Особенности национальной безопасности подростков, воспитывающихся в семьях иммигрантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 01.12.2016

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Новгородова, Е. Ф. Особенности национальной безопасности подростков, воспитывающихся в семьях иммигрантов / Е. Ф. Новгородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 594-597. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35335/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье представлены результаты эмпирического изучения переживания национальной безопасности подростками. Сравнивались контрастные выборки: уроженцы Российской Федерации (44 человека) и дети иммигрантов (38 человек). Выборку исследования составили 82 человека (средний возраст 15,8±1,2). Выявлена статистически большая удовлетворенность национальной безопасностью в самоотчетах мигрантов. Представлены результаты корреляционного анализа данных. Замечена уязвимость к неопределенности и неконтролируемому развитию событийносителей русского менталитета. Показано, что вербальная и физическая агрессия, а также террористическая угроза являются специфическими коррелятами для национального сознания подростков-мигрантов. Для обеих групп респондентов характерно повышение уровня национальной безопасности при увеличении защищенности от экстремальных ситуаций. Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на теоретические положения современной науки и статистической значимостью результатов. Обсуждается прикладной потенциал выявленных закономерностей.

Ключевые слова: качество жизни,благополучие, безопасность, миграция, подростковый возраст, образовательная система, Калининградская область

Калининградской области присущи яркие особенности социально-демографического населения, обусловленные географическим положением и несколькими волнами миграции. Учитывая, что подверженность активной миграции обостряет проблему безопасности принимающих территорий [1, 3, 5, 6], данный регион находится в опасных социально-политических условиях. Несомненно, это вызывает беспокойство научного сообщества и необходимость выявления психологических механизмов оптимизации сложившегося положение дел.

Международная миграция сегодня все чаще рассматривается как фактор риска национальной безопасности стран-реципиентов [4, 7, 9, 13]. Принимая во внимание тот факт, что за последние 5 лет количество иммигрантов, прибывших в Россию, возросло в 3 раза [12], актуализируется проблема безопасности русской нации. Особенно остро обстоит ситуация с территориями эксклавных регионов России, к которым относится Калининградская область. Итак, возросший поток мигрантов делает чрезвычайно актуальными исследования не только их ассимиляции и аккультурации, но и переживания безопасности населения региона в целом.

Переживание безопасности служит важным индикатором успешной адаптации новичков к ценностям и нормам принимающего общества [14], в частности это справедливо для подростков-мигрантов [10]. К тому же удовлетворение потребности в национальной безопасности способствует не только культурной ассимиляции мигрантов, профилактике диаспоризации общества [3], но и позволяет успешно разрешать дихотомию «свои — чужие». Особую роль для поддержания социально-психологической безопасности регионов выполняют потомки иммигрантов. Благополучие детей-мигрантов принимающего общества являются важными факторами их успешной социальной адаптации и интеграции, формирования позитивной гражданской и национально-государственной идентификации. К тому же именно молодежь является стратегическим ресурсом и фактором социального прогресса.

Кроме этого, самым сложным и даже опаснымпериодом в жизни человека являетсяподростковый [11]. Во многом это объясняется возрастными закономерностями развития: именно в подростковом возрасте происходят важные процессы обретения идентичности (Э. Эриксон) и молодые люди экспериментируют с ролями, оценивая их социальную приемлемость. Следствием этого могут стать различные формы отклоняющегося поведения. Все это скрывает актуальность изучения проблемы безопасности современного подростка в российском обществе. Особенно учитывая, что по сей день не проводилось эмпирических исследований, выявляющих специфику фундаментальной потребности в безопасности подростков-мигрантов как результата их адаптации к жизни в Российской Федерации.

В связи с вышесказанным нами были обследованы 82 респондента в возрасте от 14 до 18 лет. Половина опрошенных лиц (46 %) оказались потомками уроженцев других стран (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина и Швеция). В ходе исследования сравнивались данные контрастных групп: мигрантов (38 человек) и коренных жителей России (44 человека).

Изучение удовлетворенности потребности в национальной безопасности осуществлялось посредством 10-бальной шкалы, где «0» означает «абсолютно не удовлетворен», а «10» — «полностью удовлетворен». Анализировалась также степень субъективной защищенности оптантов по ряду параметров (измеряемые признаки перечислены в таблице 3). Для сбора социально-демографических данных о респондентах применялось анкетирование. Материалы обрабатывались с помощью программы SPSSStatistics 19.

Таблица 1

Распределение данных по уровням удовлетворенности национальной безопасностью для подвыборок

Группы респондентов

Уровень национальной безопасности

Низкий

Средний

Высокий

Потомки иммигрантов

10 %

48 %

42 %

Коренные россияне

19 %

56 %

25 %

Результаты исследования (таблица 1) обнаруживают нормальное распределение данных по русской выборке, где большая часть подростков демонстрирует средние показатели диагностированного параметра. Это позволяет заметить присущую им чувствительность к рассогласованию между реальным и идеальным образом жизни. В то же время, в самоотчетах мигрантов зафиксирована асимметрия в пользу высоких значений (42 % от выборки). Такое большое число респондентов, декларирующих максимальную удовлетворенность, приводит к мысли о том, что образ нации в сознании личности, находящейся в условиях миграции, может иллюзорно носить преимущественно положительные черты. Также эти данные могут сигнализировать о недостаточной рефлексивности и демонстрации социальной желательности оптантов.

Таблица 2

Описательные статистики иуровень значимости различий в переживании национальной безопасности для подвыборок

Описательные статистики

Потомки иммигрантов

Коренные россияне

Уровень статистической значимости различий (p)

Среднее арифметическое

8,0

5,9

p ≤ 0,01

Стандартное отклонение

2,9

3,4

По итогам сравнения независимых выборок по t-критерию Стьюдента (таблица 2) подтверждено, что в группе молодых иммигрантов преобладает удовлетворенность уровнемнациональной безопасности (достоверно при р≤0,01). Это позволяет заметить также тот факт, что коренные россияне испытывают не довольство по этому аспекту своей жизнедеятельности, вероятно испытывая беспокойство за свою нацию.

Исследовательский интерес представляет и взаимосвязь отдельных компонентов защищенности с национальной безопасностью. По итогам применения rs-критерия Спирмена (таблица 3) установлен ряд прямых корреляций между переменными, специфичными для подвыборок.

Таблица 3

Достоверные взаимосвязи национальной безопасности с параметрами защищенности для подвыборок

Параметры защищенности

Потомки иммигрантов

Коренные россияне

От неопределённости

p ≤ 0,001

От публичного унижения

От оскорбления

p ≤ 0,01

От принуждения к чему-либо

От дискриминации

От физической агрессии

p ≤ 0,01

От игнорирования

От неконтролируемого развития событий

p ≤ 0,001

От экстремальных ситуаций

p ≤ 0,05

p ≤ 0,05

От террористической угрозы

p ≤ 0,001

Примечания: p — уровень статистической значимости.

Особенностью мигрантов является связь переживания национальной безопасности с защищенностью от оскорблений (р≤0,01), физической агрессии (р≤0,01) и террористических актов (р≤0,001). Вероятно, обучение конструктивному поведению в конфликте может снизить тревогу данных подростков. Также полученные данные могут отражать специфику реагирования обследованных оптантов на пропаганду в масс-медиа обвинений за совершение недавних террористических актах в адрес потомков иммигрантов [2], заключающегося в продуцировании чувства вины и враждебности данной категории населения.

Характеризуя коренных россиян, можно рассуждать о том, что их национальная безопасность увеличивается по мере защищенности от неопределенности (р≤0,001)и от неконтролируемого развития событий (р≤0,001). Следовательно, повышение уверенности в позитивности своего настоящего и будущего может служить мощным фактором роста безопасности русской нации.

Общим, как для опрошенных мигрантов, так и для самоотчетов коренных россиян, является связь национальной безопасности с защищенностью от экстремальных ситуаций (достоверно для обеих выборок при р≤0,05). Тогда обучение навыкам саморегуляции в экстраординарных обстоятельствах позволит обеспечить психологический комфорт подростков.

Выводы

Результаты проведенной научно-исследовательской работы демонстрируют, что подростки, воспитывающиеся в семьях иммигрантов, испытывают большую национальную безопасность, чем коренные граждане России. Также показана специфика связей безопасности своей нации подростков с субъективной защищенностью: для представителей русской культуры характерна уязвимость неопределенности и неконтролируемому развитию событий, в то время как безопасность потомков иммигрантов подвержена агрессии (как вербальной, так и физической) и терроризму. Это позволяет предполагать потенциальную угрозу вовлечения психологически неблагополучных подростков-мигрантов в террористические организации. Такое положение дел может быть обусловлено глобальной социально-экономической нестабильностью, обостряющей проблему качества жизни современной личности.

Практическую значимость проведенного исследования составляет разработка рекомендаций психолого-педагогического воздействия на переживание безопасности своей нации подростков. Замечено, что образовательная система Российской Федерации обладает обширным потенциалом формирования «личности безопасного типа» учащихся-мигрантов [8]. При этом образование выступает не только ведущим и действующим на протяжении длительного периода жизни агентом социализации, но и специфической коммуникативной средой, способной оказать решающее влияние на обеспечение качества жизни субъектов учебного процесса.

Литература:

1. Антипов А. Н., Первозванский В. Б., Строгович Ю. Н. Изучая зарубежный опыт повышения безопасности государства в вопросах работы с мигрантами // Вестник Кузбасского института. 2015. № 2. С. 93–97.

2. Большаков Г. А., Явдощук И. Б. Проблема мигрантов в Европе: реальная угроза безопасности или поле для политических спекуляций? // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 1. С. 198–215.

3. Вакула И. М., Зубарева А. В. Культурная ассимиляция и диаспоризация общества в современных условиях // Философия права. 2016. № 2. С. 33–37.

4. Васильева Е. В. Фактор нелегальной миграции как угроза национальной безопасности России // Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности. 2016. № 1. С. 22–31.

5. Галицкий В. Мигранты и проблемы экстремизма // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2007. № 4. С. 79–89.

6. Загребнев С. А. Проблемы безопасности и контроля за миграционными потоками // Труд и социальные отношения. 2011. № 5. С. 83–87.

7. Колокольцев А. В. Правовая политика Российской Федерации в области национальной безопасности и экономической миграции // Информационная безопасность регионов. 2010. № 1. С. 19–21.

8. Купорев А. В., Кононова Е. В. Формирование личности безопасного типа у студентов-мигрантов при адаптации в новых социокультурных условиях // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире. 2015. № 1. С. 41–49.

9. Самраилова Е. К., Вешкурова А. Б. Национальная безопасность России: миграционная составляющая // Труд и социальные отношения. 2014. № 11–12. С. 3–16.

10. Сапожникова И. С. Психологическая адаптация подростков-мигрантов как компонент безопасности муниципального образовательного пространства.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2007

11. Талаш Е. Ф. Современный подросток в представлении взрослых и сверстников // Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе. 2010. № 1. С. 194–201.

12. Федеральная служба государственной статистики.URL:http://www.gks.ru

13. Хайруллина Н. Г. Влияние миграции на национальную безопасность: социологическое измерение // Вестник НЦБЖД. 2013. № 4. С. 86–91.

14. Хатмулина Р. М. Социальная адаптация и безопасность личности// Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. 2016. № 1. С. 126–128.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, потомок иммигрантов, Калининградская область, неконтролируемое развитие событий, Российская Федерация, физическая агрессия, образовательная система, подростковый возраст, русская нация, террористическая угроза.


Похожие статьи

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте

В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями

Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религи...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Женская преступность и ее предупреждение в России

Актуальность исследования обусловлена тем, что женская преступность всегда обосабливается криминологической наукой и обществом, что связано, прежде всего, с особенностью социальной роли женщины, со строгими морально-нравственными требованиями, которы...

Анализ эффективности оригинальной шкалы оценки риска травматизма

В ходе данной исследовательской работы была протестирована оригинальная шкала оценки риска травматизма. Цель исследования — провести анкетирование 25 человек и рассчитать вероятность риска травматизма, используя авторскую методику оценки и шкалу FRAX...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов

В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...

Похожие статьи

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте

В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями

Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религи...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Женская преступность и ее предупреждение в России

Актуальность исследования обусловлена тем, что женская преступность всегда обосабливается криминологической наукой и обществом, что связано, прежде всего, с особенностью социальной роли женщины, со строгими морально-нравственными требованиями, которы...

Анализ эффективности оригинальной шкалы оценки риска травматизма

В ходе данной исследовательской работы была протестирована оригинальная шкала оценки риска травматизма. Цель исследования — провести анкетирование 25 человек и рассчитать вероятность риска травматизма, используя авторскую методику оценки и шкалу FRAX...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов

В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...

Задать вопрос