Автор: Волоснов Роман Юрьевич

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.11.2016

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Волоснов Р. Ю. Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX — начала XX веков // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 183-186.



В статье рассмотрены особенности учебного процесса второклассных церковных школ на примерах в населенных пунктах Алтая конца XIX — начала XX веков, а также показана их роль в развитии сельской культуры.

Ключевые слова: второклассная школа, церковная школа, Алтай, конец XIX — начало XX века

В последнее десятилетие XIX века в Российской империи стала формироваться сеть второклассных церковных школ. В Томской епархии данные школы начали устраиваться только лишь с начала 1897 учебного года. В определении второклассных школ не следует путать их с школами двухклассными, организованными задолго до первых. По отношению к существовавшим ранее двухклассным церковным школам — второклассные представляли собой один только второй последний класс. Двухклассные школы до этого также предназначались для выпуска учителей школ грамоты, но из-за слишком раннего возраста окончивших курс (13–14 лет) данная практика оказалась не состоятельной. Новый формат подготовки учителей для школ грамоты в виде второклассных школ должен был создать тип «учителя народнаго в строгом смысле слова, и по происхождению, и по складу своих мыслей и чувств, а также по роду занятий, — учителя земледельца, «который бы зиму учил, а летом землю пахал»» [1, с. 16].

Первоначально второклассных школ в Томской епархии предложено было открыть по две в отдельном уезде, каждая из них по возможности должна «быть срединною в своей половине уезда» [1, с. 17]. Исследователь Костина Е. А. особо подчеркивает, что выбор населенного пункта для открытия второклассной школы в Западной Сибири являлся весьма дискуссионным так как для этой цели должны, были учитываться ряд факторов и критериев: близкое расположение относительно административного центра уезда, наличие удобных путей сообщения с другими населенными пунктами, наличие приходской церкви с двухклирным причтом и др. [2, с. 70]. В процесс выбора мест устройства второклассных школ включились как епархиальные, так и гражданские власти. В связи с этим показательны примеры нереализованных планов и желаний различных селений Алтая на право расположения у себя такого рода школ. Часто вопросы планирования открытия второклассной школы в том или ином селе решались в процессе поездок епископа по епархии. В 1898 году при обозрении епархии епископом Макарием в уездном селе Змейногорске (современный город Алтайского края) местная интеллигенция и чиновники «…с живейшей радостью встретили известие о предполагаемом открытии в Змейногорске второклассной церковной школы; крестьянский начальник обещал изыскать с своей стороны материальное пособие; заводское управление выражало даже готовность отдать для школы одно каменное ветхое заводское здание, на ремонт котораго и на приспособление для помещение школы потребовалось бы 3–4 тысячи рублей…» [3, с. 18]. В 1900 году в Волчихинской церковно-приходской школе Змейногорского уезда (ныне райцентр Волчиха Алтайского края) обучалось 106 человек и при обозрении епархии епископом в недалеком будущем также было предположено открыть здесь второклассную школу [4, с. 13]. Крестьянский начальник 1-го участка Барнаульского уезда в 1899 году предложил проект устройства церковно-учительской второклассной школы в с. Павловском (ныне райцентр Алтайского края) на средства крестьянских обществ для подготовки учителей в школы грамоты и выразил готовность лично хлопотать об осуществлении этого проекта [5, с. 11]. Во многих случаях основным критерием выбора населенного пункта для устройства школы являлся факт наличия уже готового, выстроенного помещения. Наибольшего распространения второклассные школы получили именно в сельской местности Сибири. В итоге многочисленных анализа факторов и условий отбора, а также дискуссий, применительно к территории Алтая, второклассные церковные школы были устроены в селах: Тогул Кузнецкого уезда (современный райцентр Алтайского края), Ординское Барнаульского (ныне на территории Новосибирской области), Новогеоргиевское Змейногорского уезда (ныне райцентр Новоегорьевского Алтайского края) и Верх-Ануйское Бийского уезда (ныне Быстроистокский район Алтайского края). На территории Горного Алтая в ведомстве Алтайской духовной миссии была организована Чемальская второклассная школа.

Второклассные церковные школы были как мужскими, женскими, так и смешанными. В первые годы устройства школ в них принимали детей в возрасте от 13 до 14 лет из лучших окончивших курс одноклассных церковно-приходских школ: мальчиков с свидетельствами на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, и девочек с свидетельствами об окончании курса и похвальными листами. В последствии ценз поступления несколько изменился: принимались в возрасте от 13 до 17 лет при условии удовлетворительной сдачи конкурсных испытаний в объеме программы одноклассной церковно-приходской школы, окончившие курс начальной школы всех наименований и получившие домашнюю подготовку. В случаях большого количества желающих поступить, при одинаковой подготовке, отдавалось предпочтение в приеме детям крестьянского сословия и духовного звания, а из последних — умеющим петь перед не умеющими [1, с. 17].

В структуре второклассных школ организовывался так называемый «учительский класс», в котором ученики при изучении общих предметов под руководством опытного учителя теоретически и практически знакомились с методами и приемами начального обучения. Собственно, для практических занятий при каждой второклассной школе открывалась «образцовая» школа грамоты. Внедрение в навыки школьной профессии происходило поэтапно.Каждый из воспитанников учительского класса по очереди дежурил в течение дня в образцовой школе. В начале учебного года дежурные только присматривались к занятиям учителя, в последствии помогали ему в занятиях, а со второй половины года ученики давали самостоятельные уроки.

Обязательным условием организации второклассных школ являлось устройство общежития для детей из отдаленных населенных пунктов. Однако, по факту во многих школах за неимением средств у сельских обществ и в епархиальных училищных советах строительство общежитий затягивалось на многие годы. К примеру, общежитие при Верх-Ануйской школе было выстроено лишь 5 лет спустя после открытия, а именно к 1907–1908 учебному году, то есть, практически, к моменту ее закрытия из-за полного сгорания при пожаре [6, с. 5]. В общежитиях ученики должны были содержаться за собственный счет. Родители, отправляя детей на учебу, доставляли на их содержание определенное количество муки, крупы, масла и других продуктов, которые складывались в общую кладовую, а ученики по очереди дежурили на кухне. Незначительный денежный взнос в бытовом плане требовался лишь на наем кухарки и стирку.

Важным педагогическим и хозяйственным элементом организации второклассных школ являлось внедрение в учебную программу ремесленных и сельскохозяйственных знаний. Для этих целей в школьные комплексы часто встраивались помещения для ремесленных мастерских, а для практических занятий садоводством, огородничеством, пчеловодством и полеводством выделялись земельные участки от 5 до 50 десятин. Большой популярностью, в первую очередь в среде самих учеников, при устройстве ремесленных отделений второклассных школ пользовались переплетные книжные мастерские, в связи недостаточным обеспечением литературой в Томской епархии. Результаты ремесленно-переплетного производства, в большей степени использовались для собственных школьно-библиотечных нужд (восстановление книг), однако известны примеры коммерциализации данного вида деятельности. В частности, зимой в свободное от занятий время учащиеся второклассной школы села Новогеоргиевского занимались переплетом книг под руководством учителя Кудрявцева. «… каждый ученик посещал переплетную мастерскую по очереди один раз в неделю, работали с 2-х до 5-ти часов дня, переплели все имеющиеся в школе книги; кроме того, имели один посторонний заказ, часть денег с него употреблена на покупку материалов, другая часть на покупку книг в подарок ученикам за хороший переплет…» [7, с. 368–369]. Также в столярных мастерских изготовлялась необходимая классная мебель не только для собственных школ, но и для ближайших школ уезда. При наличии школьных садов и огородов воспитанники второклассных школ получали необходимые продукты, служившие большим подспорьем в содержании общежития. К примеру, весною 1903 года ученики Ординской школы под руководством священника Дагаева занимались огородничеством: копали землю, делали гряды, садили овощи. Всего огородом было занято около 2000 кв. саж. были посажены морковь, свекла, репа, огурцы, капуста и другие овощи осенью использовавшиеся при общежительской кухне [8, с. 23]. При Тогульской школе при непосредственном руководстве учителя пения Ф. В. Писарева существовала показательная пасека с 10 ульями,располагавшаяся недалеко от школы, благодаря чему ученики имели возможность познакомится с рациональным ведением пчеловодства [9, с. 390].

Средством содержания второклассных школ в начальный период служило главным образом, ежегодное пособие от казны в размере 1500 руб. Оно распределялось на школьные нужды следующим образом: на вознаграждение священнику-руководителю — 150 руб., старшему учителю — 360, младшему — 300 и учителю школы грамоты — 240, на библиотеку и учебные пособия 150 руб., и на хозяйственные нужды — 300 руб. [1, с. 21]. В случае нехватки этих средств допускалась помощь сельских или волостных обществ и частных жертвователей. Кроме того, за пользование учебниками с каждого состоятельного ученика взималось 1 руб. в год. В 1910-е годы во второклассных школах наблюдался рост учительского персонала с четко-закрепленными учебными дисциплинами, причем значительную долю составляли педагоги, окончившие такие же учебные заведения, в которых и работали. Также развитие данных школ проявлялось в увеличении количества учебных предметов. К примеру, состав учащих за 1908–1909 учебный год был следующий: Заведующий и законоучитель школы священник М. В. Красносельский, окончил курс духовной семинарии. Старший учитель Ф. П. Знаменский, окончил курс Духовной семинарии, преподавал русский язык и чистописание. Второй учитель А. П. Соседов, окончил курс церковно-учительской школы, преподавал арифметику, геометрию и физику. Третий учитель М. И. Барканов, окончил курс церковно-учительской школы, преподавал географию, отечественную историю, славянский язык и дидактику, он же руководил и практическими занятиями учеников учительского класса в образцовой школе. Пение преподавал учитель Ф. В. Писарев, имеющий свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы. Гигиену местный врач И. И. Благовестов, окончивший Императорский Университет по медицинскому факультету [10, с. 497]. По инициативе отдельных учителей в стандартный набор преподаваемых дисциплин могли включаться дополнительные занятия и предметы. К примеру, в Ординской школе в начале XX века игре на скрипке обучал учитель пения Ф. Киктеев за 60 рублей в год. Обучалось у него это 14 человек, каждому давалось по 2 урока в неделю, которые продолжались от 15 до 20 минут. Наиболее способные ученики к концу года «…освоились с гаммой и могли проигрывать на скрипке канты из лепты…» [8, с. 23].

Важными эстетическими и функциональными атрибутами интерьера второклассных церковных школ являлись иконы и святые образа, располагавшиеся, как правило, по углам учебных классов. Выбор иконографии того или иного образа был связан с посвящением названия приходской церкви или с покровительством императорской семьи. К участию данного рода жертвованием привлекались и гражданские власти. К примеру, в 1898 году «…по почину заведующаго Ординской второклассной церковно-приходской школой священника Евфимия Азбукина и бывшаго волостнаго писаря Д. Е. Таскаева в Ординскую школу, в память спасения Государя Императора и всей Августейшей семьи 17 октября 1888 года, был приобретен образ «Спасителя», стоимостью в 65 руб…Образ размером 1 арш. 12 верш. на цинке, фон живописный, борты золоченные, под чекан с цветной эмалью. Спаситель изображен в рост призирающим на землю и благославляющим обеими руками…» [11, с. 25].

Также второклассные школы Алтая помимо учебно-воспитательной деятельности вносили значительный вклад в развитие общей культуры населенного пункта в котором они находились. Это проявлялось, в первую очередь, в организации и проведении культурно-массовых мероприятий (праздников, концертов, творческих вечеров и др.). Показателен пример организации советом Новогеоргиевской школы 25 февраля 1909 года литературно-музыкального вечера, поразившего взрослое население села своей содержательностью и художественностью в исполнении. За устройство вечера многими посетителями была выражена благодарность и пожелание, чтобы и на будущее время устраивались такие-же вечера. На этом же музыкальном вечере купец соседнего села Шелковниковского Змейногорского уезда (ныне село Бол. Шелковка Рубцовского района Алтайского края) г. Кузьмин от себя и супруги пожертвовал 50 рублей на нужды певческого и музыкального хора [9, с. 331]. Еще одним важным аспектом общественной деятельности второклассных школ Алтая являлся труд учителей в сфере медицины. Часто именно в этих школах находилась единственная в селе аптечка. Показателен пример, деятельности Новогеоргиевской школы, где в селе в продолжении 1909–1910 учебного года свирепствовало множество заболеваний, в частности чесотка и лихорадка. Помощь больным оказывал учитель Кудрявцев, который имел некоторые медицинские познания [9, с. 330].

К особой категории второклассных школ относилась Чемальская женская, перепрофилированная из двухклассной в 1913 году. Здание школы было деревянным, двухэтажным, на каменном фундаменте и в силу особого финансирования имело развитую инфраструктуру. В частности, имелись просторные классы, общежитие, «рекреационный зал», кухня, комнаты для учительниц и отдельное помещение для больницы-изолятора. Главное предназначением школы была подготовка учительниц [12, с. 61–62].

Таким образом, второклассные церковные школы Алтая конца XIX — начала XX веков играли важную образовательную роль в деле подготовки учительских кадров, в первую очередь для сельских школ грамоты, а также посредством своей просветительской и общественной деятельности внесли существенную лепту в сельское культурное пространство Сибири.

Литература:

  1. Касаткин А. Второклассныя церковно-приходския школы // Томские епархиальные ведомости. — 1896. — № 8 (15 апр.) — С. 16–26.
  2. Костина Е. А. Факторы создания и деятельности второклассных школ Западной Сибири конца XIX — начала XX вв. // Вестник Омского государственного педагогического университета. — 2016. — № 1 (10). — С. 70–73.
  3. Обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1898-м году // Томские епархиальные ведомости. — 1899. — № 9 (1 мая). — С. 16–32.
  4. Обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1900 г. // Томские епархиальные ведомости. — 1900. — № 24 (15 дек.). — С. 12–26.
  5. Отчет Епархиальнаго Училищнаго Совета о состоянии церковных школ за 1899-й гражданский год // Томские епархиальные ведомости. — 1901. — № 5 (1 марта). — С. 1–15.
  6. От Совета Верх-Ануйской учительской второклассной школы // Томские епархиальные ведомости. — 1907. — № 15 (1 авг.). — С. 4–5.
  7. Волоснов Р. Ю. Ремесленные отделения в сельских православных церковных школах Алтая конца XIX — начала XX в. // Культурное наследие Сибири. — 2016. — № 2 (20). — С. 366–373.
  8. Отчет о состоянии церковных школ Томской Епархии в 1902/3 учебном году // Томские епархиальные ведомости. — 1904. — № 16 (15 авг.). — С. 5–31.
  9. Мироносицкий В. Отчет Томскаго Епархиальнаго Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1909–10 учебный год. // Томские епархиальные ведомости. — 1911. — № 15 (1 авг.). — С. 329–331.
  10. Мироносицкий В. Отчет Томскаго Епархиальнаго Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1908–1909 учебный год // Томские епархиальные ведомости. — 1910. — № 18 (15 сент.). — С. 497–509.
  11. Волоснов Р. Ю. Храмовые элементы в архитектуре и интерьере сельских церковных школ Алтая конца XIX — начала XX вв. // Баландинские чтения. — 2016. — № Т. 11 (1). — С. 24–26.
  12. Орехов А. С. Чемальская второклассная школа // Мир Евразии. — 2016. — № 2 (33). — С. 59–65.
Основные термины (генерируются автоматически): второклассных школ, Томские епархиальные ведомости, церковных школ, Алтая конца xix, второклассной школы, состоянии церковных школ, второклассных церковных школ, начала xx, Алтайского края, церковные школы, церковных школ Томской, школ грамоты, Томской епархии, организации второклассных школ, начала xx веков, школ Алтая, деятельности второклассных школ, открытия второклассной школы, Второклассные церковные школы, школ Томской епархии.

Ключевые слова

Алтай, второклассная школа, церковная школа, конец XIX — начало XX века

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос