Возникновение института уполномоченных по правам человека в политической системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Василенко К. А., Илларионова Ю. В. Возникновение института уполномоченных по правам человека в политической системе // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 338-340. — URL https://moluch.ru/archive/207/50795/ (дата обращения: 22.10.2019).



В статье анализируется процесс возникновения в политической системе современного российского общества нового для нашей страны государственного правозащитного механизма — института Уполномоченных по правам человека в политической системе.

Ключевые слова: Омбудсмен, Уполномоченный, права, человек, государство, общество, политическая система.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [1]. Ответственность Российского государства по отношению к человеку и гражданину означает, что органы государственной власти обязаны создать действенный механизм гарантирования прав и свобод человека — систему элементов, направленных на реализацию конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Конституцией учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (омбудсмена).

Первое упоминание об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации в официальных документах происходит осенью 1990 года. В первой редакции проекта новой Конституции РСФСР, подготовленного рабочей группой конституционной комиссии Съезда народных депутатов России, указывается на необходимость введения в России такой должности. В первоначальных вариантах проекта он назывался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих — Парламентским уполномоченным по правам человека или Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека. Официально эта идея впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой Верховным Советом 22 ноября 1991 года.

Предназначение Уполномоченного по правам человека состоит в том, чтобы защищать права и законные интересы личности. В Федеральном конституционном законе сказано, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ говорится об основных направлениях (функциях) деятельности Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный способствует: восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Толкование закона, опыт работы Уполномоченного и его аппарата свидетельствуют о наличии еще, по меньшей мере, четырех направлений деятельности омбудсмена: взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими; взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, именно взаимодействие, а не координация их деятельности, как бы этого кто-либо не желал, поскольку такой функцией Федеральный конституционный закон Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не наделил; взаимодействие с неправительственными правозащитными организациями, иными общественными объединениями, религиозными конфессиями; взаимодействие со средствами массовой информации. Исходя из текста российского закона, есть основания, закрепленные в п. 3 ст. 1 направления деятельности (функции) считать основными, остальные — вспомогательными, сопутствующими, ни в коей мере не умаляя их значения, а исходя из содержания закона.

Целями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются: рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; анализ законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по их совершенствованию; подготовка Уполномоченным ежегодного доклада о своей деятельности, а также специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур; правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, а также информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации [4, с. 235–237].

Законодатель Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 5) предусмотрел право субъекта Российской Федерации в соответствии с его конституцией (уставом) учреждать должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации [2]. Существует ряд факторов, отрицательно влияющих на процесс становления института регионального уполномоченного в нашей стране: отсутствие в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нормы, предусматривающей обязательность учреждения должности Уполномоченного по правам человека во всех субъектах Российской Федерации; нежелание региональной власти иметь независимый контрольный орган; разобщенность правозащитных организаций, вызванная как межличностными проблемами их лидеров, так и объективными обстоятельствами; наличие региональных комиссий по правам человека [2]. Должности уполномоченных по правам человека на сегодняшний день созданы в 60 субъектах Российской Федерации. Институт омбудсмена в Российской Федерации постоянно развивается. Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» учреждена должность специализированного омбудсмена по правам детей [3]. Во многих субъектах Российской Федерации созданы должности специализированных уполномоченных по правам отдельных категорий граждан, которые призваны восполнять пробелы в компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гарантировать права и законные интересы отдельных, наиболее незащищенных социальных групп. Институт омбудсмена необходим и востребован в нашем государстве, заслужил общественное признание, поэтому необходимо более эффективно использовать возможности данного института для защиты прав граждан.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его аппарат не в состоянии отреагировать на каждое нарушение прав человека в пределах всей страны. В связи с этим оптимальный способ организации института уполномоченного предполагает сосуществование и взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Особенность правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации состоит в том, что они являются связующим звеном между гражданским обществом и властью, между гражданином и чиновником; выступают в качестве своеобразного посредника между ними; осуществляют мониторинг действий органов государственной власти с позиции их соответствия закону; вырабатывают и предлагают государственным структурам рекомендации по совершенствованию деятельности; консультируют государственные структуры; способствуют распространению информации и правовому просвещению граждан по вопросам защиты их прав и свобод.

На основании проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию правового регулирования института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нуждается в императивной норме, предусматривающей не возможность учреждения, а именно учреждение должности Уполномоченного по правам человека во всех субъектах Российской Федерации; необходимо формирование и законодательное закрепление системы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, основанной на принципах координации, сотрудничества и взаимопомощи [2].

Таким образом, необходимо более полно и эффективно использовать возможности института уполномоченного по правам человека реагировать на поднимаемые им проблемы в сфере состояния прав и свобод человека и гражданина, что будет являться залогом совершенствования законодательства в целях реализации гуманитарно-правовой стратегии развития России. Совершенствование правового статуса института уполномоченного в Российской Федерации будет способствовать повышению эффективности правозащитной деятельности этого института.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Гарант.
  2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1 ФКЗ // СПС Гарант.

3. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СПС Гарант.

4. Лукашева Е. А. Права человека: Учебник / Е. А. Лукашева — 3-е изд. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 512 с

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, свобода человека, уполномоченный, государственная защита, местное самоуправление, политическая система, должность Уполномоченного, свобода граждан, субъект, государственная власть.


Похожие статьи

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав...

государственная защита, свобода человека, самозащита, ГК РФ, гражданин, свобода, норма, Российская Федерация, государственная власть, местное самоуправление.

свобода человека, гражданин, РФ, орган, уполномоченный...

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Тенденции развития законотворческой инициативы...

Свобода слова как одна из форм реализации...

В данной статье рассматривается нормативно-правовое содержание свободы слова и ее место в системе прав и свобод граждан Российской Федерации. Анализируется рейтинг свободы СМИ...

Реализация прав и свобод человека в части противодействия...

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство, высшая ценность.

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Краснодарский край, общественный контроль, выбор, избирательная комиссия, массовая информация, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, местное самоуправление...

Проблемы в сфере защиты политических прав граждан в РФ

Российская Федерация, гражданин, публичное мероприятие, свобода граждан, государственная власть, политический, РФ, процедура регистрации, общая юрисдикция, вышестоящая комиссия.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина

система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура)

свобода человека, гражданин, РФ, орган, уполномоченный...

Российская Федерация, институт Уполномоченного, защита, уполномоченный, должность Уполномоченного, деятельность Уполномоченного, Россия

Ключевые слова: Омбудсмен, Уполномоченный, права, человек, государство, общество, политическая система.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Российской...

Российская Федерация, институт Уполномоченного, защита, уполномоченный, должность Уполномоченного, деятельность Уполномоченного, Россия, государственная администрация, государственная власть...

Похожие статьи

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав...

государственная защита, свобода человека, самозащита, ГК РФ, гражданин, свобода, норма, Российская Федерация, государственная власть, местное самоуправление.

свобода человека, гражданин, РФ, орган, уполномоченный...

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Тенденции развития законотворческой инициативы...

Свобода слова как одна из форм реализации...

В данной статье рассматривается нормативно-правовое содержание свободы слова и ее место в системе прав и свобод граждан Российской Федерации. Анализируется рейтинг свободы СМИ...

Реализация прав и свобод человека в части противодействия...

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство, высшая ценность.

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Краснодарский край, общественный контроль, выбор, избирательная комиссия, массовая информация, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, местное самоуправление...

Проблемы в сфере защиты политических прав граждан в РФ

Российская Федерация, гражданин, публичное мероприятие, свобода граждан, государственная власть, политический, РФ, процедура регистрации, общая юрисдикция, вышестоящая комиссия.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина

система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура)

свобода человека, гражданин, РФ, орган, уполномоченный...

Российская Федерация, институт Уполномоченного, защита, уполномоченный, должность Уполномоченного, деятельность Уполномоченного, Россия

Ключевые слова: Омбудсмен, Уполномоченный, права, человек, государство, общество, политическая система.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Российской...

Российская Федерация, институт Уполномоченного, защита, уполномоченный, должность Уполномоченного, деятельность Уполномоченного, Россия, государственная администрация, государственная власть...

Задать вопрос