Настоящая статья посвящена проблемам совместного обучения актёров и режиссёров, фундаментальной школе актёрского мастерства, методам и формам занятий, воспитанию всесторонне развитых творческих кадров.
Ключевые слова: актёр, режиссёр, метод, форма, образование, студенты, эксперимент, творчество
This article is devoted to the issues of co-education of actors and directors, the fundamental school of acting, methods and forms of activities, education comprehensively (harmoniously)developed creative personnel.
Key words: actor, director, technique, form, education, students, experiment, creativity
Каждый педагог актёрского мастерства знает, какое особенное значение при воспитании творческой личности имеет среда, в которой он развивается и вырастает. Разумеется, отмечая эту ситуацию, мы не снимаем вопроса о методе руководителя курса, занимающегося преподаванием актёрского мастерства. Однако немалую роль в подготовке отдельного актёра играет и состав курса, на который попадает студент. Именно коллектив отказывает огромное влияние на развитие будущего творца. Сумма индивидуальный и групповых интересов его сокурсников в той или иной степени проецируются и на него. Именно в студенческой группе, где в течение четырёх лет протекает жизнь или деятельность индивида, осуществляется главное воздействие коллектива на личность.
Зрелость или инфантилизм класса, оптимальный или неудачный подбор отдельных студентов становятся, как правило, основной причиной в разнице воспитательного воздействия. Казалось бы, азбучная истина: чем лучше творческие задатки каждого из студентов одного класса, тем более высок уровень студенческой группы как единого целого. Но ведь случается и обратное: едва ли не о каждом студенте мы можем сказать — «она одаренная личность», а курса в целом практически нет. Значит, в конечном счете, и сам выпуск будет малоинтересен. Ибо неумение жить и творить в коллективе на сегодняшний день одно из самых болезненных качеств выпускника театральной школы, пришедшего в профессиональный театр. И напротив — способность молодого актёра быстро адаптироваться, органично войти в труппу, не изменяя при этом своей индивидуальность — несомненно, важное качество профессионализма. Случались слабые выпуски и у очень хороших руководителей. На наш взгляд, причина тому — в сумме индивидуальностей класса, которая коллективом так и не стала…
Мы понимаем, что современный актёр должен быть богатой и разносторонне одаренный личностью, развитой в равной мере интеллектуально и эмоционально, физически и духовно. И тот факт, что он поступает в высшее учебное заведение искусства, где ему предстоит заниматься изучением различных наук — философии, истории и теории искусства, литературы и др. — имеет свою практическую и теоретическую стороны.
При наборе абитуриентов необходима производить углубленные психологические исследования интересов личности — с помощью тестов или иных методик, которые помогли бы и комиссии, и художественному руководителю курса ещё до общеобразовательных экзаменов выявить мыслительные способности будущего студента. Так неминуемо улучшиться качество набора, а отсюда и конечные результаты будут более высокими. Тщательно подобранный состав класса обязательно окажет воздействие и на формирование индивидуальных качеств отдельного студента.
“Режиссёры не могут определить правильно, точно замысел и действенный анализ пьесы. Они должны уметь определить, как должно сложиться действие, идея правильно ли действует актёры. А самое главное в режиссуре — знать где заключена связь режиссерского замысла и действенный анализ спектакля” [1, с. 44].
Среда, в которой вырастет талант студента, неминуемо накладывает свой отпечаток на формирование его индивидуальных качеств. Различия в образовании, убеждениях, мировоззрении, критериях оценок тех или иных явлений искусства и жизни, в нравственных принципах, вкусе, — здесь с течением времени сближаются. Подчас вдруг замечаешь, как к концу обучение студенты начинают унифицировать не только свои взгляды, но и язык, понимая друг друга с полуслова. Вряд ли стоит препятствовать этому, так как здесь не возникает проблемы усреднения, уравниловки. Скорее речь идёт о формировании «группового сознания» или, точнее, «общественного мнения» коллектива, нормам которого подчиняется каждый.
Подчас можно услышать реплики, что некоторые студенты слишком похожи на своего мастера, даже подражают его манерам. А что плохого в том, что ученики стремятся походить на своего учителя? Нет таких гениев, которые не учились бы у своих великих предшественников. И. В. Гёте однажды заметил: когда мы наблюдаем за развитием творчества какого-либо великого художника, то замечаем, что сначала он идёт по пути авторитетов, творивших ранее. Рафаэль не возник из самого себя, он вырос на почве античности итого, что было создано его предшественниками. Вот почему столь велика и ответственна роль педагогов, призванных воспитывать будущих творцов. Мы далеки от мысли о насильственном принуждении сообразовывать мнение студента с собственными взглядами мастера на искусство и жизнь. Важно заставить его поверить твоим истинам м превратить их в свою внутреннюю убежденность. В этом процессе и есть суть коллектива.
“Зрителю важно, чтобы его мысли, то, чем он живёт в жизни, волновало актёра, ате мысли, которыми актёры живут на сцене, волновали зрителя” [2, с. 223].
Азбучная истина гласит: только здоровый коллектив может оказывать активное воздействие на которые индивидуальные интересы, идущие вразрез с общей устремленностью. На моей памяти немало примеров отказа студентов от выгодных приглашений в кино или на телевидение ради интересов класса. Но жизнь чаще даёт обратные примеры. В классе начали работу над оригинальной пьесой, предварительно договорившись, что никто не нарушит репетиционного графика. Но стоило лишь одному нарушить договор уходим съемки, как исчезло желание работать у всех. Здесь возникает проблема степени сознательности отдельного студента, когда от него зависят интересы целого коллектива. Возможно, он и понимает сложившуюся ситуацию даже прилагает усилия, чтобы подчиниться общим интересам. Но пока его понимание не становиться убеждением — значительных результатов ждать не приходиться. Если студент в стенах института не воспитает в себе чувства ответственности пред коллективом, ему будет невыносима трудно работать в театре. Ведь здесь, как ни в одном другом виде искусства, коллективное начало имеет огромное значение.
Итак, коллектив оказывает огромное воздействие на развитие личности. Но не меньшее значение имеет момент, когда личность оказывает непосредственное влияние на коллектив — не только отрицательное, но и положительное.
Воспитывая курс, мы воспитаем коллектив. Ведь важнейшей задачей театрального педагога является не только открытие таланта, но и развитие его. В искренним желании сделать всё возможное для отстающих мы часто забываем о идущих впереди. А ведь должно быть наоборот. Надо делать всё возможное, чтобы поддерживать в первую очередь талантливых! Я не разделяю мнения отдельных педагогов, что после второго года обучения наиболее одаренных студентов надо объединять в отдельную группу, где мастерство вели бы лучшие преподаватели. Такой метод селекции, приятный, к примеру, в спорте, для искусства кажется мне неорганичным.
Было время, когда во всех сферах жизни мы говорили только о роли коллектива. Сегодня не меньшее внимание обращается на отдельную личность. В нем нет грандиозных провалов, но не может быть и достижений.
Зритель — человек капризный. Не верьте, если он говорит, что его привлекает лишь ансамбль. Посмотрев ряд спектаклей интересного коллектива, он так или иначе начинает выделять тех, кто ему понравился более, а кто — менее. И тут взаимосвязь коллектив — личность и личность — коллектив боле чем очевидна. Очень немногим педагогам удается курировать своих учеников в первые самостоятельные годы их работы. Оно и понятно: набран новый курс, выпускники прежнего рассыпались по разным театрам. В лучшем случае мастер может уследить за одним — двумя из своих выпускников, да и то, если они трудятся в столичном театре. Но ведь именно те, кто уехал на периферию, чаще всего нуждаются в поддержке, в верном совете, в справедливой, непредвзятой оценке… Кроме того, на этом пути может быть найдено интереснейшая пища для размышлений. Мы зачастую спешим с диагнозами. Талантливый выпускник может затеряться в весьма рядовой труппе. И напротив — ничем не примечательных в студенческой массе, попав в коллектив доброжелательный, требовательный, творческий, молодой актёр набирает силу и мастерство.
Проблема поставлено, но далеко не исчерпана. Мне кажется, что настала пора организации специальной исследовательской группы, которая проанализировала бы опыт различных театральных педагогов (разный стран и народов), проследила бы развитие отдельных творческих индивидуальностей в определенных студенческих группах и их дальнейшую судьбу. Только проведя подробный и углубленный анализ, мы сможем сделать точные выводы и рекомендации по воспитанию творческого коллектива в стенах вуза искусства в будущем.
Литература:
- Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1982.
- Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. Москва. “Просвещение”. 1978.