Использование лечебного массажа в домашнем врачевании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 18.11.2016

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Чемпалова, Л. С. Использование лечебного массажа в домашнем врачевании / Л. С. Чемпалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 571-574. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35417/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья рассматривает значение массажа, применяемого в домашних условиях, когда пациента трудно доставить в лечебное учреждение. Последовательность приемов и дозировка воздействия на массируемые области.

Ключевые слова: массаж, биологически активные точки, воздействие

Применение массажа — одно из самых древних гигиенических и лечебных средств. И в наше время массаж не утратил своей значимости. Суть его в нанесении дозированных механических раздражений на обнаженное тело различными приемами, выполняемыми руками или специальными массажными аппаратами. Массаж можно рассматривать как пассивную гимнастику кожи, подкожной клетчатки, периферических нервов, сосудов, мышц.

Все его приемы действуют на основе рефлексов, вызывая изменения функционального состояния различных отделов центральной нервной системы и способствуя образованию приспособительных реакций.

В массируемой области образуются биологически активные вещества, участвующие во многих процессах жизнедеятельности организма, расширяются сосуды, усиливается кровообращение, интенсивнее функционируют сальные и потовые железы. Кожа становится эластичной и упругой, увеличивается сила и работоспособность мышц, повышается их тонус. Массаж улучшает общее состояние, снимает усталость. Особенно полезна эта процедура детям с аллергическими проявлениями, различными заболеваниями, травмами.

В зависимости от заболеваний лечебный массаж имеет свою конкретную задачу и методику проведения.

Для профилактики заболеваний, повышения и поддержания жизненного тонуса проводится гигиенический массаж. Этот вид массажа может применяться в форме самостоятельного массажа, с помощью малогабаритных портативных переносных приборов. Для самостоятельного массажа используется аппарат «Вибромассаж» ВМ-1 и ВМИ-1, а также механический аппарат «дорожка-массажер». Сеанс вибромассажа длится не более 20 минут, при этом необходимо постоянно следить за тем, чтобы массируемые части тела (мышцы, суставы) были в расслабленном состоянии. Аппаратный массаж не рекомендуется проводить перед сном.

Гигиенический массаж завершается водной процедурой, которая, являясь дополнительным раздражителем кожи, способствует закаливанию, укреплению нервной системы, бодрствованию. Хорошему самочувствию и настроению.

Гигиенические основы массажа

В домашних условиях лечебный массаж следует проводить в проветренной комнате, светлой, температура воздуха от 20 до 22°. Кушетка, на которой делается массаж, должна иметь основание, высота варьируется от роста массажиста, ширина 50–60 см, длина 185–200 см.

Общий массаж длится от 40 до 60 минут. Начинают массаж из положения на животе, массируют дальнюю часть спины, шею, ближнюю руку, пояснично-крестцовую и ягодичную область, ближнюю ногу.

При исходном положении на спине массируется дальняя сторона груди (не массируется молочная железа, лимфатические узлы), ближайшая рука, конечности. Массаж головы делается в последнюю очередь в исходном положении сидя. Выполнение массирующих приемов распределяется по времени — таким образом: для человека весом 60 кг спина массируется — 8 минут, таз — 3 мин., шея, голова — 4 мин. Для пациента весом 100 кг на массаж спины затрачивается 14 минут, таз — 5,5 мин., ноги — 22,5 мин., руки — 14 мин., живот — 3,5 мин., шея, голова — 5 минут.

Делать массаж необходимо двумя руками, осязая массируемую часть тела, концентрировать внимание на больного, не вести посторонних разговоров. Можно включать спокойную мелодию с согласия массируемого. Перед выполнением массажа необходимо вымыть руки с мылом, тщательно. На руках не должно быть колец, браслетов, других украшений, ногти подстрижены во избежание микротравм, ранений на коже пациента. При потливости ладоней пользуется салициловым порошком, 1 % раствором формалина, можно осушить одеколоном.

Поза массируемого должна быть удобной, расслабленной, что немаловажно для эффекта и пользы массажа.

Применяя лечебный массаж и домашних условиях, необходимо помнить о противопоказаниях:

  1. Общее недомогание, температура.
  2. Чрезмерное физическое и нервное утомление.
  3. Острые процессы (сильные боли, отеки).
  4. Кровотечения или угроза кровотечения (язва желудка, варикозное расширение вен, заболевание сосудов, ангина, воспаление в лимфатических узлах).
  5. Патология нервной системы (состояние аффекта, сексуальные неврозы, чрезмерная апатия).
  6. Заболевания кожи (мокнущие, гнойничковые, венерические, грибковые заболевания).
  7. Повышенное давление (подход к лечению при повышенном давлении индивидуальный).
  8. Онкологические заболевания.

Основные приемы лечебного массажа

К основным приемам лечебного массажа относятся:

  1. Поглаживание.
  2. Растирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрация.

Поглаживание — это прием, с которого начинается и заканчивается процедура, а также им перемежаются все остальные приемы. Прием поглаживания медленный — 22–24 движения в минуту. Ладонь массирующей руки скользит по коже, не смещая и не собирая ее в складки. Кисть предельно расслаблена, движения выполняются без напряжения. Поглаживание успокаивающе действует на нервную систему.

Растирание — этот прием выполняется более энергично, чем поглаживание, кисть не скользит по коже, а перемещаясь прямолинейно или круговыми движениями, образует впереди себя кожаную складку в виде валика и осуществляет смещение или растяжение кожи. Захватывается подкожная клетчатка и поверхностный слой мышц. При растирании повышается температура на 3–5 градусов, что приводит к усиленному кровообращению и, следовательно, доставляется больше кислорода, питательных и химических активных веществ, быстрее выводятся (удаляются) продукты обмена.

Растирание способствует скорейшему рассасыванию затвердений, патологических отложений и скоплений жидкости в тканях, особенно в области суставов.

Разминание — этот прием состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании и растяжении тканей.

На этот прием отводится 60 % времени от общего сеанса массажа. Под влияние разминания улучшается кровообращение не только массируемого участка, но и близлежащих, что способствует энергичному рассасыванию патологических отклонений, активизации окислительно-восстановительных процессов, улучшению питания тканей. Этот прием способствует возбуждению рецепторов мышечной ткани, сухожилий, связок, суставных сумок, Фасции, надкостницы, вследствие чего создаются условия, при которых изменяется состояние центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата.

Вибрация — включает приемы, при выполнении которых в массируемой ткани возникают колебательные движения.

Под влиянием вибрации усиливаются обменные и регенеративные процессы, отмечается прилив артериальной крови к массируемому участку, улучшается питание тканей, сокращаются сроки образования костной мозоли при переломах.

Вибрация снижает утомление, ускоряет восстановительные процессы в тканях.

Разумеется, в этой небольшой работе невозможно в полном объеме раскрыть такую сложную тему, как лечебный массаж. Задача авторов была скромнее: дать общие представления о лечебном массаже, рекомендации по применению его в домашних условиях.

Сегодня недостаточно пассивно следовать назначениям врача, родители должны стать его активными помощниками в борьбе за здоровье ребенка, а для этого надо знать причины и следствия заболевания и уметь им противостоять. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Самое надежное и эффективное средство профилактики ОРВИ — повышение сопротивляемости ребенка средствам физкультуры, закаливания, массажа.

В период болезни полезно регулярно массировать лицо и крылья носа. Такой массаж помогает избавиться от насморка значительно быстрее, чем обычно, и инфекция не успевает опуститься ниже — в трахею, бронхи.

Массаж лица при ОРВИ (обострении рено-вирусной инфекции)

  1. Массаж крыльев носа. Ребенок сидит на стуле, мать стоит или сидит напротив ребенка. Массаж выполняется средними фалангами согнутых указательных пальцев круговыми движениями со скоростью 130 -150 об/мин. (2,5 об/сек.). Массировать надо до появления тепла (1–15 мин.). Самостоятельный массаж проводят боковой поверхностью фланг согнутых больших пальцев.
  2. Массаж лица. Ребенок сидит на стуле, мать стоит или сидит напротив ребенка. Массаж проводиться 3, 4 и 5-м пальцами, одновременно обеими руками от переносицы к углам рта: поглаживание (5 с.), энергичное растирание до появления тепла (20 с.), поглаживание (5 с.). Аналогично проводится самостоятельный массаж.
  3. Массаж лица под глазами. Ребенок сидит на стуле, мать стоит позади него. Массаж выполняется 2, 3, 4 и 5-м пальцами от переносицы до уха одновременно обеими руками: поглаживание (5 с.), энергичное растирание до появления тепла (20 с.), поглаживание (5 с.). Аналогично проводится самостоятельный массаж.
  4. Массаж лба. Ребенок сидит на стуле, мать стоит позади него. Массаж выполняется подушечками пястно-фаланговых суставов 2, 3, 4 и 5-го пальцев одной руки круговыми движениями вдоль лба со скоростью 100–130 об/мин. (около 2 об/сек.). Другая рука поддерживает голову ребенка. Поглаживание (5 с.), растирание (20 с.), поглаживание (5 с.). Аналогично проводиться самостоятельный массаж.

После перенесенного заболевания ребенок должен возвращаться к обычному образу жизни постепенно. Постепенно надо включать и занятия физической культурой.

Предпочтительнее включать такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Физическое упражнение для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренного сустава. Выполнять следует в такой последовательности: Вначале подтягивания, затем упражнения рук и плечевого пояса, туловища и ног. Упражнения постепенно усложняются, ускоряют и темп движений. Упражнения, требующие большого эмоционального и физического напряжения (бег, прыжки), участие в соревнованиях после болезни противопоказаны. О длительности щадящего режима необходимо советоваться с лечащим врачом.

Надеемся, что наши советы помогут родителям укрепить защитные силы организма ребенка с помощью доступных средств: физкультуры, массажа, закаливания, имеющих несомненное преимущества перед лекарствами и препаратами.

Литература:

  1. Ануфриева М. А. Все виды массажа / М. А. Ануфриева. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — 798 с.
  2. Брег П. С. Позвоночник — ключ к здоровью / П. С. Брег. — Санкт-Петербург: Золотой век. 1999. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лечебный массаж, самостоятельный массаж, массаж, прием, массаж лица, мина, нервная система, поглаживание, появление тепла, ребенок.


Ключевые слова

массаж, воздействие, биологически активные точки

Похожие статьи

Основополагающие реабилитационные мероприятия при плоскостопии

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при плоскостопии, основные виды и степени плоскостопие, методы устранения данной патологии с помощью разработанного комплекса физических упражнений.

Преимущества использования арт-терапии в работе психолога с детьми, пострадавшими от насилия

В статье рассматриваются особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия; направления арт-терапевтических методов в работе с психологической травмой ребенка.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Физическая реабилитация спортсмена при повреждении мениска

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при повреждении мениска.

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Похожие статьи

Основополагающие реабилитационные мероприятия при плоскостопии

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при плоскостопии, основные виды и степени плоскостопие, методы устранения данной патологии с помощью разработанного комплекса физических упражнений.

Преимущества использования арт-терапии в работе психолога с детьми, пострадавшими от насилия

В статье рассматриваются особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия; направления арт-терапевтических методов в работе с психологической травмой ребенка.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Физическая реабилитация спортсмена при повреждении мениска

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при повреждении мениска.

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Задать вопрос