Рукописные источники, созданные в Хорезме | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Народное творчество

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Ишмуратов М. Рукописные источники, созданные в Хорезме [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9702/ (дата обращения: 23.10.2018).



 

В настоящей статье основное внимание уделяется древнего письменного исторические надписи и письмена.Исходя из этого можно предположить, что его сведения о ранних тюркских государствах на земле Хорезма основаны на древних хорезмийских письменах.

Ключевые слова:рукописные экземпляры, Xорезм, Ал-Беруний, Агахи.

 

This article says about the history of development of Uzbek State in the writlen monuments of Khorazm.

Keywords.hand-writtencopies, Khorezm, Al-Beruni, and istorical Xarezm, Agahi.

 

Значительную часть нашего древнего письменного наследия составляют исторические надписи и письмена. Среди них особое место занимает Хорезмская историографическая школа, которая представляет -собой своеобразную и весьма важную структурную часть узбекской школы историографии в целом.

Рукописные экземпляры и их созданные в разное время варианты, имеющие отношение к историографической школе Хорезма, в настоящее время хранятся в отделе рукописей Института востоковедения имени Абу-Рейхана Беруни. В их числе можно, отметить следующие: Утемиш-хаджи «Чингизнаме» (1), Абулгази «Родословное древо тюрков» (2), Абулгази «Родословное древо туркмен» (3), Мунис и Агахи «Риёз уд-давла» (4), Агахи «Зубдат ут-таворих» (5), Агахи «Жамеъ ул-вокеати султони» (6), Агахи «Гулшани давлат» (7), Агахи «Шохиди икбол» (8, единственный экземпляр данного произведения хранится в Санкт-Петербурге), Камёб «Таворих ул-хавонин» (9), Баяни «Родословная Хорезмшахов» (10), Баяни «История Хорезма» (11), Хаджи Фано «История Хорезма» (12), Лаффаси «Материалы по истории Хорезма» (13), Бабажан Сафаров «История ханств Хорезма» (14), Бабажан Сафаров «История Хорезма и его великие деятели» (15), Абдуллах Балтаев «Материалы по истории Хорезма» (16), Атаджан Мухаммадкаримов «Материалы по истории Хорезма» (17), Бекчан Рахманов «Озоднаме» (18) и др. Данные рукописи, созданные в нашем регионе в различное время и имеющие непосредственное отношение к историографической школе Хорезма, в то же время значительно отличаются друг от друга не только по содержанию, но и с точки зрения своего исполнения. Несмотря на данное обстоятельство, каждая из них играет важную роль в узбекской историографии, вносит что-то новое в изложение событий, касающихся истории нашего государства и отражают своеобразную точку зрения.

Говоря о вопросах государственности в письменном наследии Хорезма, истоки узбекской историографической школы следует анализировать в тесной связи с письменами наших древних предков, создававшимися на протяжении многих веков. Поскольку письменные сведения о ранней государственности в нашем регионе нашли отражение в созданной почти три тысячи лет тому назад «Авесте» и написанных в XI веке на основе древних сведений произведениях Беруни. Во многих арабских и персидских источниках XIII века говорится о возникновении империи Хорезмшахов, ее деятельности в качестве великого государства, освещаются причины ее падения. На первый взгляд, с точки зрения языка и времени написания, отсутствует всякая связь между ними и получившей дальнейшее развитие на тюркском (староузбекском) языке историографической школой. Однако историю узбекской государственности невозможно представить без данных произведений нашего письменного наследия. Многолетние традиции в данной области, переходя от поколения к поколению, постепенно усовершенствовались и служили своеобразным атрибутом, которому все беспрекословно следовали в своей деятельности. Изучая «Авесту», мы убеждаемся, что получившие в ней свое выражение и касающиеся нашей древней государственности установления и в настоящее время не утратили своей актуальности. В книге отмечается необходимость соблюдения населением страны при взаимном общении таких ценностей, как свобода, равенство и патриотизм, подчеркивается, что основным содержанием жизни зороастрийцев должны быть: доброе дело, доброе слово и добрая мысль. Основным долгом человека считается, прежде всего, справедливый образ жизни. Надо помогать добру в борьбе со злом: не обманывать, выполнять обещанное, творить только добрые дела.

На наш взгляд, к священной книге зороастрийцев «Авесте» следует подходить в качестве уникального древнего памятника письменности, внесшего большой вклад в дело формирования основ узбекской государственности, и анализ содержащихся в нем суждений об атрибутах государственности является одной из важных задач, стоящих перед современными исследователями.

Ранние письменные сведения о древних государствах, возникших на территории Хорезма, содержатся и в трудах Абу-Рейхана Беруни, в особенности в его лучшем произведении — «Осор ул-бокия». Данное произведение написано тысячу лет тому назад. Приведенные в нем заключения о нашей государственности, несомненно, основаны на древнейших источниках. Это объясняется тем, что все труды Беруни основаны на надежных источниках. Исходя из этого можно предположить, что его сведения о ранних тюркских государствах на земле Хорезма основаны на древних хорезмийских письменах. Как пишет автор: «Хорезмийцы ведут свою историю со времен заселения Хорезма, это произошло за девятьсот восемьдесят лет до Искандера» (19). Таким образом, согласно сведениям Беруни, государственность в Хорезме заложена 3300 лет тому назад.

Историческое развитие узбекской государственности на основе древних традиций, его своеобразные стороны получили своё отражение также и в написанных на арабском и персидском языках источниках, касающихся государства Хорезмшахов ануштегинидов (1097–1231), отделившегося от империи сельджукидов. В этой связи можно отметить такие произведения, как «Жизненный путь Жалоладдина Мангуберди» Шахабиддина ан-Насави (20), «Табакоти Носири» Минхож Сирожа (21), «Чингизхан» Мухаммада Ахмеда Панохи (22) и др. На страницах этих источников приводятся ценные сведения о структурных особенностях империи Хорезмшахов, ее внутренней политике, системе управления, военной мощи, системе налогообложения, внешних связях.

Особое место в историографии Хорезма занимают труды хивинского хана Абулгази Бахадурхана «Родословное древо тюрков» и «Родословное древо туркмен». Абулгази свое произведение написал на доступном народном языке.

В «Родословном древе туркмен» автор говорит о племенной структуре огузского и туркменского народов, касается вопросов их исторического этногенеза, подробно остановившись на «туркменской политике» Хивинского ханства, подчеркивает необходимость установления добрых отношений между узбекским и туркменским народами. С точки зрения истории нашей государственности, важное значение приобретает второе произведение — «Родословное древо тюрков». Абулгази, начиная работу над своей книгой, сначала самым внимательным образом изучил написанные до него на разных языках источники и весьма плодотворно задействовал их в исследовании. Как отмечает сам автор, при написании очень ценных для нас оригинальных частей «Родословного древа тюрков» (8–9 главы) он широко использовал свои собственные суждения и сведения, полученные из других источников. В данном произведении дается определение многим историческим событиям, приводятся этнографические сведения, говорится о вопросах общественно-экономического характера. Данные труды Абулгази внесли свою достойную лепту в дело объективного освещения истории узбекской государственности, осветили немало «белых пятен» в спорных вопросах исторического развития.

К концу XVIII века политическая обстановка в Хорезме изменилась к лучшему. Изменение политико-экономической ситуации в стране привело к закономерным положительным сдвигам и в ее культурной жизни.

Наряду с литературой, искусством и архитектурой усилился интерес и к историографии. Пришедшие к власти представители кунградской династии стремились доказать, «законность» своих притязаний на трон не только своим современникам, но и последующим поколениям, и в этой связи все события, связанные с их правлением, попытались запечатлеть на страницах истории. В результате в Хорезме больших успехов добивается историографическая школа на тюркском (староузбекском) языке. Следует отметить, что данный период был самым плодотворным в ее развитии. В данный промежуток времени осуществляли свою деятельность великие ученые-историографы Мунис, Агахи и Баяни. Их исторические труды по праву занимают достойное место в ряду самых ярких образцов узбекской историографии.

Разумеется, в рамках одной статьи невозможно осветить все грани данного важного вопроса. Однако и вышеуказанное свидетельствует о том, что письменное наследие историографии Хорезма имеет существенное значение в разработке истории узбекской государственности, уточнении отдельных спорных моментов, разоблачении имеющихся в данной области ложных стереотипов.

Объективное изучение письменных источников, созданных с древних времен до советского периода и, непосредственно касающихся истории нашей государственности, введение их в научный обиход считается одной из актуальных задач, стоящих перед нашими специалистами.

 

Литература:

 

  1.                                          Сектор рукописей Института востоковедения им. Абу-Рейхана Беруни АН РУз, инв. № 1552/у.
  2. Там же, инв. № 851.
  3. Там же, инв. № 1223.
  4. Там же, инв. № 5364/1.
  5. Там же, инв. № 5364/ III
  6. Там же, инв. № 9786.
  7. Там же, инв. № 7572.
  8. Санкт-Петербургский отдел Института востоковедения АН России, инв. № С 572.
  9. Сектор рукописей Института востоковедения им. Абу-Рейхана Беруни АН РУз, инв. № 7717.
  10.          Там же, инв. № 2057,
  11.          Там же, инв. № 7421.
  12.          Там же, инв. № 270.
  13.          Там же, инв. № 12581.
  14.          Там же, инв. № 11117.
  15.          Там же, инв. № 7700.
  16.          Там же, инв. № 9320.
  17.          Там же, инв. № 11664.
  18.          Там же, инв. № 8956.
  19.          Абу-Рейхан Беруни. Избранное. Т. 1. Ташкент. 1968. с. 71.
  20.          Ан-Насави. Жизнеописание султана Джалалэддина Манкбурни. Пер. с араб. З. М. Буниятова. Баку, 1973.
  21.          Минхож Сирож. Табакоти Носири. Кабул. 1343 г.х.
  22.          Мухаммад Ахмед Панохи. Чингизхан. Тегеран. 1373 г.х.
Основные термины (генерируются автоматически): узбекская государственность, Хорезм, узбекская историография, туркменский народ, особое место, историческое развитие, историографическая школа Хорезма, историографическая школа, земля Хорезма, Беруни.

Ключевые слова

рукописные экземпляры, Xорезм, Ал-Беруний, Агахи.

Похожие статьи

Изучение исторического труда Муниса и Агахи... | Молодой ученый

По мнению главы государства, «когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, у нас не

В свете высказанного актуальной является изучение произведений выдающихся ученых Хорезма Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал».

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером.По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду...

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

В его творчестве важное место заняло художественное воплощение истории Хорезма. В книгах Я. Х. Ильясова о Хорезме перед читателями предстали сильные, смелые, мужественные сыны узбекского хорезмийского народа, страны, пережившей на своем веку много трудностей...

О значении в историографии труда русского офицера...

Хорезм, занимающий огромную территорию и имеющий традиции древней государственности, издревле

Хорезмский оазис является источником культуры для ряда таких родственных народов, как узбеки, туркмены, таджики, каракалпаки и казахи [1, с. 216].

Мнение Абу Райхана Беруни о книге «Авесто» и религии...

Сожжение Кутейбой ибн Муслимом этой книги — плода разума человечества и разрушение Хорезма Беруни вспоминает с тяжелей горечью.

Эта книга была написана на альтернативном другим языкам народов языке и имела особое строение.

Изучение отношений Хивинских Шайбонидов и Бухарских...

Особое место в историографии Хорезма занимают труды хивинского хана Абулгази. К концу XVIII века политическая обстановка в Хорезме изменилась к лучшему.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Они оказались на земле, где обитало Сарматское племя — народ из степей хорезмийских.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Древние корни ранней государственности Хорезма.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Хорезм, главный герой, хорезмская версия, ответвление, народ, каракалпакский, Хорезмский регион, туркменская версия, каракалпакская версия, главный

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его... В образе эпического героя народ олицетворяет такие качества, как...

Интеграция, трансформация и национальность (на примере...)

Древние корни ранней государственности Хорезма.

Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую.

О значении в историографии труда русского офицера...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Изучение исторического труда Муниса и Агахи... | Молодой ученый

По мнению главы государства, «когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, у нас не

В свете высказанного актуальной является изучение произведений выдающихся ученых Хорезма Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал».

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером.По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду...

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

В его творчестве важное место заняло художественное воплощение истории Хорезма. В книгах Я. Х. Ильясова о Хорезме перед читателями предстали сильные, смелые, мужественные сыны узбекского хорезмийского народа, страны, пережившей на своем веку много трудностей...

О значении в историографии труда русского офицера...

Хорезм, занимающий огромную территорию и имеющий традиции древней государственности, издревле

Хорезмский оазис является источником культуры для ряда таких родственных народов, как узбеки, туркмены, таджики, каракалпаки и казахи [1, с. 216].

Мнение Абу Райхана Беруни о книге «Авесто» и религии...

Сожжение Кутейбой ибн Муслимом этой книги — плода разума человечества и разрушение Хорезма Беруни вспоминает с тяжелей горечью.

Эта книга была написана на альтернативном другим языкам народов языке и имела особое строение.

Изучение отношений Хивинских Шайбонидов и Бухарских...

Особое место в историографии Хорезма занимают труды хивинского хана Абулгази. К концу XVIII века политическая обстановка в Хорезме изменилась к лучшему.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Они оказались на земле, где обитало Сарматское племя — народ из степей хорезмийских.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Древние корни ранней государственности Хорезма.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Хорезм, главный герой, хорезмская версия, ответвление, народ, каракалпакский, Хорезмский регион, туркменская версия, каракалпакская версия, главный

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его... В образе эпического героя народ олицетворяет такие качества, как...

Интеграция, трансформация и национальность (на примере...)

Древние корни ранней государственности Хорезма.

Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую.

О значении в историографии труда русского офицера...

Задать вопрос