественные отношения строились на феодальной основе [3, c.54]. Но американское государство миновало феодальную формацию развития, образовавшись изначально в капиталистической. Это объясняет тот факт, что в американском обществе отсутствует деление на сословия, касты и др. феодальные страты. Государство задумывалось как общенародное, поэтому Конституция США в полной мере воплощает принцип буржуазного права, согласно которому все люди равны перед законом. Однако бурное развитие промышленности способствовало огромной дифференциации общества. Таким образом со временем государственно-правовая система США попадала под влияние как крупных корпораций, так и отдельных магнатов. Крупные буржуа стали влиять на действия всех ветвей американской власти, лишая их самостоятельности и по сути превращая их в один государственный орган, подрывая тем самым конституционные основы США, демократизм в целом и систему «сдержек и противовесов» в частности.

Несмотря на видимость реального разделения властей, в действительности все высшие органы власти США испытывают на себе влияние, а порой и давление, исполнительной власти. Ведь именно у неё сосредоточен огромный финансовый потенциал страны, она руководит карательным органом в лице полиции и армии США, а также определяет основные внутренние функции государства.

Особенно явно это проявляется в отношениях президента (исполнительная власть) и конгресса (законодательная власть). Согласно разделу 1 статьи II исполнительная власть передаётся президенту Соединённых Штатов Америки [1, c. 34]. Однако он обладает огромными полномочиями и в области законотворчества. Например, раздел 7 статьи I провозглашает, что «каждый законопроект, прежде чем стать законом, представляется президенту США». В юридической практике возможность какого-либо должностного лица отклонить законопроект с античных времён называется правом вето (от лат. veto-«запрещаю»). Президент может в десятидневный срок отклонить законопроект, направив его на доработку в конгресс, написав специальный акт-документ, в котором содержатся критика документа и основания, по которым данный законопроект был отклонён. Все эти действия президент США может предпринимать только ко всему принятому конгрессом законопроекту, а не к отдельной его части, статье, разделу. Таким образом, можно говорить о том, что в США президент наделён не только исполнительной, но и законодательной властью.

Чтобы предотвратить превращение США в тоталитарное антидемократическое государство этим путём и не допустить слияния исполнительной и законодательной властей, в действие вступает система «сдержек и противовесов», суть которой в данной ситуации сводится к следующему. Законопроект считается принятым, если после наложения на него президентского вето он был принят во второй раз сенатом и палатой представителей квалифицированным большинством голосов. Раздел 7 статьи I конституции США устанавливает, что квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа каждой из палат конгресса, т. е. в сенате при повторном голосовании законопроект должен набрать не менее 290 голосов, а в палате представителей-67.

Таким образом, можно сделать вывод, что США сумели на основе европейской теории разделения властей создать свою уникальную и неповторимую систему «сдержек и противовесов». Одно из свойств этой системы — это способность к преемственности. Система существовала и когда США были только что образовавшимся неразвитым государством, и когда они стали одной из ведущих сверхдержав. Он является гарантом и условием демократического режима в США.

Что же касается исполнительной ветви власти, то в соответствии с теорией разделения властей непосредственной реализацией предписаний, принятых законодательной властью, занимается именно она. Именно исполнительная власть является самой многочисленной из ветвей власти. Ядро исполнительной власти представляют государственные органы и государственные служащие, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе, привлекая при этом материальные ресурсы государства. Тем не менее излишняя концентрация полномочий у исполнительной власти может привести как к росту коррупции, так и лишению государства монопольного права на применение легальной силы, ведь именно ведении исполнительной власти находится система полиции, армия, исправительные учреждения.

Раздел 1 статьи II конституции провозглашает, что исполнительная власть в США принадлежит президенту, избираемому на четырёхлетний срок, он же и является главой государства. Президентом США может стать только тот человек, который получил гражданство США по рождению, а также имеющий возраст не менее 35 лет [2, c.39]. В случае, если президент не сможет выполнять свою должностные обязанности, исполняющим обязанности президента становится вице-президент, а в случае, если и последний не сможет этого сделать, то полномочия президента временно переходят к государственному секретарю США. В случае недобросовестного выполнения президентом своих обязанностей он может быть отрешен от должности в порядке импичмента (раздел 4 статья II).

Раздел 1 статьи I содержит порядок избрания президента. Согласно ему каждый штат назначает выборщиков в количестве, равном числу представителей штата в конгрессе. впоследствии эти выборщики и голосуют бюллетенями за одного из двух кандидатов (демократ или республиканец). По своей юридической технике это раздел является самым слабым во всей конституции, т. к. содержит сложный и запутанный механизм избрания президента. Этими же правилами пользуются и при выборе вице-президента.

Предшественником должности «президент США» была должность «президент Континентального конгресса», суть которой сводится к председательству на съезде депутатов от 13 штатов. Президент континентального конгресса не являлся главой государства, т. к. американское государство того периода являлось конфедерацией, а не федерацией, как в дальнейшем. Первым в должности президента США бал Дж. Вашингтон — один из «отцов основателей» этого государства. Официальная резиденция президента — Белый дом в Вашингтоне, построенный в 1800 году.

Являясь главой США, президент является гарантом реализации принципов правового и демократического государства. Так, например, раздел 2 статьи II закрепляет за президентом право помилования и дачи отсрочки наказания [4, c.57]. Это решение главы государства не может быть обжаловано никем: ни судами федеральной судебной системой США, ни генеральным атторнеем, ни кем-либо ещё. Тем не менее, чтобы не сделать право президента на помилование и отсрочку наказания абсолютным, оно не может распространятся на решения сената, принятые в порядке импичмента. Таким образом, ветви власти в США сохраняют независимость друг от друга, в полной мере реализуя систему «сдержек и противовесов».

Полномочия президента закреплены в разделе 2 статьи II конституции. Согласно ему президент США: заключает международные договоры со стороны США, является главнокомандующим армии и флота, назначает судей Верховного суда, назначает послов и консулов, назначает федеральных министров и т. д.

Конституция наделяет президента нормотворческими полномочиями в процессе реализации нормативно-правовых актов, принятых конгрессом (раздел 3 статья II). К ним относятся права президента по изданию различных указов, постановлений, прокламаций, приказов (в т. ч. и военных). Президент является субъектом нормотворчества, что в свою очередь значительно ускоряет процесс по претворения норм права в реальную жизнь.

Тем не менее вся исполнительная власть не сводится к одному лишь президенту. Особую роль в государственном механизме США играют главы отраслевых ведомств — министры (в практике государственного механизма их принято называть «секретарями»). В свою очередь правительственный аппарат США именуется «президентским кабинетом». Комплектованием аппарата занимается непосредственно президент. И он же имеет полномочия вводить в аппарат своих помощников и советников. В стране существует около 20 различных министерств. Среди них наиболее крупными и значимыми являются министерства обороны, сельского хозяйства, торговли, образования, транспорта. Все министры, возглавляющие их, по своей должности входят в состав президентского кабинета.

Особую роль в структуре президентского кабинета играют генеральный атторней США и государственный секретарь США. Они соответственно возглавляют прокуратуру США и государственный департамент США (особый орган, в компетенцию которого входит осуществление внешней политики государства) [4, c. 98]. Именно они, а также министерство обороны, являются ведущими государственными органами США, их деятельность и определяет основные приоритеты, направления и принципы внутренней и внешней политики США, что обусловлено империалистическим характером сущности этого государства.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что именно исполнительная власть в США имеет колоссальное влияние на все государственно-правовые институты этой страны. От эффективности работы этой ветви власти зависит благополучие простых американских граждан, которые составляют опору и основу как гражданского общества в США, так и всей страны в целом.

 

Литература:

 

1.                  Иванян Э. А. История США. — М.: Дрофа, 2004. — 578 с.

2.                  Крашенинникова Н. А.. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М.: НОРМА. Т. 2: Современное государство и право. — 2003. — 672 с.

3.                  Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США./отв. редактор Б. Никифоров. — М.: Наука, 1984. — 190с.

4.                  Никеров Г. И. Административное право США. М.: Наука, 1977. — с.46.

5.                  Черниловский З. М.. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М.: Юридическая литература, 1984. — 472 с.

Основные термины (генерируются автоматически): США, исполнительная власть, президент, раздел, теория разделения властей, ветвь власти, законодательная власть, государственная власть, Вашингтон, президент США.


Похожие статьи

Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип...

США, исполнительная власть, теория разделения властей, ветвь власти, государственная власть, американское общество, Филадельфийский Конвент, Верховный суд, законодательная власть...

Президент РФ в системе разделения властей

Ключевые слова: разделение властей, президент, полномочия, власть.

Президент РФ имеет признаки всех ветвей власти. С законодательной — право законодательной инициативы, промульгация законов, право отклонение закона.

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных...

принцип разделения властей, ветвь власти, Узбекистан, судебная власть, система сдержек, государственная власть, взаимный баланс, исполнительная власть, судебная ветвь, эффективное взаимодействие.

Теория разделения властей в учениях отечественных авторов

исполнительная власть, государственная власть, законодательная власть, система разделения властей, философ, монарх, абсолютная монархия, правовое государство, ветвь власти, автор.

Влияние трансформации системы источников права на развитие...

законодательная власть, исполнительная власть, государственная власть, принцип разделения властей, судебная власть, правовое государство, ветвь власти, власть, теория разделения властей, государственный аппарат.

Особенности разграничения юрисдикции в судебной системе...

Конституция — это всего лишь обыкновенный воск в руках Судебной власти, из которого та может вылепить все, что пожелает. Томас Джефферсон. Судебная система Соединенных Штатов Америки (далее — Судебная система США) была и остается уникальным явлением...

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Президент РФ в системе разделения властей. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Теория разделения властей в учениях отечественных авторов.

Главные социально-экономические вопросы и законодательная...

Главные социально-экономические вопросы и законодательная власть США в период президентства Бенджамина Гаррисона (1889–1893

Последняя треть XIX столетия в истории США характеризовалась слабостью президентской власти и значительным усилением...

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип...

США, исполнительная власть, теория разделения властей, ветвь власти, государственная власть, американское общество, Филадельфийский Конвент, Верховный суд, законодательная власть...

Президент РФ в системе разделения властей

Ключевые слова: разделение властей, президент, полномочия, власть.

Президент РФ имеет признаки всех ветвей власти. С законодательной — право законодательной инициативы, промульгация законов, право отклонение закона.

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных...

принцип разделения властей, ветвь власти, Узбекистан, судебная власть, система сдержек, государственная власть, взаимный баланс, исполнительная власть, судебная ветвь, эффективное взаимодействие.

Теория разделения властей в учениях отечественных авторов

исполнительная власть, государственная власть, законодательная власть, система разделения властей, философ, монарх, абсолютная монархия, правовое государство, ветвь власти, автор.

Влияние трансформации системы источников права на развитие...

законодательная власть, исполнительная власть, государственная власть, принцип разделения властей, судебная власть, правовое государство, ветвь власти, власть, теория разделения властей, государственный аппарат.

Особенности разграничения юрисдикции в судебной системе...

Конституция — это всего лишь обыкновенный воск в руках Судебной власти, из которого та может вылепить все, что пожелает. Томас Джефферсон. Судебная система Соединенных Штатов Америки (далее — Судебная система США) была и остается уникальным явлением...

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Президент РФ в системе разделения властей. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Теория разделения властей в учениях отечественных авторов.

Главные социально-экономические вопросы и законодательная...

Главные социально-экономические вопросы и законодательная власть США в период президентства Бенджамина Гаррисона (1889–1893

Последняя треть XIX столетия в истории США характеризовалась слабостью президентской власти и значительным усилением...

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США).

Задать вопрос