Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.10.2014

Статья просмотрена: 29189 раз

Библиографическое описание:

Кузьминская, А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях / А. В. Кузьминская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12824/ (дата обращения: 19.03.2024).

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением не стандартных форм обучения.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт (ФГОС), модульный принцип, компетенции, не стандартные формы занятий.

Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является векторам развития общества. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года(далее ФЗ-№ 273), где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации (далее РФ). Так согласно новому закону организации, осуществляющие в качестве основной цели, ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования называются — профессиональная образовательная организация. Так же система образования получила новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС) и федеральные государственные требования. ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС обеспечивает:

1)                 единство образовательного пространства РФ;

2)                 преемственность основных образовательных программ;

3)                 вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4)                 государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. [1]

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет. И ФЗ-№ 273 и ФГОС указывают на применение модульно-компетентностного подхода в обучении. В ФЗ-№ 273 говориться о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии и в том числе может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС), а так же должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. В разделе 6 указывается структура образовательной программы, где общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.

Из всего выше сказанного следует, что профессиональные образовательные организации должны применять форму организации образовательной деятельности основанной на модульном принципе и устанавливать в качестве требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы обладание способностями и видами профессиональной деятельности (компетенциями).

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании это модель организации учебного процесса, на которую должен опираться преподаватель как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин. Модульно-компетентностный подход ставит своей целью обучения и освоение совокупности компетенций. Это означает, что цели любого занятия должны быть сформированы как необходимые компетенции, востребованные в профессиональной деятельности конкретного специалиста. Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать по завершению курса лекций, практических и/или лабораторных занятий. Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя:

-                   OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-                   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-                   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-                   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-                   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-                   ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-                   ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

-                   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-                   ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

-                   ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). [2]

Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок- КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства, дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности». Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение профессиональных компетенций:

-                   ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

-                   ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

-                   ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

-                   ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

-                   ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Рассмотрим занятие в форме дебатов. Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) или присутствующих зрителей в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование дебатов в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала.

Тема: «Право специалиста по направлению ТО и ремонт автомобильного транспорта на трудовые и социальные льготы». Цель: изучить факторы вредного и опасного производства присущие профессии автомеханика, найти их применение в повседневной деятельности мастеров. Познакомиться с санитарно-гигиеническими нормами, сравнить правовое обеспечение деятельности согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и принять решение о причислении профессии к классификатору вредных. Тип урока: проверки знаний. Форма урока: урок-дебаты. В этом занятии сразу поставлена проблема, которую надо решить: причислять ли профессию к классификатору вредных или нет. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против».

Специфической особенностью дебатов является преобладающих характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, с другой стороны ориентирована на совершенствование личности, способностей к самореализации, а так же помогает осознавать социальную значимость своей профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, использовать новые технологии, ориентироваться в современных часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности. Дебаты позволяют повысить конкурентоспособность повысить конкурентоспособность студента как специалиста и гражданина.

Но хочется констатировать, что нестандартные формы занятий практически не используются в профессиональных образовательных организациях во время обучения.

Не стандартные формы занятий должны иметь системный характер, как в конкретной профессиональной образовательной организации, так и в системе СПО в целом. Студентам интересная, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Литература:

1.                  Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 года, № 184.

3.                  Дебаты: Учебно/методический комплект. — М.: Изд/во «Бонфи», 2001. — 296 с.

4.                  Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

5.                  Змеёв С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, компетенция, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, автомобильный транспорт, интеллектуальная игра.


Ключевые слова

компетенции, Федеральный государственный стандарт (ФГОС), модульный принцип, не стандартные формы занятий., не стандартные формы занятий

Похожие статьи

Структура профессиональной компетентности будущих...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент, Информационно-коммуникационный компонент, будущий техник автотранспорта...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

транспортная отрасль, центр, транспортный комплекс России, вуз, Российская Федерация, компания, услуга, транспортная деятельность, высшее образование, высшая школа.

К вопросу формирования профессиональных компетенций...

профессиональная деятельность, ремонт дорог, техническая эксплуатация дорог, безопасность жизнедеятельности, правовое обеспечение, вид деятельности, текущее содержание, охрана труда, компетенция...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Данным принципам полностью соответствуют требования федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения, основанных на принципах освоения видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в рамках междисциплинарного курса «Управление коллективом...

Индикаторы эффективной деятельности образовательной...

железнодорожный транспорт, профессиональное образование, подвижной состав, эффективная деятельность, студент, образовательная организация, образовательный процесс...

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

ОКА, самостоятельная работа, учебная дисциплина, III, поиск информации, профессиональная деятельность, когнитивная компетенция, личностное развитие, учебная деятельность, эффективное выполнение.

Корпоративная система образования как основа развития...

Учебный комплекс высшего и среднего профессионального образования был оставлен в государственной собственности, сохранив ведомственную принадлежность в лице учредителя — Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Похожие статьи

Структура профессиональной компетентности будущих...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент, Информационно-коммуникационный компонент, будущий техник автотранспорта...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

транспортная отрасль, центр, транспортный комплекс России, вуз, Российская Федерация, компания, услуга, транспортная деятельность, высшее образование, высшая школа.

К вопросу формирования профессиональных компетенций...

профессиональная деятельность, ремонт дорог, техническая эксплуатация дорог, безопасность жизнедеятельности, правовое обеспечение, вид деятельности, текущее содержание, охрана труда, компетенция...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Данным принципам полностью соответствуют требования федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения, основанных на принципах освоения видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в рамках междисциплинарного курса «Управление коллективом...

Индикаторы эффективной деятельности образовательной...

железнодорожный транспорт, профессиональное образование, подвижной состав, эффективная деятельность, студент, образовательная организация, образовательный процесс...

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

ОКА, самостоятельная работа, учебная дисциплина, III, поиск информации, профессиональная деятельность, когнитивная компетенция, личностное развитие, учебная деятельность, эффективное выполнение.

Корпоративная система образования как основа развития...

Учебный комплекс высшего и среднего профессионального образования был оставлен в государственной собственности, сохранив ведомственную принадлежность в лице учредителя — Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Задать вопрос