Авторы: Рассохина Анна Александровна, Лукьянченко Наталья Юрьевна

Рубрика: 10. Арбитражно-процессуальное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Рассохина А. А., Лукьянченко Н. Ю. Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 103-106.



В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимателей. Освещены основные задачи бизнес-омбудсменов.

Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, бизнес- омбудсмен, предприниматель, защита прав и законных интересов, поддержка предпринимательства

Впервые термин омбудсмен появился в 19 веке в Швеции и трактовался как гражданское или должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. [1, с.9]

В настоящее время институт омбудсмена существует более чем в 50 государствах, как в монархиях, так и в республиках.

Для Российской Федерации 2012 год ознаменовался одним из ключевых событий, связанных с государственной поддержкой бизнеса. Так как именно в этом году впервые был создан институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. [2, c.102]

В своем выступлении на международном экономическом форуме Президент РФ Владимир Владимирович Путин заявил, что проблемы предпринимателей, столкнувшихся с нарушением своих прав, коррупцией, бюрократическим давлением необходимо немедленно решать, именно поэтому создается специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей, который получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты и обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников [3].

С 22 июня 2012 года Указом Президента РФ на данную должность был назначен Борис Титов.

Правовую основу деятельности Уполномоченного составляет Федеральный Закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Законопроектом должность определяется так: «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации».

Бизнес-омбудсмен назначается на должность Президентом РФ сроком на 5 лет, прекращение полномочий осуществляется также по решению Президента РФ. Лицо может занимать данную должность не более 2 сроков подряд.

Закон также содержит четкие требования к кандидату на должность Уполномоченного. Во-первых, претендовать на должность может только гражданин Российской Федерации с высшим образованием, достигший 30 лет. Во-вторых, лицо не может быть членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Лицо может заниматься только преподавательской, научной или творческой деятельностью.

Основными направлениями деятельности бизнес-омбудсмена являются следующие закрепленные в законе положения:

– защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

– контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей;

– содействие развитию общественных институтов, которые ориентированы на защиту прав и интересов данных субъектов;

– взаимодействие с предпринимательством;

– участие в реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности [4].

Помимо данных задач, указанных в ФЗ, законы субъектов могут закреплять и иные, решение которых войдет в компетенцию региональных Уполномоченных. Например, обратимся к Закону Краснодарского края от 2 октября 2013 года «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае». Данный правовой акт закрепляет ряд других задач, таких как: пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; правовое просвещение предпринимателей по поводу их прав и способов защиты; содействие улучшению делового и инвестиционного климата в крае; информирование общественности края о соблюдении и защите прав субъектов предпринимательской деятельности [5].

В отличие от Российской Федерации в США не существует отдельной структуры, которая бы занималась вопросами защиты бизнеса в целом. Особой охране подлежит только малый бизнес, для осуществления этих целей действует Администрация США по вопросам малого бизнеса, а в ней имеется и интересующий нас пост Национального омбудсмена. Данная структура является федеральным агентством, а один из заместителей руководителя агентства и является Национальным омбудсменом [6, c.88].

Первым законом, регулирующим деятельность омбудсмена в США, стал Закон 1980 года. Он регламентировал гибкое применение мер регулирования в отношении малого бизнеса. В дальнейшем помощь малому бизнесу в США только набирала обороты, поэтому в 1996 году был принят Закон по обеспечению справедливой правоприменительной практики в отношении малого бизнеса, который предписал органам исполнительной власти сократить штрафы для малых предприятий.

Основная задача Национального омбудсмена — помощь владельцам малого бизнеса, некоммерческим организациям и небольшим муниципальным предприятиям, поскольку они в своей работе сталкиваются с необходимостью правильного понимания и выполнения требования норм федерального права, оспаривания решений федеральных регуляторов. Данная деятельность содействует процветанию подобных компаний на рынке [7].

В соответствии с законодательством Российской Федерации законом субъекта Российский Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. В США же сам руководитель Агентства назначает региональные советы по обеспечению справедливой правоприменительной практики в отношении малого бизнеса. Такие советы действуют только в 10 региональных центрах.

Во Франции с 2002 года был учрежден институт омбудсмена министерств экономики и бюджета. А уже через два года создан «Клуб омбудсменов государственной службы», в него входят омбудсмены многих государственных предприятий.

Налоговый омбудсмен — это второе название должности бизнес-омбудсмена в Грузии. Данный институт появился благодаря начатой налоговой реформе и учрежден в 2011 году Налоговым кодексом. В законе четко прописано, что обязанностями омбудсмена является надзор за защитой прав и законных интересов налогоплательщиков в Грузии, выявление нарушения прав и содействие их восстановлению.

В этом и заключается особенность института омбудсмена в данном государстве, ведь он решет проблемы только в сфере налогообложения и не включается в урегулирование остальных проблем бизнеса [8, c.56].

В Великобритании действует Адъюдикатор, который рассматривает жалобы против Управления налогов и таможни, Государственного управления по оценке и Управления по банкротству. Региональные офисы располагаются в Дерби, Ноттингеме, Ливерпуле и Ньюкасле.

Во многих странах данный институт представляет собой услугу посредничества между бизнесом и правительственными органами, в большинстве случаев, предоставляется она торгово-промышленными палатами, действующими на региональном уровне. Такая тенденция имеет место, например, в Испании и Австрии.

С недавнего времени институт бизнес-омбудсмена начал действовать и в Европейском Союзе. Назначается Европейским парламентом сроком на пять лет. Он принимает жалобы на действия институтов Европейского Союза как от физических лиц, так и от компаний, зарегистрированных в Европе. Но существуют и ограничения, омбудсмен не вправе вмешиваться в судебное разбирательство и сомневаться в решении суда Европейского Союза [9].

У Европейского омбудсмена, так же, как и у омбудсмена во Франции отсутствует региональное представительство. В Грузии тоже нет регионального офиса, что обусловлено небольшим размером страны.

Что касается регионального развития института в Российской Федерации, то этот вопрос федеральный закон относит к компетенции субъектов РФ. Например, в Краснодарском крае деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей осуществляется на основании Закона Краснодарского края от 2013 года. С декабря 2013 года данную должность занимает Игорь Якимчик.

Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей уже зарекомендовал себя с положительной стороны во многих зарубежных государствах как эффективный инструмент решения проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе своей деятельности. И, хотя, официальные названия должности во всех странах различаются, цель у государств одна — осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов бизнеса. С учетом зарубежного опыта, хочется надеяться, что учреждение данного института в Российской Федерации приведет только к положительному развитию бизнеса в целом.

Литература:

  1. Хаманева Н. Ю. Уполномоченный по правам человека — защитник прав граждан. // М.: Институт государства и права РАН, Серия «Новое в юридической науке и практике».1998.
  2. Палагина А. Н. Особенности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России и за рубежом // Креативная экономика. — 2013. — № 7 (79).
  3. Об уполномоченном // Бизнес-омбудсмен. URL: http://ombudsmanbiz.ru/ob-upolnomochennom/ (дата обращения: 29.11.2016).
  4. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.
  5. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 2 октября 2013 г. № 2801- КЗ. // Российская газета. 04.10.2013г.
  6. Самусик А. М. Особенности функционирования института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена) в зарубежных странах. // Евразийская адвокатура. 2015. № 6 (19).
  7. Моргнер М., Крылова Д. В. Сравнительный анализ: “Международный и Российский опыт: полномочия, компетенция и деятельность института бизнес омбудсмена”. // Аналитический документ ПРЕКОП РФ.https://www.coe.int/PRECOP/ECCU-2312-PRECOP-TP1–2013-RUS.pdf
  8. Палагина А. Н. Совершенствование условий для развития малого и среднего бизнеса через институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. // Российское предпринимательство. — 2013. — № 15 (237).
  9. Статус Европейского омбудсмена [Электронный ресурс]. // URL: http://www.ombudsman.europa.eu/en/ resourœs/statute.faœs.
Основные термины (генерируются автоматически): защите прав предпринимателей, Российской Федерации, законных интересов, предпринимательской деятельности, Президенте Российской Федерации, субъектов предпринимательской деятельности, малого бизнеса, отношении малого бизнеса, защита прав, правам предпринимателей, соблюдением прав, законных интересов субъектов, защите прав субъектов, интересов субъектов предпринимательской, институт омбудсмена, законных интересов предпринимателей, Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, Национального омбудсмена, Российской Федерации законом.

Ключевые слова

предприниматель, уполномоченный по защите прав предпринимателей, защита прав и законных интересов, бизнес- омбудсмен, поддержка предпринимательства

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос