Автор: Радов Владислав Владимирович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Радов В. В. К вопросу о совершенствовании деятельности института омбудсменов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 501-504.



Ключевые слова: уполномоченный по правам человека,уполномоченный по правам ребёнка, уполномоченный по защите прав предпринимателей

Институт омбудсмена возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция (XIII век). Стоит заметить, что со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира — как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — РФ) — одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института омбудсмена в России была заложена в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., а затем в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Так, статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет Государственную Думу РФ правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека [1].

Следующим шагом в укреплении российского института омбудсменов стало принятие федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», вступившего в юридическую силу 4 марта 1997 года.

По мнению профессора М. В. Баглая, уполномоченный по правам человека, который является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств, по замыслу создателей Конституции РФ 1993 г., призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий» [2, c. 97].

Необходимо заметить, что за 2015 год к Уполномоченному по правам человека поступило 38093 жалоб от граждан, из которых 36845 было рассмотрено. При этом омбудсменом было направлено 302 запроса в компетентные органы. Число положительных ответов из министерств и ведомств на рекомендации и заключения Уполномоченного составило 227 [4].

Кроме омбудсмена по правам человека, в нашей стране существует Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка) как омбудсмен, который, по мнению А. В. Колосова представляет «новый институт несудебной защиты прав ребёнка» [7].

Между тем, как справедливо отмечает О. А. Бондаренко, для эффективной реализации конституционных прав и свобод ребенка необходимо активное взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества [3, c. 10].

Президентом РФ 5 декабря 2014 года дана высокая оценка работы как федерального, так и региональных уполномоченных по правам ребенка [9].

Учитывая провозглашенное в ст. 1 Конституции РФ стремление России к правовому и демократическому государству с развитым гражданским обществом, Президентом РФ было инициировано создание Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ, что регламентируется Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а также Федеральным законом 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Стоит отметить, что данный институт уполномоченного создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить нарушения их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559–6 ГД «Об объявлении амнистии», которое предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности. Кроме этого, деятельность данного института является полезной, юридически значимой, так как осуществляется конкретная поддержка в защите прав предпринимателей в России и за рубежом.

Рассмотренные виды омбудсменов в России действуют не только на федеральном уровне, опираясь на свой аппарат, но и в субъектах РФ. Общая деятельность координируется федеральным омбудсменом в рамках его полномочий, и в результате такой масштабной работы в сфере защиты прав человека, ребёнка, предпринимателей, каждый из перечисленных получает более значимую защиту от воздействия неправомерных действий физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, государственных органов и должностных лиц.

Резюмируя прогрессивное развитие института омбудсменов и их деятельности в России, стоит заметить такие позитивные аспекты, как осуществление совершенствования законодательной базы в различных сферах жизни общества, восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц, предупреждение таких нарушений, ограничение государственного вмешательства и давления на правоотношения, возникающие в конкретных ситуациях. А также негативные аспекты: недостаточное правовое обеспечение деятельности института омбудсмена в России (отсутствие Федерального закона, регламентирующего деятельность, полномочия Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка), отсутствие необходимой координации деятельности между уполномоченными и органами государства.

На наш взгляд, учитывая преобладание позитивных аспектов в деятельности института омбудсменов Российской Федерации, необходимо развивать данный институт и далее. Мы согласны с К. Н. Евдокимовым, Н. Н. Таскаевым, что в настоящее время требуют дополнительных гарантий информационные права и свободы российских граждан, особенно молодежи и несовершеннолетних, что связано с тотальной информатизацией современного общества и широким распространением социальных информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, ростом компьютерной преступности, игромании, экстремизма, ксенофобии и т. д. [5, 6]. Поэтому деятельность института омбудсменов может стать эффективным средством противодействия информационным правонарушениям, предупреждения и защиты информационных прав человека в Российской Федерации.

Автор также солидарен с позицией ученых [8, 10, 12], считающих целесообразным введение в России должности уполномоченных по правам национальных меньшинств, правам мигрантов, защите прав местного самоуправления и др., а также их тесному взаимодействию с органами прокуратуры, которые выполняют правозащитную функцию и участвуют в разработке, принятии, издании правовых актов в сфере соблюдения законных интересов граждан [11].

Вместе с тем, на сегодняшний день, наибольшее количество жалоб поступает к Уполномоченным по правам человека в сфере социального обеспечения и защиты социальных прав граждан. Поскольку, в соответствии со статьёй 7 Конституции РФ, Россия провозглашается социальным государством, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, то полагаем возможным введение в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации должности Уполномоченного по труду и социальной защите, которые будут представлять и обеспечивать законные интересы социально незащищённых групп населения в Российской Федерации (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, студентов, учащихся, членов многодетных и малообеспеченных семей).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г.: [в ред. от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 9 (3 марта). Ст. 851.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009. — 800 с.
  3. Бондаренко О. А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / О. А. Бондаренко. — Челябинск, 2012. — 26 с.
  4. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ 2016 г [Электронный ресурс] — СПС КонсультантПлюс (21.11.2016).
  5. Евдокимов К. Н. К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // ГлаголЪ правосудия. 2015. № 2 (10). С. 62–64.
  6. Евдокимов К. Н., Таскаев Н. Н. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. Иркутск, 2016. С. 66–74.
  7. Колосов А. В. О правовых основах деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка / А. В. Колосов // Сибирский юридический вестник. — 2012. — № 1. — С. 4.
  8. Конституционное право: учебное пособие [Юрковский А. В., Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Онохова В. В., Праскова С. В., Суркова И. С., Тирских М. Г., Шаламова А. Н.]. — Иркутск, 2015. 611 с.
  9. Личковаха А. В. Ключевые показатели эффективности деятельности уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации (на примере Дальневосточного федерального округа) / А. В. Личковаха // Административное и муниципальное право. — 2015. — № 10. — С. 1055–1060.
  10. Муниципальное право России: учебное пособие [Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И., Юрковский А. В., Юрковский А. В.]. — Иркутск, 2014. 327 с.
  11. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского [Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М., Кузьмин И. А., Любушкина В. П.]. — Иркутск, 2014. 239 с.
  12. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Административное право. — Иркутск, 2012. 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, правам человека, защиты прав, прав человека, Конституции РФ, свобод человека, защиты прав человека, института омбудсменов, защите прав, защите прав предпринимателей, Президенте Российской Федерации, правам ребёнка, прав граждан, Юрковский А, защиты прав граждан, дополнительной защиты прав, института омбудсмена, деятельности института омбудсменов, Конституции Российской Федерации, омбудсменов Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос