Проблемы развития инновационного менеджмента на предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 539 раз

Библиографическое описание:

Мартиросян А. С., Баранников М. М. Проблемы развития инновационного менеджмента на предприятиях // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 358-361. — URL https://moluch.ru/archive/124/34244/ (дата обращения: 14.08.2018).



В работе рассмотрены и определены основные факторы, замедляющие инновационное развитие российских предприятий, а также предложены меры по реализации стратегии стимулирования и развития инновационной активности.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная деятельность, предприятия, государство, экономическое сообщество

The main factors slowing down innovation development of Russian enterprises have been reviewed and determined in the work. And also measures for implementation of the stimulating stratеgy and development of innovative activity have been proposed.

Keywords: innovative development, innovative activity, enterprises, state, economic community

Существующая мировая практика доказывает, что движущей силой инновационного развития является конкурентоспособность предприятия, которую необходимо постоянно поддерживать и повышать. Благодаря инновациям, компании увеличивают число потребителей, стремятся конкурировать друг с другом и тем самым, мотивированы на улучшение своих финансовых показателей. Гарантией конкурентоспособности предприятия является уровень его технологического развития [1]. В условиях жестких рыночных отношений удержаться на рынке и развиваться дальше способны только те компании, которые не стоят на месте, двигаются по пути инноваций, а значит быстро и гибко реагируют на изменения конкурентной среды, требования рынка, эффективно организуют свой производственный процесс, оптимизируют систему управления. В быстро меняющихся условиях способны выжить только передовые компании, слабые, не развивающиеся игроки свои позиции удержать не могут. Однако, стоит учесть тот факт, что не все инновации приводят к повышению конкурентоспособности предприятия. Необходимо, чтобы они были ориентированы на новые рынки и содержали в себе уникальные разработки [2].

Любая инновация направлена на повышение конкурентоспособности компании в рыночной среде. На протяжении долгого времени предприятия инвестировали в технологические и продуктовые разработки. Безусловно, это важно для устойчивости компании, но современные реалии диктуют новые требования. Именно организационно-управленческие инновации становятся решающим фактором успешности того или иного предприятия [2].

К сожалению, в нынешних экономических условиях российским предпринимателям не до инноваций. Для того, чтобы получить конкурентные преимущества у российских предприятий нет необходимости в инновациях. Для привлечения клиентов они используют другие инструменты. Поэтому внедрению новых технологий практически не уделяется внимания. Компаниям нет нужды инвестировать в НИОКР и повышать свой технологический уровень. Даже при невысокой производительности труда, предприятие будет достаточно рентабельным. Около 36,8 % компаний совершенно не вкладывает в разработку новых продуктов и технологий. Предприятия предпочитают использовать и адаптировать уже имеющиеся технологии и продукты, доля таких порядка 29 %. А вот компаний, готовых вкладываться в разработки и новые технологии, не более 23,3 %. И только 10,9 % предприятий ориентировано на выход на мировой рынок с новыми уникальными технологиями и продуктами.

В российской экономике, как правило, распространено мнение о том, что прежде надо модернизировать производственную базу и лишь затем заниматься инновационными разработками. Этим объясняется невысокий уровень инвестиций в НИОКР. Тем не менее, вложения в развитие производственных мощностей и инновационная деятельность не только не мешают друг другу, а наоборот дополняют. Предприятия, которые в последние годы активно вкладывались в разработку новых продуктов и технологий, наиболее успешны. При этом доля компаний, которые вообще не инвестировали в НИОКР, остается по-прежнему большой (36,8 %).

Ниже приведены основные виды инновационной деятельности, которые ведутся на российских предприятиях:

‒ разработка новых видов продукции и работа над модернизацией уже имеющихся (использование новых материалов, изменение алгоритма оказываемых услуг);

‒ совершенствование технологических процессов производства (унификация и стандартизация материальной базы, разработка, либо приобретение программного обеспечения, модернизация (замена) машин и оборудования);

‒ разработка и внедрение новой технологии производства [3].

Однако все перечисленные действия относятся скорее к модернизации, чем к инновациям. Среди основных факторов, замедляющих инновационное развитие российских предприятий, можно выделить следующие:

‒ отсутствие необходимой для внедрения инноваций соответствующей материальной базы на большинстве предприятий. Оборудование либо сильно изношено, либо его нет совсем;

‒ недостаточный бюджет на проведение инновационной деятельности. Данные процессы имеют высокую стоимость, а результаты инвестиций можно оценить только спустя продолжительное время;

‒ отсутствие всеобъемлющей нормативно-правовой базы, относящейся именно к инновационной промышленной деятельности;

‒ сложность и затратность маркетинговых исследований в сфере инновационных продуктов;

Выбирая, в каком инновационном направлении двигаться, предприятиям необходимо учитывать ряд моментов: технико-экономический уровень своих мощностей, отраслевую специфику и т. д. Бесспорно, инновационная деятельность повышает конкурентоспособность и эффективность предприятия, но необходимо объективно оценить свои возможности, прежде чем заниматься инновациями.

Развитие в сфере инноваций — это сложный процесс. Его реализация невозможна без четко выстроенной системы, в которую входит: постановка задач, оценка ресурсов, разработка бизнес-процессов для ведения инновационной деятельности. Положительные сдвиги в этом направлении уже есть, но активность предприятий в этой области все еще низкая. Необходим комплекс макро и микро экономических мер, усилия на уровне государства в сочетании с инициативой самих предпринимателей. Требуется принятие организационных, административно-законодательных и экономических мер [3].

Государству следует обратить внимание на укрепление связи науки и производства. Для этого необходимо:

‒ подготовить соответствующих специалистов, задача которых будет состоять в стимулировании взаимодействия науки и производства;

‒ выработать специальные меры, направленные на поддержку инновационных проектов.

С помощью этих инструментов можно объединить в одну систему весь цикл, начиная с исследований и заканчивая выходом на рынок. В данный процесс могут быть вовлечены одновременно научно-исследовательские институты и российские предприятия.

‒ стимулировать совместное участие научно-исследовательских институтов и предприятий в инновационной деятельности и проектах НИОКР.

Проблема состоит в несогласованности управления НИОКР и инновационной деятельности. Причина в общей раздробленности НИС России. Существует множество мелких ведомств, каждое из которых отвечает за реализацию собственной программы. Подобная разобщенность препятствует последовательной реализации национальной политики в области инноваций, отсутствует координация между функциями и органами разных уровней. Нет четкого распределения компетенций на различных этапах инновационной программы.

По поручению Президента в России создается агентство по технологическому развитию. Его основная задача — привлечение инновационных технологий в Российскую Федерацию. Одновременно с этим готовится предложение по организации проектного офиса национальной технологической инициативы. Его запуск предполагается на базе Российской венчурной компании. Затем планируется выделить его в отдельную организацию вне системы РВК. Кроме этого, отдельным льготным системам сделаны предложения по совместному финансированию НИОКР.

Большую долю в финансовой поддержке программы все еще занимают так называемые, доноры (это и официальная помощь, и частное финансирование). И хотя, донорская поддержка стимулирует некоторые инновационные программы, ее нельзя рассматривать в качестве стабильного инструмента в долгосрочной перспективе. Кроме того, привлечение внешнего финансирования может нести определенные риски для реализации стратегии НИС. Подобная поддержка может сформировать зависимость, а затем привести к тому, что результаты разработок перейдут в сферу частных интересов.

На государственном уровне необходимо привести программы, реализуемые с привлечением доноров, в соответствие с национальными приоритетами. В перспективе задача властей должна заключаться в сокращении доли сторонних доноров в поддержке инноваций. Для реализации данной стратегии можно предложить следующие меры:

‒ разработать в долгосрочной перспективе дополнительные сценарии по увеличению собственных государственных средств, выделенных в поддержку инноваций, сокращая при этом, донорские инвестиции;

‒ выработать систему показателей, в соответствии с которыми Правительством и донорами будет осуществляться финансирование программ содействия инновациям, направленных на достижение национальных стратегических целей;

‒ упорядочить систему управления инновационной деятельностью, чтобы минимизировать нагрузку на механизмы координации.

По причине ограниченности финансов, кадров, а также времени высоких результатов решающее значение имеет скоординированность действий. Лишь наличие согласованного плана позволит избежать неэффективного использования ресурсов, дублирования участниками процессов, а также приостановки проектов.

Необходимо, чтобы экономическое сообщество, представленное промышленными предприятиями, ответственно выразило свое желание развивать конструктивный диалог с органами власти для того, чтобы определить выгодные направления, которые позволят развивать инновационную деятельность в отрасли, а также для ресурсного обеспечения экономического роста. В заключении следует отметить, что государство и экономическое сообщество являются партнерами, которые благодаря консолидированным действиям, могут регулировать рост инновационной активности предприятия. Именно координация общих усилий государством и экономическим сообществом является одной из наиболее важных организационных задач, позволяющая решить проблемы, которые существуют в инновационной деятельности предприятий на сегодняшний день, благодаря чему можно обеспечить устойчивое инновационное развитие экономики России.

Литература:

  1. Сайфуллина С. Ф. Проблемы инновационного развития российских предприятий // Успехи современного естествознания. 2010. № 3.
  2. Блинов А. О., Рудакова О. С. Процессные инновации в системе управления развитием предприятий // Доклады и сообщения. innclub.info.
  3. Ильдяков А. В. К вопросу о факторах, сдерживающих инновационное развитие предприятия // Вопросы экономики и права. 2011. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, предприятие, инновационное развитие, экономическое сообщество, инновация, разработка новых продуктов, поддержка инноваций, технологическое развитие, долгосрочная перспектива, система управления.


Похожие статьи

Перспективы инновационного развития предприятий

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера, современный инновационный процесс...

Государственная поддержка инновационной деятельности

Ключевые слова:государственная поддержка, инновационная деятельность. Инновации зависят от знаний, навыков и креативности людей на работе, но государство играет важную роль в создании наилучших условий для инноваций...

Инновационная деятельность предприятия | Статья в журнале...

Ключевые слова: человеческий потенциал, организационное развитие, инновации, инновационная деятельность. Предприятиям стоит особое внимание обратить на ключевые объекты инновации, в особенности на средства производства и технологические процессы...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Инновация же является конечным результатом внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического...

Переход к инновационной экономике: инновационная...

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент.

Инновационная деятельность подразумевает под собой преобразовании научно-технических результатов в инновации, которые должны обеспечить в...

Сущность инновационной активности предприятий

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, подходы, факторы, инновационно-активные предприятия. В настоящее время роль инноваций в экономике быстро растет.

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

Ключевые слова: стимулирование инновационной деятельности, модели инновационного развития, инновационная экономика.

С целью стимуляции инновационной деятельности государством создаются условия для развития инноваций: всесторонняя поддержка...

Динамика развития технологий и инноваций в России

Ключевые слова: инновация, НИОКР, инновационная деятельность. Инновации, затраты на научно-исследовательские и

Инновационная деятельность является наиболее важным компонентом экономического роста в рамках долгосрочной перспективы развития, и в...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития. Одной из основных проблем...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Перспективы инновационного развития предприятий

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера, современный инновационный процесс...

Государственная поддержка инновационной деятельности

Ключевые слова:государственная поддержка, инновационная деятельность. Инновации зависят от знаний, навыков и креативности людей на работе, но государство играет важную роль в создании наилучших условий для инноваций...

Инновационная деятельность предприятия | Статья в журнале...

Ключевые слова: человеческий потенциал, организационное развитие, инновации, инновационная деятельность. Предприятиям стоит особое внимание обратить на ключевые объекты инновации, в особенности на средства производства и технологические процессы...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Инновация же является конечным результатом внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического...

Переход к инновационной экономике: инновационная...

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент.

Инновационная деятельность подразумевает под собой преобразовании научно-технических результатов в инновации, которые должны обеспечить в...

Сущность инновационной активности предприятий

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, подходы, факторы, инновационно-активные предприятия. В настоящее время роль инноваций в экономике быстро растет.

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

Ключевые слова: стимулирование инновационной деятельности, модели инновационного развития, инновационная экономика.

С целью стимуляции инновационной деятельности государством создаются условия для развития инноваций: всесторонняя поддержка...

Динамика развития технологий и инноваций в России

Ключевые слова: инновация, НИОКР, инновационная деятельность. Инновации, затраты на научно-исследовательские и

Инновационная деятельность является наиболее важным компонентом экономического роста в рамках долгосрочной перспективы развития, и в...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития. Одной из основных проблем...

Задать вопрос