Авторы: Абдалов Умидбек Матниязович, Исмоилова Гулхаё Баходир кизи

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Абдалов У. М., Исмоилова Г. Б. Мнение Абу Райхана Беруни о книге «Авесто» и религии зороастризм // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 519-520.



До обнаружения учеными «Авесто» сохранялась благодаря отваге и верности зороастрийских жрецов. Сведения, дошедшие в результате устных и письменных традиций этой книги, Абу Райхан Берунипривел в своей книге«Памятники минувших поколений», где даются сведения о Заратуштре и «Авесте», которого можно считать основоположником авестизма. Об этом свидетельствует и тот факт, что идеи и размышления, обозрения и выводы впоследствии нашли свое подтверждение.

От других авторов Беруни отделяет научный стиль, объективность, последовательность и лаконичность изложения, серьезный и научный подход к историческим событиям, критическое отношение различным легендам и сказкам, мифам. Даже можно рекомендовать молодым историкам изучать и использовать на практике методологию Беруни. По размаху творчества, технике создания научного труда и методологии Абу Райхан Беруни до сих пор сохраняет статус ведущего ученого в мире.

В своем произведении «Памятники минувших поколений» Беруни рассматривает учения Заратуштры и Мани (казнен в 276 году н. э.), к которым относится доброжелательно. Открытая защита этих учений в тот период, когда идеи зороастризма и манихейства жестоко преследовались сторонниками ислама, говорит об отваге ученого. В то время как исламские богословы интерпретировали Заратуштру как колдуна, Беруни пишет, что Заратуштра в области науки и знаний был впереди своих современников, а астрология была лишь камнем среди бесконечного океана. В другом месте произведения выступая против обвинений исламских богословов, Беруни говорит, что свадьбу между близкими родственниками ввели зороастрийцы, а я слышал от Марзбона ибн Рустама, что Заратуштра не вводил такой обряд.

Беруни таким же образом защищает и Мани. Выступает против ложных обвинений исламских богословов в адрес Мани. Чтобы поносить имя Мани они придумали такую ложь, где говорится, что каждый последователь Мани может брать к себе красивого миловидного юношу. Но Беруни отважился доказать обратное и говорит, что он не встречал в прочитанных им книгах Мани таких слов, а наоборот, выбранный Мани путь доказывает обратное.

Создание «Авесто» Беруни оценивает как великое и бесценное достижение человека. Сожжение Кутейбой ибн Муслимом этой книги — плода разума человечества и разрушение Хорезма Беруни вспоминает с тяжелей горечью. Кутейба уничтожил всех людей, знавших хорезмскую письменность, легенды и предания и тех, кто распространял эти знания. Поэтому легенды и предания после исламского периода остались не обнаруженными и впоследствии были утрачены.

В сокровищнице Дария имелась копия «Авесто», написанная на 12 тысяч телячьей коже. Александр, разрушив центры огнепоклонников и уничтожив жрецов культа огня, сжег эту копию. Поэтому с тех пор была утрачена 3/5 часть книги. Сама «Авесто» состояла из 30 насков, в руках язычников оставалась приблизительно 12 насков. Как мы называем части Корана хафтьяком, так и части Авесто называются наском.

С XI века до середины XVIII века сведения Беруни об Авесте и Заратуштре наряду с греческими историками и философами в научном мире считались ценной информацией. Но европейцы узнали о произведении Беруни и его сущности только в XIX веке. Но это не умаляет значение Беруни в исследовании «Авесто».

Заратуштра появился с книгой, которую язычники называли «Абисто». Эта книга была написана на альтернативном другим языкам народов языке и имела особое строение. Чтобы другие народы не затруднялись в ее понимании, букв в алфавите было много по сравнению с остальными языками. Заратуштра поставил эту книгу перед Биштосфом, когда вокруг него собрались его министры и много народа, и приказал расплавить медь. Потом произнес такие слова: «… О, Бог, если ты и вправду ниспослал меня вместе с этой книгой, то сохрани меня целым и невредимым».

Потом он приказал расплавленный медь отлить на его тело. Было сделано, как и приказано: расплавленную медь отлили на его грудь и живот. Заратуштра остался целым и невредимым, а медь в виде шариков свисла на его теле. Говорили, что эти шарики хранились в сокровищнице языческих царей.

Биштосф дал согласие Заратуштре, но когда он стал отчаиваться, с небес к нему спустились феи и указали ему истинный путь. После этого события, Заратуштра, призывая людей к зороастрийской религии, прожил 70 лет, а некоторые утверждают, что 47 лет.

Ибранийцы утверждают, что Заратуштра был учеником пророка Иляса. Заратуштра в книге о своем рождении говорит, что в детстве он обучался в Хароне у мудреца Иляса.

По утверждению римлян, Заратуштра был из Мовсула. Может они думали так, из-за того что Мовсул находился внутри границ Азербайджана.

Греки говорят так: «… в книге Аммония созданной в целях изложения учений мудрецов рассказывается, что у Фисагура было 2 ученика, первого звали Кайлюс, второго — Файлюс. Кайлюс отправляется в Индию, где у него 7 лет обучается человек по имени Барахман. После смерти Кайлюса Барахман создает новое учение, которое он добавил к учению Фисагура.

А правда заключается в том, что Заратуштра был из Азербайджана. Есть вероятность, что он в детстве с отцом пошли в Харон, где встретили мудреца Иляса. Заратуштра обучается у него и рассказывает нам о своем наставнике.

Подытожив, можно утверждать, что об «Авесте» и Заратуштре связанных с древними хорезмийцами и их религиозными верованиями Беруни дает научно обоснованные выводы. Вместе с этим он ещё оставил точные сведения и исторические доказательства о государстве Афригидов и их правителей.

Литература:

  1. Беруни Абу Райхан. Осор ул-боқия мин ал-қурун ал-ҳолия. Памятники минувших дней. Перевод А. Расулева. — Ташкент: Фан, 1968
  2. Беруни Абу Райхан. Памятники минувших дней. Избранные труды. I. -Ташкент: Фан, 1968. — С. 237.
Основные термины (генерируются автоматически): Абу Райхана Беруни, Абу Райхан Беруни, минувших поколений» Беруни, практике методологию Беруни, разрушение Хорезма Беруни, авторов Беруни, произведении Беруни, значение Беруни, века сведения Беруни, религиозными верованиями Беруни, обвинений исламских богословов, мудреца Иляса, Мани путь, последователь Мани, книгах Мани, адрес Мани, верности зороастрийских жрецов, книге«Памятники минувших поколений», ложных обвинений исламских, изложения учений мудрецов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос