Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Хушбахтов, А. Х. Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры / А. Х. Хушбахтов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 198-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10152/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы разработки и внедрения преподавателей военной кафедры комплексной адаптационной программы «Введение в специальность» и результаты ее апробации.

Ключевые слова: адаптация, метод обучения, общие, профессиональные, общепрофессиональные и профессионально-специализированные компетенции, комплексная адаптационная программа «Введение в специальность».

В процессе педагогической деятельности часто применяется понятие адаптация, которое является многофункциональным. Каждый человек способен менять свое отношение к окружающей среде, чтобы сохранить состояние внутреннего равновесия и успешно выжить в различных экономических и социально-психологических средах существования. Кроме того, он воздействует на психологические, социальные и профессиональные процессы вокруг себя, с помощью убеждения, побуждения к действию и умению вести за собой. Это относится и к процессу обучения студентов военных кафедр вузов и их последующей адаптации в служебной деятельности.

Адаптационные процессы сопровождают студентов вузов с момента поступления до окончания. Главной и основной задачей педагогического коллектива военной кафедры является применение таких методов обучения, которые позволят сформировать у студентов способности, которые необходимы для выполнения определенных видов деятельности в узкоспециальной области знаний, предметных навыков, специфического образа мышления и чувства ответственности за свои действия, действия подчиненных, их жизнь и здоровье.

Для будущего военного необходимо обладание специфическими профессиональными качествами в соответствии с основными должностными обязанностями:

Организаторскими, которые предусматривают наличие развитых организаторских и познавательных способностей, т. е. умения ориентироваться в сложной обстановке, выделения главного и принятия правильных решений в короткий срок, для чего необходимо обладать инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью и ясной, разборчивой речью.

Сенсорно-гностическими, предусматривающими наличие точности и быстроты зрительного и слухового восприятия, точного глазомера, т. е. устойчивости и концентрации внимания, оперативной памяти, быстроты мышления, умения выделить главное в информации, координации движений руками, ответственности и аккуратности.

Сенсорными — острым слухом и зрением, точностью зрительного и слухового восприятия, устойчивостью внимания и оперативной памятью, развитым чувством ритма, выносливостью и подвижностью нервной системы, правильной дикцией, разборчивым почерком, подвижностью кистей и пальцев рук.

Сенсомоторными, предусматривающими наличие распределения и устойчивости внимания, быстрой сенсомоторной реакции, подвижной нервной системы, двигательной памяти, координации движений как руками, так и ногами.

Моторно-волевыми — координацией движений, ловкостью, физической силой, выносливостью, решительностью, самообладанием, сообразительностью, смелостью, развитым наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, общеобразовательной и технической грамотностью. [1]

С введением нового федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2, ст. 2] роль педагога в современной системе высшего образования полностью поменялась. Если ранее требовалось давать знания, то сейчас необходимо научить студента получать знания самому.

В основу закона положены, по нашему мнению, два основополагающих принципа:

 принцип развивающего обучения и индивидуального подхода Константина Дмитриевича Ушинского. Ушинский полагал, что содержание и формы обучения должны учитывать особенности развития и формирования физиологических особенностей и развития психики учащихся. Процесс обучения должен содержать общеразвивающие и практически полезные знания, умения, навыки и определяться развитием науки, организацией учебной деятельности. Также он считал, что лучшим способом нравственного воспитания является моральное поощрение, которое развивает в учащихся стремление идти вперед. Особое воспитательное воздействие, которое невозможно заменить ни учебниками, ни наказаниями, ни моральными установками, ни поощрениями, оказывают личность учителя и семья.

 принцип свободы выбора учащегося Льва Николаевича Толстого. Толстой утверждал, что нельзя принудительно воспитывать в учащихся общепринятые принципы, необходимо предоставлять свободу выбора, развивать природу учащегося, помогать ему в осознании ценностей науки и общества [3, с. 90–147].

Как личность, преподаватель должен обладать высокими морально — этическими качествами, понимать смысл, значение и свою роль в учебно — воспитательном процессе, высказывать мнение о ценностных ориентирах по отношению к курсантам и обществу, осуществлять индивидуально — личностные концепции в педагогической деятельности, владеть творческими методами работы.

Как педагог, преподаватель должен иметь высокий уровень профессионального мастерства, владеть инновационными педагогическими технологиями, уметь организовывать и проводить учебно-воспитательную работу, осуществлять специализированную подготовку обучающихся с использованием новейших технологий и по последнему слову научно-технической мысли. Кроме того, преподаватель обязан разрабатывать, внедрять, анализировать и корректировать комплекс методических материалов для обеспечения учебного процесса, применять дидактические средства в процессе работы и т. д.

Данным принципам полностью соответствуют требования федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения, основанных на принципах освоения видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций, которые их образуют. Причем образование студенты могут получать в соответствии с их потребностями. Изучив выбранный вид деятельности, они имеют полное право получить сертификат о полученной специальности и работать по ней. При необходимости можно продолжить образование и получить все виды профессиональной деятельности по выбранной специальности и иметь высшее образование.

Для выполнения закона «Об образовании в РФ» разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) материалов, который способствует освоению курсантом военной кафедры учебной программы, предусматривающей освоение военно-учетной специальности. УМК состоит из:

 плана учебного процесса военно-профессионального цикла,

 рабочих программ учебных дисциплин,

 программы учебных сборов,

 календарного учебного графика,

 методических материалов, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС ВПО, в рамках которого проводится обучение на военной кафедре.

В военно-профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) входят общевоенные дисциплины, военно-технические дисциплины, тактические дисциплины, физическая подготовка, стажировка.

Выпускники военной кафедры (офицерская должность) осваивают следующие виды деятельности: управленческие, эксплуатационные, обучающие и воспитательные.

В рамках освоения ОПОП курсанты должны приобрести военно-профессиональные компетенции (ВПК), которые подразделяются на общие (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профессионально-специализированные (ПСК) компетенции [4, с. 3–7] (Таблица 1).

Таблица 1

ВПК-ОК1.

Обладает способностью к пониманию закономерностей развития, специфики и характерных черт Вооруженных Сил РФ, рода войск, военно-педагогического наследия русских полководцев и его значения для использования в служебной деятельности офицера в современных условиях.

ВПК-ОК2.

Обладает способностью к обучению и воспитанию личного состава подразделения, к использованию различных методов и форм воспитательной работы в воинском коллективе, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей при выполнении поставленных задач.

ВПК-ОК3.

Обладает способностью к применению коммуникативных технологий в сфере военно-профессионального общения, методов изучения личности, пониманию социально-психологические процессов, протекающих в коллективе.

ВПК-ОПК1.

Обладает способностью к пониманию особенностей развития отечественного военного искусства в различные исторические периоды, учету военно-исторического опыта прошлых войн и вооруженных конфликтов, причин возникновения, способов развязывания, особенностей военного искусства в вооруженных конфликтах и локальных войнах второй половины XX — начала XXI веков.

ВПК-ОПК2.

Обладает способностью к пониманию основных направлений развития современной военной истории, умению противостоять фальсификации российской военной истории.

ВПК-ОПК3.

Обладает способностью к работе в многонациональном воинском коллективе, в качестве командира подразделения, формированию целей деятельности, принятию организационно-управленческих решений и нести за них ответственность.

ВПК-ОПК4.

Обладает способностью соблюдения в профессиональной деятельности требований нормативных и правовых документов МО РФ.

ВПК-ОПК5.

Обладает способностью определения способов безопасной эксплуатации вооружения и техники в различных условиях.

ВПК-ПК1.1.

Обладает способностью управлять подразделением при выполнении и задач организации повседневной деятельности в военное и мирное время.

ВПК-ПК1.2.

Обладает способностью организовывать тактические действия подразделения, принимать управленческие решения, определять порядок выполнения поставленных задач, контролировать их выполнение и управлять подразделением в бою.

ВПК-ПК1.3.

Обладает способностью разрабатывать и вести боевые документы подразделения.

ВПК-ПК1.4.

Обладает способностью к обеспечению сохранения государственной тайны в ходе выполнения мероприятий повседневной деятельности.

ВПК-ПК1.5.

Обладает способностью к разработке планов и организации работ по безопасной эксплуатации штатного вооружения подразделения, контролю их выполнения.

ВПК-ПК2.1.

Эксплуатирует, проводит испытания и ремонт технологического оборудования специальных объектов.

ВПК-ПК2.2.

Осуществляет надзор за всеми видами работ, связанными с эффективным и бесперебойным функционированием технологического оборудования специальных объектов.

ВПК-ПК2.3.

Владеет компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации, применяемыми в сфере военно-профессиональной деятельности.

ВПК-ПК3.1.

Организовывает и проводит занятия с подразделением по предметам боевой подготовки, по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих в повседневной деятельности.

ВПК-ПК3.2.

Проводит воспитательную работу в подразделении.

ВПК-ПСК1.

Организовывает и выполняет работы по реконструкции и эксплуатации систем энергообеспечения объектов специального назначения в мирное время

ВПК-ПСК2.

Применяет правила и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию оборудования систем тепло- и электроснабжения специальных объектов

Ни для кого не секрет, что профессионализм выпускников вузов всех специальностей оставляет желать лучшего, в том числе и военных кафедр. Основные замечания работодателей (командиров подразделений) заключаются в отсутствии достаточного профессионализма по специализации, завышенная самооценка курсантов, заниженный уровень коммуникативных способностей. В процессе освоения компетенций курсанты проходят этапы адаптации при освоении общенаучных, профессиональных, социально-психологических, управленческих и военно-специальных знаний, умений, навыков и получение опыта по будущей специальности.

В настоящее время на нашей военной кафедре обучаются юноши по военно-ученым специальностям: 121000 «Применение смешанных воинских частей и подразделений связи», 121200 «Применение подразделений со средствами радиосвязи» с получением специальности командир взвода смешанных подразделений связи; и девушки по ВУС 129000 «Организация фельдъегерско-почтовой связи» с получением специальности офицер подразделений фельдъегерско-почтовой связи.

По психофизиологическим и психологическим показателям юноши и девушки, поступающие на военную кафедру, отличаются. Для юношей характерно образное мышление, тогда как девушки обладают развитым конкретно-логическим мышлением.

Юноши имеют аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, что помогает им успешнее преодолевать начальный этап адаптации, который длиться около двух месяцев. Сильно выраженные морально-волевые качества, целеустремленность, смелость, мужество, выносливость девушек могут приводить к снижению успеваемости, повышенной заболеваемости и нервно-психической устойчивости. Это обусловлено потребностью быстрого освоение нового материала и принятию новых норм поведение.

На втором этапе адаптации — до окончания пятого семестра обучения (первого на военной кафедре) — наблюдается пассивность и итровертированность, как у юношей, так и у девушек. Их появление обусловлено ностальгией по прежнему образу жизни и приводит к снижению успеваемости.

На третьем этапе адаптации — шестой семестр — медленно, но стабильно повышается нервно-психическая устойчивость, успеваемость, снижается заболеваемость практически у всех студентов.

Для уменьшения адаптационных периодов и успешного освоения программ обучения в нашем университете ведется совместно с военным комиссариатом профориентационная работа среди учащихся школ, начиная с 6 класса. Учащиеся 7–9 классов, желающие в последующем иметь военно-учетную специальность, проходят на военной кафедре специально разработанный курс «Радио дело». В качестве примера можно привести учеников МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре (2 группы — 7 классов и 8 классов), МОУ СОШ № 23 Комсомольска-на-Амуре (2 группы — 7 классов, 8–9 классов).

За счет часов вариативной части профессионального цикла разработана и проходит процесс освоения комплексная адаптационная программа для вновь принятых студентов «Введение в специальность» объемом — 56 часов. Целью программы является быстрая адаптация к обучению на военной кафедре и подготовка выпускника военной кафедры, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций которого составляет от 85 % до 100 %. В настоящее время средний уровень сформированности компетенций по военным кафедрам в стране составляет не более 75 %.

Программа разбита на этапы и составляет полный адаптационный курс, решающий задачи:

 развития личностных и творческих качеств курсантов,

 удовлетворенности курсантов выбором специальности,

 потребности культурного, интеллектуального, нравственного и социального развития,

 сформированности устойчивой мотивации у курсантов к будущей специальности,

 успешного освоения всех этапов обучения,

 обеспечения информационно-профессиональной среды воспитания и обучения курсантов,

 полное методическое обеспечение учебного процесса.

Данная программа рассчитана на выявление социально-экономических, психологических и профессиональных факторов, влияющих на адаптацию студентов военных кафедр к процессу обучения и получение навыков для успешной последующей адаптации в служебной деятельности.

Литература:

  1. Приказ от 26.01. 2000 г. № 50 Минобороны РФ «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями на 12 мая 2005 года). Письмо Минюста России от 17 февраля 2000 года N 1009-ЭР — 46 с.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: опубликован: 31 декабря 2012 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 5976.

3. Максимюк С. П. Педагогика. /Электронный учебник/ URL:http://uchebnikionline.com/pedagogika// К. Д. Ушинский — основоположник научной педагогики и народной школы в России. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого. — 147 с.

  1. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования), МО РФ, М: 2014. — 21с.
Основные термины (генерируются автоматически): военная кафедра, способность, комплексная адаптационная программа, координация движений, повседневная деятельность, учебный процесс, этап адаптации, будущая специальность, военно-профессиональный цикл, военно-учетная специальность.

Ключевые слова

адаптация, метод обучения, профессиональные, общие, общепрофессиональные и профессионально-специализированные компетенции, комплексная адаптационная программа «Введение в специальность»., комплексная адаптационная программа «Введение в специальность»

Похожие статьи

военная кафедра, способность, этап адаптации, учебный...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры. военная кафедра, способность, этап адаптации, учебный процесс, повседневная деятельность, координация движений, комплексная адаптационная программа, военно-учетная...

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

В военной психологии проблему психологической готовности будущей деятельности одними из первых изучали М. И. Дьяченко, Л. А.

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал, воинская...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

военная кафедра, Казахстан, военная кафедра вуза, военная специальность, военно-профессиональная подготовка студентов, военно-профессиональная подготовка, программа офицеров запаса...

Психолого-педагогические и организационные детерминанты...

Все эти требования в процессе военно-средовой адаптации могут рассматриваться как ценности, подлежащие усвоению курсантами учебного центра Вооруженных Сил Российской Федерации.

Особенности социально-психологической адаптации...

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные.

4. Титова Т. Адаптация курсантов к военно-учебной деятельности http...

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

Профессиональная адаптация — это процесс освоения профессиональной деятельности через приобретение

Для солдат-срочников, имеющих высокие адаптационные способности, следует

Высокий уровень профессионализма в конкретной военной специальности может...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

Она объясняется совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым взаимодействием всех обучающихся. Эта логика проявляется в том, что каждый шаг обучаемого...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры.

Для солдат-срочников, имеющих высокие адаптационные способности, следует. Высокий уровень профессионализма в конкретной военной специальности может способствовать...

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих военных летчиков в процессе обучения авиационному английскому языку.

Похожие статьи

военная кафедра, способность, этап адаптации, учебный...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры. военная кафедра, способность, этап адаптации, учебный процесс, повседневная деятельность, координация движений, комплексная адаптационная программа, военно-учетная...

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

В военной психологии проблему психологической готовности будущей деятельности одними из первых изучали М. И. Дьяченко, Л. А.

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал, воинская...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

военная кафедра, Казахстан, военная кафедра вуза, военная специальность, военно-профессиональная подготовка студентов, военно-профессиональная подготовка, программа офицеров запаса...

Психолого-педагогические и организационные детерминанты...

Все эти требования в процессе военно-средовой адаптации могут рассматриваться как ценности, подлежащие усвоению курсантами учебного центра Вооруженных Сил Российской Федерации.

Особенности социально-психологической адаптации...

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные.

4. Титова Т. Адаптация курсантов к военно-учебной деятельности http...

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

Профессиональная адаптация — это процесс освоения профессиональной деятельности через приобретение

Для солдат-срочников, имеющих высокие адаптационные способности, следует

Высокий уровень профессионализма в конкретной военной специальности может...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

Она объясняется совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым взаимодействием всех обучающихся. Эта логика проявляется в том, что каждый шаг обучаемого...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры.

Для солдат-срочников, имеющих высокие адаптационные способности, следует. Высокий уровень профессионализма в конкретной военной специальности может способствовать...

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих военных летчиков в процессе обучения авиационному английскому языку.