Автор: Кауфман Наталья Юрьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 25.11.2016

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Кауфман Н. Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий в контексте инновационного развития // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 292-295.



В статье рассматривается необходимость и специфика применения бизнес-процессов в условиях конкурентоспособности предприятий. Рассмотрена проблема применения инновационного развития предприятий, а также принципы реинжиниринга бизнес-процессов, которые необходимо учитывать при применении предприятиями инноваций. Эффективно выстроенная система управления должна быть ориентирована на потребителя, присутствовать вовлеченность персонала, а улучшения должны рассматриваться через процессный и системный подходы.

Ключевые слова:реинжиниринг, бизнес-процессы, инновационное развитие, управление

Исследование современных тенденций инновационного развития предприятий показывает увеличение роли управления инновациями. В настоящее время сложившаяся ситуация на предприятиях показывает их способность к инновационной активности, к осуществлению перспективных научно-исследовательских разработок и реализации эффективных инновационных программ.

Но у многих компаний сложилась устойчивая система хозяйствования со сложившимися традициями и управленческими принципами. Поэтому необходимо переосмысление способов организации бизнеса, ведущих использованию принципиально новых подходов, которые позволят реализовать преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Таким подходом может являться перестройка на всех уровнях компании — реинжиниринг бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов актуален, когда принимается решение о радикальном преобразовании деятельности, а на современном этапе развития предприятий при применении инноваций. Те предприятия, которые стремятся быть конкурентоспособными, реорганизуют деятельность, постоянно совершенствуя как технологии, так и способы организации деловых процессов.

Стандартом ENISO 9001:2000 определено понятие процесса как набор взаимосвязанных средств и действий, преобразующих вход в результат. На любое изменение объектов свое влияние процессы. Реализация процесса через управление направлена на повышение эффективности управления организацией. Понятие бизнеса определяет отношения экономической деятельности с целью получения дохода.

Успешность современного бизнеса зависит как от применения технологических инноваций, так и управленческих инноваций, направленных на инновационные процессы. Соответственно в условиях инновационного развития инновационный процесс должен стать непрерывным и охватывать весь спектр бизнеса, где сотрудники предприятия — участники инновационного процесса должны обладать специальными знаниями, и вся бизнес-система является объектом инноваций [3].

Одной из проблем инновационного развития предприятий является старение кадров. Инновационное развитие на современном этапе невозможно представить без наличия развитого кадрового потенциала. Современный работник — это работник высококвалифицированный, имеющий широкий профессиональный профиль, с гибкой специализацией, высоким образовательным уровнем, способный обучаться, развиваться и адаптироваться [2].

На современном этапе предприятия должны рассматривать необходимость обновления производства, изменения технологии и прочих инноваций. А это невозможно без применения знаний и способности накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для дальнейшего ее использования.

Результаты эмпирических исследований подтверждают роль человеческого капитала как важнейшего элемента инновационного развития различных стран мира. Построение и развитие экономики, основанной на знаниях, инициируют потребность в высококвалифицированном человеческом капитале, способном генерировать и адаптировать новые знания [8, с. 92].

Использование человеческого потенциала внутри предприятия, необходимо для достижения управления идеями как важного источника формирования инноваций предприятия. Идеи, возникающие у сотрудников, формируют неограниченный источник ценности и конкурентных преимуществ, оказывая непосредственное влияние на ресурсную составляющую инновационного потенциала, инфраструктурную, а также результативную составляющую [2]. Таким образом, возникающие задачи предприятия можно решить с помощью реорганизации системы управления предприятием.

Также отсутствие управленческой культуры, нежелание руководства и персонала использовать в работе жесткие временные рамки и регламенты тормозит внедрению эффективных управленческих технологий [4].

Понятие бизнес-процессов изучается в рыночной экономике и несколько десятилетий назад Хаммером М. и Чампи Дж. Авторы предложили рассматривать бизнес-процесс как «совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя» [6].

По мнению Портера М. и Миллара В. бизнес-процесс — совокупность множества шагов (действий) в единой системе, направленной на конечный единый результат деятельности организации. Или — полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса [5, 9].

По мнению Милехиной Л. А. бизнес-процесс — любой вид деятельности в работе организации. Многие ведущие компании мира используют бизнес-процессы для реструктуризации своего бизнеса, придя к пониманию, что даже частичное усовершенствование бизнес-процессов организации приносит эффект в виде роста производства на 10–20 % [5].

В каждой компании существуют характерные их деятельности взаимосвязанные процессы, выполняемые предприятиями: на входе это управление компанией, изготовление продукции (услуг), на выходе — доставка их потребителю. Эффективно выстроенная система управления включает принципы: ориентация на потребителя, вовлеченность персонала, улучшения — как процесс, процессный и системный подходы.

На рисунке 1 представлено общее представление бизнес-процесса.

Рис. 1. Общее представление бизнес-процесса

В теории и практике выделяют три группы бизнес-процессов: основные, обеспечивающие, управления:

− основные, являются основной в работе предприятия, создавая основной поток доходов (например, торговля, снабжение, производство, маркетинг);

− обеспечивающие, обслуживают основной бизнес (например, бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка и т. п.);

− управления, включает все основные функции.

Роль инноваций в современных условиях активизируют инновационную деятельность предприятий на основе повышения эффективности производства, осуществления перспективных инновационных программ.

Следовательно, в условиях инновационного развития необходима четвертая группа бизнес-процессов — развития, так как процессы развития в условиях применения инноваций являются основой будущего организации. Инновационным проектам характерен высокий уровень неопределенности и риска, а также сложность прогнозирования результатов [1]. При проектировании инновационного развития предприятия необходимо наличие системы, обеспечивающей переход предприятия в новое состояние, разработать соответствующие бизнес-процессы и учесть имеющиеся и требующиеся ресурсы.

Принципиальные положения реинжиниринга указаны на рисунке 2.

Рис. 2. Принципиальные положения реинжиниринга

Итак, при реструктуризации действующих бизнес-структур необходимо создавать управляемые бизнес-процессы, которые возможны при наличии устойчивой профессионализации управленческих кадров — инновационных менеджеров.Только так можно рассчитывать на успех в работе и деньгах [7].

Таким образом, в целях эффективного управления совершенствование бизнес-процессов нацеливает на своевременную корректировку и устранение отрицательных результатов. Это может происходить как делением глобальных процессов на подпроцессы, так и наоборот, с гибким реагированием подходить к объединению мелких задач или адаптироваться под новые задачи.

В первую очередь верхние уровни управления могут учитывать изменения инновационной среды, соотнесение качества продукции с основными конкурентами, наличие фаз роста или спада в отрасли, а также явлений неравновесия в целом в экономике [5].

Методы работы руководителей можно изменить, пересмотрев процедуры, определяющие их работу. К ним относятся: стратегическое планирование, финансирование, поиск, аттестация и повышение в должности сотрудников, внутренняя коммуникация и управление знаниями — те факторы, благодаря которым будет работать весь механизм управления.

Литература:

  1. Бабич В. Н. Инновационная модель бизнес-процесса: учебное пособие / В. Н. Бабич, А. Г. Кремлёв. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 184 с.
  2. Кауфман Н. Ю. Теоретические основы предпринимательской составляющей в инновационном развитии предприятий / в книге: «Проблемы экономики и управления в XXI веке: актуальные вопросы, тенденции, перспективы» // Пенза. — МЦНС «Наука и просвещение». — С. 119–145.[Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26682134 (дата обращения: 28.10.2016).
  3. Котельников В. Системные инновации[Электронный ресурс]. URL: http://www.cecsi.ru/coach/ten3mc_innovation_systemic.html(дата обращения: 28.10.2016).
  4. Маснавиева Г. Ф. Управление инновационным развитием предприятий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/innovacii-investicii/item/732–2011–10–29–06–27–06 (дата обращения: 11.11.2016).
  5. Милехина Л. А. Совершенствование бизнес-процессов промышленного предприятия // Вестник СГТУ. 2010. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-biznes-protsessov-promyshlennogo-predpriyatiya (дата обращения: 11.11.2016).
  6. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации / М. Хаммер, Дж. Чампи; пер. с англ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 332 с.
  7. Шанин И. И. Управление инновационным развитием на промышленном предприятии // Вопросы инновационной экономики. 2012. № 4 (14). С. 30–39.
  8. Ширинкина Е. В., Хадасевич Н. Р. Проблемы формирования человеческого капитала в условиях реформирования образования / Международный научно-исследовательский журнал. № 10 (52).Часть 1. С. 92–95.
  9. Porter M. E. How Information Gives You Competitive Advantage / M. E. Porter, V. E. Millar // Harvard Business Review. 1985. № 85. (July-August). Р. 149–160.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационного развития, инновационного развития предприятий, условиях инновационного развития, Реинжиниринг бизнес-процессов, современном этапе, Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий, выстроенная система управления, инновационного развития предприятия, Эффективно выстроенная система, Принципиальные положения реинжиниринга, применения инновационного развития, контексте инновационного развития, тенденций инновационного развития, инновационного развития инновационный, инновационного развития различных, Управление инновационным развитием, принципы реинжиниринга бизнес-процессов, дата обращения, проблем инновационного развития, инновационного развития необходима.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос