Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Тендеры: состояние, тенденции и перспективы / В. Г. Милославский, С. К. Джумагишиев, Т. Р. Казиев, А. М. Синицын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 452-458. — URL: https://moluch.ru/archive/131/34452/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тендер является наиболее эффективным способом повышения эффективности деятельности предприятия (компании) и улучшения его финансовых показателей. Тендерные торги уже достаточно долгий период используются как в России, так и во всем мире. С каждым годом их значимость, объемы, и актуальность сферы в целом только возрастает. На сегодняшний день, участие предприятия в торгах является возможностью для увеличения клиентской базы, заключения контрактов с крупными компаниями, и, конечно же, обеспечения себя работой на определенный период времени.

В течение последних лет тендерная система России получила достаточно сильное развитие. В сравнении с тем печальным состоянием, в котором ранее находилась данная сфера, насквозь пронизанная коррупцией и переполненная бюрократизмом, современное положение вещей внушает настоящий оптимизм за уже свершенные преобразования. Но, несмотря на это, в России многие проблемы работы с тендерами сохраняются и трансформируются.

Опыт становления российской системы государственных закупок в условиях развития рыночных отношений показал эффективность и перспективность этого направления для экономичного использования финансовых ресурсов и обеспечения качественной продукцией, как государственных потребностей, так и коммерческих. Одной из форм косвенного сбыта товара и услуг через контракты является тендер.

Тендер (от англ. tender — торги, конкурс) прямое заимствование из английского языка, используемое для обозначения торгов, конкурсов. Что примечательно, понятие «тендер» не определено в действующих правовых актах, равно как и его производные («тендерная заявка», «тендерная комиссия», «тендерная документация»). Согласно законодательству употребляется слово «конкурс». Однако слово «тендер» массово прижилось и используется повсеместно. Законодательство о государственных закупках предусматривает использование разных процедур: открытых тендеров; закрытых тендеров; электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги, двухэтапных тендеров.

Основным способом государственных закупок являются тендеры — способ предоставление заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости, открытости. Государственный контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и содержащее наилучшие условия (не обязательно минимальное по цене).

Широкое использование тендеров связано с тем, что они являются более эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными на всех этапах: получение сырья, производство, сбыт, послепродажного обслуживания, хранение и складирование, получение услуг и др.

Их проведение позволяет:

  1.   Расширять круг участников переговоров и выбрать партнера, обладающего наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением;
  2.   Добиться наиболее благоприятных условий контракта (оптимальные цены, финансирование, гарантии и т. д.) за счет обострения конкуренции среди потенциальных продавцов и поставщиков;
  3.   Процедуры тендеров позволяют обеспечить непредвзятый выбор поставщика (продавца) при условии соблюдения жесткого регламента проведения и использования единообразных правил для всех участникам;
  4.   Планирование долгосрочного сбыта и загрузки мощности предприятия, компании, фирмы.

Тендеры являются серьезной инвестицией с точки зрения времени и средств при не всегда гарантированном результате.

На рынке государственных и коммерческих тендеров учитывая международный и российский опыт, существует два пути победы в торгах. Первый путь — это выиграть тендер при сговоре и договоренности с заказчиком. Данный путь неприемлем, так как он наказуем по закону во всех странах, которые используют контрактную систему поставок товаров и услуг. Второй путь — используемый большинством компаний, — это побеждать в тендере путем предложения более выгодных условий, грамотного оформления документов и отстаивания своих прав на победу, в случаи нарушения процедур заказчиком или другими участниками. С учетом законодательных и технологических изменений в торгах, второй путь становится и приоритетом для многих компаний, и способом поиска новых рынков сбыта, и позволяет через все более открытые процедуры развиваться субъектам МСБ на равных, конкурентных условиях.

Одной из основных форм тендеров, которая становится наиболее оптимальной с точки зрения затрат, открытости и гласности, а также более совершенной с технологической точки зрения по отношению, например к бумажным торгам — является электронный аукцион, или электронная закупка.

Электронный аукцион — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках (ЭТП).

Глава департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев акцентировал, что электронные аукционы составляют 86 % от общего объема процедур по ФЗ-44. По ФЗ-223 доля электронных аукционов составляет 30 %. Таким образом, участие в онлайн-торгах дает огромный пласт возможностей для бизнеса. [5]

В конце марта 2016 года аналитики опубликовали ряд отчетов о состоянии рынка государственных закупок. Итоги оказались неожиданными. Динамика заставила экспертов задуматься о тенденциях развития сегмента. Совокупный объем расходов на обеспечение государственных и муниципальных нужд сократился до 5,3 триллионов рублей. При этом среднее количество претендентов на заказ выросло с 2,5 до 3. Всего в 2015 году было зарегистрировано 6,4 миллиона заявок на участие в тендерах. Из них уже менее 1/6 было подано на традиционном бумажном носителе [6]. При этом малый бизнес получил свыше 490 миллиардов рублей в виде выплат по прямым исполненным контрактам. В сравнении с 2014 годом показатель увеличился на 41 %. Предприниматели стали активнее бороться за контракты. Всего в 2015 году сделки заключили примерно 500 тысяч поставщиков. Пик заявок отмечен на тендеры с объявленной ценой не более 10 миллионов рублей РФ. В 2014 году потери государства от закупок составили 278,2 млрд. руб., что на 4,78 % больше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Возросло также количество объявленных закупок с завышенными ценами, что отчасти объясняется коррупционной составляющей [7].

Системная проблематика и пробелы в сфере государственных и коммерческих закупок.

Состояние современной системы госзакупок в России характеризует наличие определенных сложностей, тормозящих ее развитие. Основными недостатками существующей системы государственных закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения, а также нарушения, использование «серых» схем, сговоры в стремлении обойти «неудобный» закон. Эксперты отмечают следующие системные проблемы законодательства о закупках и практики госзакупок:

−  риски недобросовестного поведения и некомпетентности поставщиков, следствием чего являются риски неисполнения заказа;

−  трансформация коррупционных рисков в другие формы: сговор заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретных поставщиков;

−  рост несостоявшихся торгов, по которым остается один участник, с которым и заключается контракт по цене, близкой к стартовой; сговор потенциальных поставщиков, которые регистрируются и допускаются на аукционы, но не принимают непосредственного участия в аукционе и контракт заключается по цене, близкой к начальной;

−  срыв процедур размещения заказов «серыми» участниками путем демпинга в заявках или необоснованных жалоб на действия заказчиков, неформальное урегулирование споров в связи с неисполнением, несвоевременным или недобросовестным исполнением обязательств;

−  размещение замаскированных или «скрытых» контрактов в поисковых системах закупок, что осложняет или делает невозможным найти определенный контракт, совершение специальных ошибок, нарушение буквенных регистров, или написание русских слов английскими буквами, что также делает поиск контракта невозможным;

−  размещение контрактов с ложной географией торгов через ЭТП (Электронно-торговые площадки) когда торги, например, по Хабаровску, могут быть объявлены в Москве, т. е. потенциальный исполнитель по Хабаровску, такой контракт не найдет. Если же найдет и поймет, что торги проходят в его регионе, вступает еще одна процедура отсева «не своих» компаний, такие торги просто объявят и в другом регионе, и на бумажном носителе, что делает его невозможным с точки зрения участия небольшой ООО или ИП в Хабаровске, которая могла бы такой контракт исполнить.

Тем не менее, и поставщики зачастую совершают ошибки. Наиболее распространёнными являются отсутствие чёткого плана работ из-за того, что предложение готовят в крайние сроки, незнание процедур проведения тендера и законов, относящихся к госзакупкам, а также невнимательное отношение к требованиям конкурсной документации.

Генерал-майор юстиции Владимир Маркин отмечает, что трагедия на карельском озере, где во время шторма погибли подростки, ужасна, нетипична. Дело к этому шло, рано или поздно нынешняя бюрократическая система госзакупок, ориентированная на «экономию» в ущерб качеству, сработала именно так, как сработала. Примеры такого ущерба качеству последнее время стали массово поступать из сферы реставрации памятников. Однако трудно ожидать, что в других сферах механизм работает иначе. Пора уже привлекать к организации таких закупок общественные объединения, а также создать независимое экспертное сообщество для контроля и чиновников, и организаторов, например, под эгидой ОНФ. [8]

На современном этапе в российской экономике можно выделить три ключевых направления в реализации глобальной реформы в сфере закупок товаров, работ, услуг:

  1.   Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  2.   Формирование системы государственного оборонного заказа;
  3.   Регламентация закупок субъектов государственного сектора экономики [9].

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года система государственных закупок рассматривается в качестве одного из значимых инструментов реализации инновационной политики государства. В указанном документе, в частности, нашло отражение признание того факта, что «в настоящее время государственные закупки не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности.

Изменения в сфере торгов:

Нормативные изменения и их применение.

Изменения в сфере и законе госзакупок за последние годы Федеральный закон № 44-ФЗ, вступивший в силу с 05.04.2013 года, в течение последних лет претерпевал многочисленные доработки и корректировки, чтобы у всех участников госзакупок появилась возможность более рационально использовать ресурсы. Практика его применения за все года (с 2013 по 2015 г.) продемонстрировала недостатки системы, что стало причиной доработок и поправок, обусловленными неоднократными подзаконными актами. Заказчик, при определении поставщика согласно № 44-ФЗ с последними изменениями, должен руководствоваться как минимум двумя критериями оценки заявок. В качестве первого обязательного критерия выступает цена контракта. Вторым критерием оценки заявок могут являться квалификация участников закупки, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики закупки [10]. Таким образом, закупки в сфере государственных и муниципальных нужд, в связи с введением в действие закона № 44-ФЗ о закупках, стали более сложными и детализированными. При этом процесс закупок стал более открытым и прозрачным [11]. Стоит отметить что и в № 44-ФЗ и № 223 ФЗ вносится много поправок, а так же поступает много предложений по дальнейшим изменениям, как от отдельных представителей бизнеса, крупных бизнес сообществ, общественных организации и ассоциации: Торгово-Промышленные палаты всех уровней, Деловая Россия, Общероссийский Народный фронт, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), так и от отдельных ведомств. Такая тенденция вызвана тем, что бизнес лоббирует свои интересы и стремится сделать процедуры комфортнее, а федеральные органы власти в виде министерств, агентств, ведомств, стремятся войти в состав регуляторов сферы, получив какие-либо полномочия и преференции. Исходя из этого, предложений поступает много и от всех, и позиции по ряду вопросов спорные и противоречивые у всех сторон. Лоббирование интересов различных структур (как государственных, так и частных) объективно и закономерно. Объемы финансирования, бюджеты закупок государственных и коммерческих торгов, и обороты торгов постоянно возрастают, что отражается в статистических данных, и в целом не могут не вызывать интереса. В связи с этим, в том числе, появляются законопроекты, в случае одобрения которых изменения коснуться и самих участников торгов, и их родственников. Участники закупок при подаче заявки на участие будут обязаны предоставлять сведения обо всех возможных выгодоприобретателях (физических лицах). Соответствующие изменения могут быть внесены в два основных закона, которые регулируют сферу закупок: № 44-ФЗ и № 223 ФЗ. Таким образом, новые правила могут затронуть, в том числе закупки товаров, работ, услуг госкорпорациями, госкомпаниями, субъектами естественных монополий и т. д. Сегодня на стороне одного участника закупки могут выступать несколько лиц, независимо от организационно-правой формы [10]. Реформу ценообразования в строительстве, начатую после скандальных проверок Счетной палатой космодрома «Восточный» и олимпийских объектов, затрудняет отсутствие в отрасли публичных цен и прозрачного рынка. Об этом говорят чиновники Минстроя, сохранившие за собой полномочия по контролю сметных цен. Напомним, ранее ФАС решала схожую проблему на рынках нефти и нефтепродуктов за счет принуждения игроков к участию в биржевых торгах, однако для стройки такой подход вряд ли применим. Тем временем Минстрой объединяет контролеров сметных цен — «Главгосэкспертизу», проводящую экспертизу проектной документации строек, и Федеральный центр ценообразования в строительстве (ФЦЦС) [1]. В конце 2014 года Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному собранию сообщил, что малому и среднему предпринимательству необходимо расширить доступ к закупкам государственных компаний [2] и такая тенденция будет продолжена. Мнения расходятся, и в интересах же Правительства учитывать их все. О данной поправке лишь зашел разговор, а волнения в обществе уже набрали обороты. Понять можно обе стороны: как тех бизнесменов, которые видят для своих компаний лишь угрозу зарегулированности торгов, так и государство, которое хочет улучшить положение дел в стране. Однако, исходя из того, что в обществе ежедневно что-то меняется, необходимо быть всегда на шаг впереди или же хотя бы просто идти в ногу со временем, поэтому рано или поздно изменения потребуются, и будут происходить. Не стоит вносить изменения слишком резко, позволив компаниям привыкнуть хотя бы к части их [12]. В настоящее время заказчики стараются избегать конкурсов и аукционов, через которые совершаются закупки. Вместо этого они совершают закупки у единственного поставщика. «В большинстве случаев такие закупки являются малопонятными для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и неконкурентными», отмечают в Минэкономразвития. Поэтому госконтрактам пропишут типовые условия — как один из выходов в сложившейся ситуации — предложение сформировано в Минэкономики. Малый бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) будут обязаны использовать типовые контракты при выполнении госконтрактов в качестве субподрядчиков, предусматривает разработанный Минэкономики проект постановления правительства. По данным Минэкономики, госзаказчики в первом полугодии 2016 года разместили 11,6 тыс. извещений о закупках с обязательным субподрядом у малых компаний и НКО объемом более 387 млрд руб. В итоге заключено более 10 тыс. контрактов на 290 млрд руб. Всех закупок в первой половине 2016 года было на 2,1 трлн руб.— то есть льготники получили порядка 14 %. Ведомство фиксирует рост количества таких контрактов — по сравнению с таким же периодом 2015 года их стало на 29 % больше. Типовые контракты упростят работу заказчикам, а исполнителям будут гарантировать четкие сроки оплаты — отмечает министерство [1]. С другой стороны, в связи с санкциями и геополитической ситуацией, рынок также законодательно ориентируют на потребление российский товаров, в том числе через поправки в законодательстве. Правительство ввело приоритет российских товаров при госзакупках. При проведении закупок госкомпаниями, если победитель тендера определяется путем сопоставления цен, предложения о поставке российской продукции будут оцениваться с понижающим 15-процентным коэффициентом. Такая защитная мера содержится в постановлении правительства РФ, которое вступит в силу с 1 января 2017 года сформировано в Минкомсвязи [13]. Российским чиновникам разного уровня — от муниципальных госслужащих до федеральных министров — запретят закупать в мебель иностранного производства. Проект соответствующего постановления правительства готовится в Минпромторге. Её президент Александр Шестаков поясняет, что только в прошлом году сотрудники госструктур закупили мебели у иностранцев на 30 млрд рублей, при том, что сотни заводов в РФ недозагружены и в половину от имеющихся мощностей [14]. Также для контроля в сфере нарушений в торгах и коммерческой деятельности планируется внесение поправок уже в Уголовный кодекс РФ. Так в рамках законопроекта предлагается отменить понятие срока давности, которое не должно применяться для освобождения от ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе в рамках госторгов и коммерческих закупках. Такие поправки в Уголовный кодекс РФ внесли депутаты Государственной думы [15]. Минэкономразвития предложило запретить госкомпаниям закупать товары и услуги у фирм, связанных с родственниками сотрудников этих госкомпаний. Сейчас такой запрет действует только для ведомств. Минэкономразвития хочет повысить прозрачность закупок госкомпаний, которые в прошлом году, по данным Счетной палаты (СП), закупили товаров и услуг на 23,1 трлн руб. Ведомство предлагает внести изменения в 223-ФЗ, по которому закупаются госкомпании: им могут запретить приобретать товары и услуги у компаний, аффилированных с родственниками сотрудников, отвечающих за закупки в госкомпании. Соответствующий законопроект размещен для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru 29 августа [3]. Лоббирование интересов, а также желание участвовать в регуляции торгов вызвана объективными причинами, как со стороны бизнеса так и госорганов: с одной стороны — это поручение Президента, которое необходимо выполнять, с другой стороны возможность отстоять свои, в том числе и личные интересы.

Технологические и процедурные изменения.

Так, поправками в федеральный закон № 44-ФЗ на основании Постановлений Правительства от 2015 года вводится в эксплуатацию с 2016 года Единая Информационная Система (ЕИС). В результате, обновленная ЕИС: Сможет взаимодействовать с остальными государственными информационными системами, а в дальнейшем — все системы (электронные отраслевые и общего назначения) будут интегрированы в единое [4]. Еще одним новшеством, которое появится с начала 2016 года в законе № 44-ФЗ, является понятие «Идентификационные Коды Закупки» (ИКЗ) [16]. Зачастую практически на каждом сайте или информационной системе закупкам присваивается собственный номер заявки или уже прошедшего конкурса, что искусственно затрудняет поиск необходимых сведений по торгам. Это движение к главной цели — сделать все процедуры, относящиеся госзакупкам, более доступными и прозрачными [17].

Большинство госзаказов в строительстве в 2017 году будет исполняться с обязательным применением ВIM-технологий (технологий информационного проектирования), рассказал в своем выступлении министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень. «Уже к сентябрю будет подготовлена дорожная карта по внедрению BIM-технологий в строительстве. Уже в ближайшие годы более 50 % государственных заказов смогут быть переведены на BIM-проектирование», — отметил министр. BIM-технологии или технологии информационного моделирования позволяют проектировать и эксплуатировать объект недвижимости как единый комплекс, на ранних этапах рассчитывая стоимость, риски, срок и выполнения работ, В итоге появляется возможность избежать огромного количества переделок, существенно сократить расходы строительства и эксплуатации объектов [18]. Важные изменения также коснутся контрактов с авансированием, а по ряду отраслей отменят как таковое [19]. Ограничат также сроки банковской гарантии, а также введут минимальный и максимальный срок сохранения банковской гарантии [10].

Нарушение законодательства в сфере закупок и негативные тенденции.

В федеральном госзаказе нашлось 500 нарушений на 125 млрд руб. после 276 нарушений на 39,6 млрд в 2014 г., говорится в обзоре Счетной палаты (СП) по итогам 2015 г. В региональных и муниципальных госзаказах нарушений 18000 на 17,5 млрд руб. (в 2014 г. было 2000 на 7,4 млрд руб.). Закупки госкомпаний прошли с нарушениями на 620 млн руб., а региональные палаты выявили нарушений еще на 3,8 млрд руб. СП впервые включила в мониторинг корпоративные закупки, «мы готовы сделать вывод о высоких коррупционных рисках данного закона [о закупках госкомпаний]», Больше всего нарушений при отборе участников — например, заказчики устанавливают требования под «своего» поставщика. Госкомпании часто не соблюдают требования собственных положений о закупках, а сами положения не соответствуют закону. В федеральном госзаказе единственный поставщик получил 35,2 % (на 2,9 п. п. больше, чем в 2014 г.), на региональном — 6,4 % (на 1,6 п. п. больше), на муниципальном — 14,3 % (в 2 раза больше). Единственные поставщики лидируют и в заказе госкомпаний — 40,4 %, хотя их доля снижается (в 2014 г. было 48,2 %), но часто единственный поставщик маскируется в «прочих» способах закупки, разрешенных госкомпаниям («прочие» составили 55,3 %). Некоторые предприятия, являющиеся единственными поставщиками, находятся уже в процедуре банкротства или близки к этому «мы в ряде случаев отдаем деньги предприятиям, которым мы вообще не должны их направлять по всем другим нормам законодательства» отметил председатель Счетной палаты [20]. Также одно из самых громких дел, когда более 100 компаний координировали свои действия на торгах на поставки силовым структурам, установила ФАС. По версии ФАС, это, в том числе, создавало угрозу национальной безопасности страны. «Картели в сфере закупок для нужд силовых структур не только подрывают основополагающие принципы конкуренции, но и могут стать угрозой национальной безопасности страны», — заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский [3]. В Свердловской области зафиксирована новая мошенническая схема. Связана она с механизмом получения электронной цифровой подписи и заключением контрактов через электронные аукционы. В течение почти года в АС Свердловской области разбиралась ситуация, в которой столкнулись с новым видом мошенничества. Пока он не стал массовым, но предпосылки для развития есть. Речь идет о получении электронной цифровой подписи (ЭЦП) по поддельной доверенности и проведения торгов от имени какого-либо компании (по желанию мошенника) юр. лица. Дело в том, что сейчас достаточно серьезно в товарооборот вошел принцип заключения договоров через электронные торги посредством использования ЭЦП, а само получение подписи становится все дешевле, быстрее и проще, процедура выдачи электронной цифровой подписи продолжает упрощаться. Подразумевается, что тендеры выставляют проверенные компании, и все их допуски уже были проверены профессиональными участниками рынка обмена информацией и организаторами торгов [21]. Во владимирской области компании и ИП работают по тендерам в обход «черного списка поставщиков» (ЧСП) На очередных торгах, проводимых социальными учреждениями, появились новые ИП и ООО, сбивавшие аукционную цену до уровня, по которому ответственные поставщики не могут конкурировать. Также это делали предыдущие компании, от тех же самых собственников пока компании не попали в ЧСП. Продукты качества за такую низкую цену поставлять не возможно исходя из рыночной стоимости. Но по закону нельзя выбрать поставщика, согласившегося работать за адекватную цену контракта. Надо признавать победителем того, кто дал нижний порог цены. Иначе по жалобам «пострадавшего» антимонопольная служба отменит итоги торгов и оштрафует заказчика. Закон маневра не дает — приходится заключать контракт, заранее зная, что это существенным образом отразится на качестве продукции, и к потенциально массовым отравлениям в социальных учреждениях. Законодательство предусматривает лишь две возможности «отфильтровать» заведомо ненадежного поставщика: это требования 3-летнего опыта работы на рынке и наличия складских помещений. Причем второе достаточно задекларировать. О документальном подтверждении в законе ничего не написано. По факту рабочий фильтр один. Таким образом, формируется целая карусель аффилированных фирм, которые входят и выходят из черного списка поставщиков поочередно за нарушения, но принадлежат одним и тем, же собственникам, или работают от сторонних фирм по доверенности [26]. УФАС по республики Татарстан стал обвиняемым по делу о госзакупках. Особенно парадоксально этот факт выглядит на фоне того, что УФАС — главный контрольный орган в сфере госзакупок. При этом появился совершенно новый вид вывода ресурсов и обхода законодательства без участия в торгах [5]. Приобретения было осуществлено без проведения какой-либо публичной закупки. Теперь же во время судебных заседаний возникает эффект «зазеркалья» — представители ФАС оказались на месте своих бывших ответчиков, а доводы Росимущества полностью идентичны стандартным обвинениям антимонопольного органа. Ведь, согласно закону, имеет место двойное нарушение: во-первых, не был проведен аукцион по продаже старой машины, во-вторых, новый автомобиль был куплен также в обход закона о госзакупках. Таким образом, заседание по этому делу продолжится. Эксперты ожидают прецедентного решения, не зависимо от исхода рассмотрения. Таким образом найден новый способ обойти закон о госзакупках — чтобы приобрести что-то новое без конкурса, достаточно подобрать что-то старое и обменять его. Владимирский губернатор отменила госзакупку туалетного ёршика за 23 тыс. рублей из средств бюджета. Также после разглашения такой информации в СМИ, губернатор поручил аннулировать поставку дорогостоящей мебели и сантехники для управления зданиями администрации Владимирской области на сумму почти 2 миллиона рублей. При этом руководителю учреждения вынесен выговор [22]. Однако это не единичные случаи, а лишь самые громкие, которые проходят повсеместно.

Положительные тенденции.

Стоит отметить и позитивные тенденции, и гражданскую активность. Так в проекте «Вики-тыринг», для активных граждан, которые участвуют в борьбе с коррупцией, и выступают за проведение честных закупок, создан целый раздел как распознать подозрительную закупку, а также форма для обратной связи и проверки контрактов. Проект поддерживается на самом высоком уровне, любая подозрительная закупка проверяется под особым контролем. Основным стимулом в такой деятельность добровольцев является: отстаивать справедливость, формирование правового государства, открытость, сохранение бюджетных средств (средств налогоплательщиков), формирование благоприятных условий для развития конкуренции и субъектов МСБ [23].

Также к позитивным тенденциям необходимо отнести все изменения, происходящие в сфере торгов и предпринимательства:

−  Доступность ЭЦП и аккредитации на электронно-торговых площадках позволяет расширить возможности МСБ к доступу к поставке товаров и услуг;

−  Большое количество удостоверяющих центров и конкуренция делает такие услуги год от года дешевле;

−  Интернет, современные технологии, удобство и простота сайтов в использовании, интеграция аналитики позволяет намного проще разобраться в процедурах торгов и принимать участие и побеждать в торгах;

−  Несмотря на административные и бюрократические барьеры, которые существуют, стоит отметить тенденцию на их снижение, и упрощение ряда процедур;

−  Законодательство, проверяющие и контролирующие органы, также совершенствуют работу, как в нормативной области, так и процессуальной;

−  Появляется целый класс юристов, бухгалтеров, участников торгов, которые детализировано и профессионально работают с торгами, а также оказывают услуги по помощи новым компаниям;

−  Появляется целый сектор аутсорсинговых компаний «полного цикла», которые формируют новейшую инфраструктуру тендеров: получение ЭЦП, аккредитация, обучение торгам, дистанционная поддержка в торгах, юристы в области торгов и бухгалтеры, ведение торгов от лица компании профессиональными сопровождающими, ведение аналитики по заказчикам и конкурентам, выход на международные рынки торгов;

−  Переход на электронный документооборот, дистанционное или автоматическое обслуживание ряда сфер деятельности (ДБО — дистанционное банковское обслуживание, электронная бухгалтерия, электронное дистанционное обучение (Вебинары, Интернет курсы и тестирования, профильные сайты и форумы), электронная и моментальная проверка контрагентов, электронное и дистанционное взаимодействие с госорганами.

Электронные торги (аукционы, закупки, государственный заказ) — как одна из форм ведения предпринимательской деятельности, а с другой стороны поиск постоянных и надежных партнеров с лучшими предложениями через конкурентные механизмы, является одной из самых перспективных сфер ведения предпринимательства. Процедуры становятся более отрытыми и доступными. Несмотря на несовершенство процессов, законодательства, наличие коррупционного фактора, сфере закупок развивается быстрыми темпами, такая тенденция будет продолжаться, и только набирать обороты. Ряд законодательных изменений, развитие технологий и процессов существенно упрощают и удешевляют процедуры и делают их все более доступными. В теоретической части также наблюдается развитие. Основной работой в этой области стала теория контрактов и теория неполных контрактов. Она относится к тому, какая из сторон, заключающих контракт, принимает решения в соответствующих обстоятельствах. Эта теория позволяет определить, к примеру, в каких ситуациях организации (такие как школы, ВУЗы, тюрьмы или госпредприятия) должны быть частными или общественными, и какого типа контракт такая организация реализует с наименьшими затратами и максимальным эффектом. За в развитие этой теории 48-я премия присуждена Оливеру Саймону Д'Арси Харту и Бенгту Роберту Хольмстрёму с формулировкой: «за вклад в теорию контрактов» Работы лауреатов позволили описать с точки зрения экономической теории то, как должны быть устроены контракты между разными экономическими агентами [20].

Всё вышеперечисленное в целом свидетельствует о формировании, развитии и становлении совершено нового пласта в бизнесе и электронных торгах с новой технологической платформой и о глобальных сдвигах в предпринимательстве как таковом. Сфера торгов становится всё более актуальной и всеобъемлющей, а её влияние прослеживается на все сферы жизни. Не смотря на то, что существуют проблемы, сфера контрактов через конкурентные торги, электронные аукционы и электронное предпринимательство шагнуло далеко вперед и будет развиваться дальше с ускоряющимися темпами.

 

Литература:

 

  1.   Официальный сайт: Информационно-аналитическая ежедневная газета «КоммерсантЪ» http://www.kommersant.ru [Электронный ресурс].
  2.   Официальный сайт: Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru [Электронный ресурс].
  3.   Официальный сайт Информационное интернет агентство «РБК» http://www.rbc.ru [Электронный ресурс].
  4.   Официальный сайт: Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок доступ: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html [Электронный ресурс].
  5.   Официальный сайт: Информационное сетевое издание о госзакупках http://torg94.ru [Электронный ресурс].
  6.   Официальный сайт: «Good Tender» http://good-tender.ru [Электронный ресурс].
  7.   Официальный сайт: «Сайт о бизнесе и для бизнеса Бизнес.ру»: http://bisiness.ru [Электронный ресурс].
  8.   Официальный сайт: Следственный комитет Российской Федерации http://sledcom.ru [Электронный ресурс].
  9.   Официальный сайт: «О-Тендере.ком: Все про тендерные закупки, организацию, участие, проведение» http://otendere.com. [Электронный ресурс].
  10.   Официальный сайт: Информационно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru [Электронный ресурс].
  11.   Официальный сайт: Петербургский правовой портал http://ppt.ru [Электронный ресурс].
  12.   Официальный сайт: Сетевое издание общественно-политический журнал «POLITRUSSIA» http://politrussia.com [Электронный ресурс].
  13.   Официальный сайт: Информационное агентство «Rambler News Service (RNS)» https://rns.online [Электронный ресурс].
  14.   Официальный сайт: Информационное интернет агентство «Лайф» https://life.ru [Электронный ресурс].
  15.   Официальный сайт: Рекламно-информационное агентство «Накануне.RU» http://www.nakanune.ru [Электронный ресурс].
  16.   Официальный сайт: Некоммерческая организация: «Национальная Ассоциация Институтов Закупок» http://naiz.org [Электронный ресурс]
  17.   Официальный сайт: Информационный сайт о банковских гарантиях http://garantiibanka.ru [Электронный ресурс].
  18.   Официальный сайт: Сетевое издание «Интерфакс» http://realty.interfax.ru [Электронный ресурс].
  19.   Официальный сайт: Агентство Экономической информации http://1prime.ru [Электронный ресурс].
  20.   Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) http://www.vedomosti.ru [Электронный ресурс].
  21.   Официальный сайт: Электронное издание «Деловой квартал» Екатеринбурга http://ekb.dk.ru [Электронный ресурс].
  22.   Официальный сайт: Информационное сетевое текстовое издание радио «Говорит Москва» http://govoritmoskva.ru [Электронный ресурс].
  23.   Официальный сайт: информационное издание проекта «За честные закупки!» ВОО «Общероссийского народного фронта» http://zachestnyezakupki.onf.ru [Электронный ресурс].
  24.   Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  25.   Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  26.   http://www.vedom.ru/news/2016/08/03/22127-goszakupki
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, торг, компания, контракт, изменение, тендер, поставщик, сфера закупок, уж, Счетная палата.


Задать вопрос