Автор: Запорожец Елена Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Запорожец . Е. Современные подходы к проблеме формирования коммуникативной компетенции у будущих госслужащих // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 272-274.

Поскольку в нашем исследовании для анализа взята педагогическая проблема, то необ­ходимо преломление философских положений к общенаучным пси­холого-педагогическим теориям. В качестве методологических осно­ваний мы выбрали деятельностный, личностно ориентированный,  компетентностный подходы.

Проведя теоретическое исследование проблем формирования коммуникативной компетенции у будущих госслужащих, мы определили, что к данному процессу целесообразно применить указанные  подходы.  В рамках статьи остановимся на их кратком обосновании и раскрытии.

На современном этапе становления и развития системы профессионального образования  наиболее важной и значимой является деятельностная направленность. Идеологической теоретической базой таких исследований является разработанный А.А. Леонтьевым деятельностный подход в обучении. Представители деятельностного подхода (О.А. Абдуллина, К.А. Абдульханова - Славская, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.Н. Щукина и др.) выступают против абсолютизации в образовании одной из форм знания. Живое личностное знание противопоставляется бессубъектному, транслируемому в виде информации, сведений.

В работах выше перечисленных ученых определяется сущность, структура и функции педагогической деятельности; ее виды, профессионально обусловленные требования к педагогу, необходимые преподавателю знания, умения и навыки; освещаются вопросы педагогической направленности, педагогической компетентности, педагогического мастерства [5,68]. В исследованиях, посвященных теории и практике высшего профессионального образования (Т.А. Ладыженская, А.М. Новиков, В.А. Попков, Н.Ф. Талызина), подчеркивается деятельностная направленность профессионального образования. Как отмечает А.Н. Новиков, длительное время российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы находились на позициях гностического так называемого «знаниевого подхода» - основной образовательной задачей считалось усвоение учащимися, студентами прочных систематизированных знаний (умения и навыки всегда выступали второстепенными по отношению к знаниям компонентами). Сейчас акцент меняется от гностического подхода - к деятельностному: основная цель рассматривается теперь как формирование способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду [7, 26].

Практика показывает, что в образовательном процессе вуза «в основном используются традиционные технологии обучения: лекции, семинары, преимущественно репродуктивные способы организации учебно - познавательной деятельности студентов. Отсутствует осознанное стремление к осознанному самообразованию и самосовершенствованию; ярко выражена традиционная установка на «знаниевую» парадигму; нет готовности сопереживать чувствам и эмоциям учеников; работают в основном по образцу; не владеют рефлексивными умениями.

Наиболее полную психологическую концепцию деятельности можно увидеть в работах А.Н. Леонтьева и его учеников. Автор рассматривает деятельность как реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций – функциональных единиц деятельности… Процесс активности человека побуждается тем, или иным качеством, за которым стоит та или иная потребность. При этом мотив деятельности может быть как осознанным, так и не осознаваемым. Действия же побуждаются осознаваемой  целью, т.е. результатом, который может быть получен данным действием.

Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и присвоена ими. Только через методы активного обучения можно проектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования.

Все вышесказанное предъявляет серьезные требования к организации учебного процесса в высшем учебном заведении и к уровню научной разработки проблем дидактики высшей школы. Согласно деятельностному подходу одним из ведущих факторов в обучении является деятельность, поэтому для научного обоснования методики формирования коммуникативной компетенции у будущих государственных служащих как метода формирования коммуникативных умений будем использовать деятельностный подход.

В современной ситуации, особо актуальный характер в проблеме подготовки специалиста приобрели и обобщающие подходы личностно ориентированного образования, необходимые для формирования специалиста. Причиной этого стали  изменившиеся социально - экономические условия в стране в 90-годы, ХХ века, переход к рыночной экономике.

Понятие «квалификация» изменилось, соответственно стал вопрос о компетенции специалистов нового типа. Кроме того, в отечественном профессиональном образовании стала обсуждаться тема о необходимости сближения нашего качества  профессионального образования с уровнем стран мирового сообщества.

Существенное влияние на методологию нашего исследования оказали работы в области личностно - ориентированного обучения и психологии профессионального образования (Н.А. Алексеев, Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.).

Личностно ориентированный подход в образовании предполагает, что принцип обучения основывается на личности обучаемого, его мотивах и целях, способностях, активности. Взаимодействие обучаемых и педагогов как субъект процесса обучения принципиально изменяется. Реализация «центрированного на ученика подхода» (И.А. Зимняя) осуществляется через содержание образования, вариативность образовательных программ, технологии обучения которые обеспечивают: организацию субъект субъектного взаимодействия между обучаемым и педагогом; формирование активности обучаемого, его готовности к учению, решению проблемных задач; создание условий для его личностной самоактуализации  и личностного роста; создания условий для самосовершенствования, саморегуляции и самоактуализации личности обучаемых [1,15].

Мы разделяем точку зрения Л.С. Зникиной [2,35] о том, что на завершающей ступени образования речь идет о личностно ориентированном профессиональном образовании, на начальных этапах которого источником профессионального развития является уровень личностного развития. А цель личностно ориентированного профессионального образования – развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности.

В процессе профессионального становления («профессионализации») происходит формирование профессионально важных качеств, то есть при формировании важных качеств будущего специалиста, при обучении собственно и происходит процесс его становления. Под профессионально важными качествами исследователи понимают те качества личности, благодаря которым можно достичь эффективности профессиональной деятельности. К ним относятся такие характеристики личности, как потребность в труде, профессиональных достижениях и успехе, корпоративность, также и готовность человека к инновациям [6,25]. В целом, личностно ориентированный  подход в обучении, означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации[1,19].

Рассматривая личность в его профессиональной деятельности, мы сделали вывод о целесообразности использования личностно ориентированного подхода в нашем диссертационном исследовании.

Переход высшего профессионального образования на стандарты третьего поколения актуализирует и делает ключевой проблему компетенций в образовательной парадигме. Важность этого вопроса заключается в том, что обсуждение компетенций непосредственно связано с построением образовательных стандартов, наполнение их содержательными компонентами.

В последнее десятилетие и особенно после  публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.

В то же время анализ литературы по этой проблеме, особенно истории ее становления, показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.

Вклад в изучение вопросов компетентностного подхода в профессиональном образовании внесли В.И. Андреев, В.П. Андронов, В. И. Байденко, Ю.Н. Белокопытов, Л.Н. Боголюбов, Л.К. Гейфман, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, Э.А. Уткин, А.В. Хуторской и др.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Мы согласны с мнением С.В. Курашевой [4,23] в том, что в нашем случае это педагогические ситуации, поэтому реализация компетентностного подхода, возможна только при педагогизации учебного процесса в вузе, т.е. подчинении всех звеньев и сторон обучения и воспитания студентов задачам их профессионально - педагогической подготовки. Это значит, что не только психолого-педагогические, но и другие дисциплины должны преподаваться таким образом, чтобы ориентировать студентов на педагогическую деятельность.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур [3,18]. Анализ источников показал, что к изучению роли и образовательных возможностей, имеющихся в педагогических дисциплинах, обращаются многие исследователи (Н.П. Аникеева, Е. В. Бондаревская, З.И. Васильева, Г.Г. Столяров, и др.).

В данных работах накоплен большой материал об особенностях построения и преподавания педагогических дисциплин в рамках высшего профессионального образования. Включение студентов в освоение различных педагогических и психологических теорий и систем содействуют развитию у будущих управленцев вариативности мышления, установки на постоянный диалог, закладываются основы для развития собственной интуиции и т.д.

Использование компетентностного подхода основывается на понимании того, что прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, что предполагает переход от классического понятия «человеческие ресурсы» к компетенции «компетентностного человека».

Компетентностный подход к определению целей высшего профессионального образования даёт возможность согласовать ожидания педагогов и обучаемых. Определение целей высшего профессионального образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести обучаемые в результате образовательной деятельности.

Исходя из указанного  мы считаем, что к процессу формирования коммуникативной компетенции государственных служащих, должен выстраиваться на основе компетентностного подхода.

Итак,  современными подходами к проблеме  формирования коммуникативной компетенции являются деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный и реализация данных подходов требует нового содержания профессионального образования, отвечающего потребностям современности, учитывающего российский опыт, опыт западных стран, ориентированного на развитие личности, самореализацию, возможности адаптации к меняющимся социальным условиям.

 

Библиографический список

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н /Д.-1997.- с.114-115

2.Зникина Л.С. Профессиональная коммуникативная компетенция как фактор повышения образования, дис….я  доктора пед. наук, 2005.

3.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ПРО, 2003.-101с.

4. Курашева С.В.  Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя, дис……я канд. пед. наук, 2006.

5.Новиков А.М. Методология образования. Издание второе.- М.: Издательство «Эгвес», 2005.

6.Платонов К.К. Структура и развитие личности – М.: Наука, 1986.-255с., с.208

7.Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие.  М. -: Академический проспект,  2004.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): профессионального образования, формирования коммуникативной компетенции, высшего профессионального образования, компетентностного подхода, процессе профессионального, целей высшего профессионального, профессиональном образовании, Современные подходы, Похожая статья, ориентированного профессионального образования, Компетентностный подход, проблеме формирования коммуникативной, направленность профессионального образования, профессиональной деятельности, содержание образования, процессе профессионального образования, качества  профессионального образования, профессионального образования даёт, психологии профессионального образования, коммуникативной компетенции будущего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос