Annotation:the article is sanctified to the question of education of children with the special educational necessities. The idea of L. S. Vygotsky opens up in the article that it is necessary to include children with the special educational necessities on Wednesday ordinary children.
Keywords:limit possibilities of health, new approach, specially — correction education.
В настоящее время в России происходят огромные социокультурные изменения, которые определяют актуальность разработки теоретических и методологических оснований введения инновационных программ и технологий, ориентированных на совершенствование процесса адаптации в социуме лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Еще Л. С. Выготский говорил о том, что необходимо включать детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»; а также: «...глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций». Несомненно, данные слова ученого относятся ко всем детям с нарушениями развития. [1, c.45]
В наше время большая часть детей с нарушениями в развитии, несмотря на усилия, которые принимает общество, ставя себе цель их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к включению в социально-экономическую жизнь.
Не так давно, в обществе обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии, другими словами- инвалидов. Была отмечена явная изолированность одной системы от другой, учителя массовой системы образования не проявляли желание осваивать специальные педагогические технологии для оказания психологической поддержки и педагогической помощи детям с трудностями в обучении. Система специального и коррекционного образования для детей с особыми образовательными потребностями обеспечивает обычному учителю спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, если он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида. На сегодняшний день, в мире нет ни одного детского сада или же школы, где бы не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности вместе с обычными детьми.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ставит педагогам, новую цель: итоговым продуктом педагогической деятельности становится выпускник с высокоразвитым личностным потенциалом, способный ставить цели и задачи, искать и находить новые решения возникающих проблем, умеющий вести сотрудничество с другими людьми, основываясь на уважение и равноправие. [3]
Международные правовые акты и Закон об образовании Российской Федерации гарантируют право выбора места, способа и языка обучения каждому гражданину страны. Детские сады и общеобразовательные школы России уже приняли в свои стены детей с различными нарушениями в развитии, и имеющих особые образовательные потребности.
В 2008 году в Российской Федерации была подписана Конвенция о правах инвалидов. Именно это и является показателем того, что страна готова к формированию условий, которые направлены на соблюдение международных стандартов, экономических, юридических, социальных и других прав инвалидов. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства является одним из направлений Стратегии является. [2, c.6]
В настоящее время большинство детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Включение таких детей в образовательный процесс обычной школы является новым подходом для российского образования. Такой подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья называется инклюзивным образованием.
С отклонением в развитии можно родиться, а можно «приобрести» его, стать инвалидом уже в преклонные годы. От недееспособности никто не застрахован. Ее причинами могут выступать различные неблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния. Степень тяжести расстройств психофизического здоровья человека может варьировать от легкой (почти незаметной со стороны) до тяжелой, ярко выраженной (например, церебральный паралич, синдром Дауна). [4, c.117]
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11 % населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Литература:
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; Авт. коммент. М. А. Степанова. — М.: Просвещение.-321 с.
- Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014) Издательство: Норматика, 2014г.
- Подольская О. В. «Дополнительное образование детей с особыми образовательными потребностями», [Электронный ресурс]
- Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. [пер. с англ.] / Селигман М., Дарлинг Р. / — М.: Теревинф, 2007. — 368 с.