Библиографическое описание:

Бабаходжаева З. М. Компетентностный подход как условие качества подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 455-457.

В статье рассматривается качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность младших специалистов, т.е. его готовность к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Ключевые слова: качество, подготовка, младший специалист среднего специального профессионального образования, профессиональная компетентность


Качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность, сегодня рассматривается с позиции рекомендаций Государственных образовательных стандартов. Речь идет не только о чисто трудовых, производственных знаниях, умениях и навыках, а о концептуальных требованиях к профессиональной компетентности молодых специалистов - то есть о всестороннем развитии студентов, о поддержании их в процессе учебы, а главное - о формировании стремления сделать свою отрасль передовой.

Сегодня образование Республики Узбекистан оказывается самым масштабным и может быть - единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития Республики. Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны.

Современные требования к подготовке младшего специалиста среднего специального профессионального образования складываются под влиянием ситуации на рынке труда, а также таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества младшего специалиста как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Чтобы сформировать компетентного младшего специалиста среднего специального профессионального образования во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий. Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества.

Повышение качества подготовки студентов является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Компетентностный подход является способом достижения нового качественного образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, его приоритеты.

Позиция современных ученых по повышению качества подготовки студентов заключается в следующем. Отличие компетентного младшего специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умения, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у студента внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей специальности как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению не эффективные решения, словом обладать критическим мышлением[1; с. 6].

Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на занятии преподавателем. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях, а также повышения качества подготовки выпускника. Иными словами, компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности.

Следует также отметить, что цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить студента что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. При этом компетентность не должна противопоставляться профессиональным квалификациям, но и не должна отождествляться с ними. Одним из ярких примеров этого изменения могут служить промышленные и транспортные предприятия, а также научно-исследовательские и конструкторские организации, работающие в альянсе с этими предприятиями. Подготовка компетентных младших специалистов для этих предприятий и организаций - весьма важная современная задача для среднего специального профессионального образования. Наибольшее количество людей, работающих на данных предприятиях должны обладать профессиональными компетенциями [2; с. 124].

Анализ особенностей содержания преподаваемых предметов специальных дисциплин и возможностей студентов, уровня их развития, позволил выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования и профессиональная. При этом ключевыми компетенциями младшего специалиста среднего специального профессионального образования являются:

  • развитые интеллектуальные способности, позволяющие эффективно находить информацию для решения профессиональных задач с учетом социально-экономических факторов;

  • сформированная культура мышления;

  • умение действовать рационально, использовать компьютерную технику, владеть современными технологиями и отвечать за результаты труда;

  • владение навыками сотрудничества и коммуникативности, умениями управлять коллективом;

  • принятие этических, правовых норм, регулирующих отношение к человеку, обществу, природе в соответствии с гражданско-патриотическими ценностями личности;

  • поддержание здорового образа жизни;

  • предпринимательская и социальная направленность мышления[2; с. 68].

Качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность, сегодня рассматривается с позиции рекомендаций Государственных образовательных стандартов. Речь идет не только о чисто трудовых, производственных знаниях, умениях и навыках, а о концептуальных требованиях к профессиональной компетентности молодых специалистов - то есть о всестороннем развитии студентов, о поддержании их в процессе учебы, а главное - о формировании стремления сделать свою отрасль передовой.


Литература:

  1. Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / А. Петров // Альма Матер. Вестник высшей школы: журнал - 2004. - N10. - С. 6-10

  2. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 272 с.

1


Основные термины (генерируются автоматически): среднего специального профессионального, специального профессионального образования, специалиста среднего специального, младшего специалиста среднего, подготовки младшего специалиста, Компетентностный подход, профессиональная компетентность, компетентного младшего специалиста, качества подготовки, Качество подготовки младшего, качества подготовки студентов, профессиональной компетентности молодых, будущей профессиональной сфере, качества младшего специалиста, рекомендаций Государственных образовательных, позиции рекомендаций Государственных, Государственных образовательных стандартов, компетентности молодых специалистов, подготовке младшего специалиста, специалист среднего специального.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос