Библиографическое описание:

Фадеева Е. С., Мусагитова Л. Проблемы правового регулирования образовательного кредитования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №23.1. — С. 61-63.



Образование является общественным благом, к получению которого стремится большинство людей. Однако образование не всегда является доступным каждому. Речь идет, прежде всего, о высшем образовании, получить которое каждый гражданин может на платной основе, что в настоящее время является распространенным явлением. Проблему доступности высшего образования призвана решить система образовательного кредитования. В юридической науке признается, что использование образовательного кредита является наиболее эффективным способом выполнения условия об оплате обучения в договоре об оказании платных образовательных услуг [1].

Федеральным законом «Об образовании в РФ» официально закреплена возможность кредитования в сфере образования [11]. Образовательные кредиты являются целевыми и предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по образовательным программам. Предоставление образовательного кредита считается мерой социальной поддержки и стимулирования обучающихся.

Федеральным законом «Об образовании в РФ» предусмотрено два вида образовательных кредитов в зависимости от цели кредита: основной (направлен непосредственно на оплату обучения в образовательной организации) и сопутствующий (направлен на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения). Для российского законодательства идея сопутствующего образовательного кредита как самостоятельного вида кредита является новеллой.

Впервые идея образовательного кредита в России была отражена в Законе РФ «Об образовании» [7]. В связи с появлением и развитием платного образования в начале 2000-х гг. были предложены первые программы образовательного кредитования [2, с. 52].

Предоставление образовательного кредита связано с определенными рисками для кредитора, что обусловлено специфичными условиями подобных договоров, в частности длительным сроком выплаты кредита, а также риском его невозврата [3, с.74]. Устранение подобных рисков возможно при участии государства.

Таким образом, в зависимости от участия государства в процессе кредитования можно выделить два вида образовательных кредитов: обычный образовательный кредит и образовательный кредит с государственной поддержкой. Если обычный образовательный кредит регулируется в основном нормами ГК РФ, то правовое регулирование образовательного кредита с государственной поддержкой является специальным.

В 2006 году Министерством образования и науки РФ была разработана Концепция государственной поддержки образовательного кредитования, а в период с 2007 по 2013 годы в целях разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования Правительством РФ было утверждено Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию [6].

В соответствии с указанным Положением под договором образовательного кредита понимался заключенный между банком и заемщиком кредитный договор, по которому единственным способом обеспечения исполнения обязательства является поручительство. В качестве поручителя могло выступать только соответствующее определенным критериям юридическое лицо. Государственная поддержка выражалась в форме субсидии, предоставляемой поручителю для возмещения части расходов за счет средств федерального бюджета.

По окончании эксперимента Правительством РФ были утверждены Правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования [8]. В качестве мер государственной поддержки Правилами предусмотрено предоставление субсидий уже не поручителям, а банкам. При этом субсидии предоставляются для возмещения части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам и части затрат по невозвращенным образовательным кредитам.

Порядок предоставления субсидий банкам для возмещения затрат по образовательным кредитам установлен Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки, утвержденными Министерством образования и науки РФ, которые, в свою очередь, регулируют порядок предоставления субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки и являются довольно общими. Субсидии предоставляются на основании договора, заключенного между Министерством и банком — получателем субсидий [9].

Для того чтобы претендовать на получение субсидии, банк должен соответствовать целому ряду установленных критериев. Ряд требований также предъявляется к образовательной организации.

Более того, для предоставления государственной поддержки обязательным условием является наличие трехстороннего соглашения об информационном сотрудничестве между Министерством образования и науки РФ, банком и организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Именно с тем, что заключение подобных соглашений не является распространенной практикой, связано отсутствие широкого использования образовательных кредитов с государственной поддержкой.

В совокупности процесс получения государственной поддержки образовательного кредита представляет собой сложный процесс, в котором необходимо соблюдение баланса интересов в системе взаимоотношений «заемщик — организация, осуществляющая образовательную деятельность — банк — государство». На основании вышеизложенного, доступность образовательного кредита с государственной поддержкой в настоящий момент вызывает сомнение.

В сложившейся ситуации все более распространенными становятся образовательные кредиты без государственной поддержки. Такие кредитные договоры заключаются между заемщиком и банком, и регулируются положениями ГК РФ, что подтверждается соответствующей судебной практикой. Более того, к отношениям, возникающим из обязательств по договору образовательного кредита, могут применяться нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» [10].

Однако условия предоставления образовательных кредитов без государственной поддержки в большинстве случаев являются неприемлемыми для большинства обучающихся [4, с. 119]. В связи с этим для решения проблемы доступности высшего образования необходимо развитие и распространение именно образовательных кредитов с государственной поддержкой.

Эффективность ныне действующей системы образовательного кредитования и, как следствие, реализация права на образование зависят от решения ряда вопросов. Правовое регулирование в сфере образования носит комплексный частно-публичный характер, что, непременно, должно отражаться и на правовом регулировании в сфере образовательного кредитования.

По нашему мнению, правовое регулирование в сфере образовательного кредитования должно основываться на следующих принципах:

 комплексности, то есть гармонично сочетать в себе публичные начала, заложенные в Федеральном законе «Об образовании в РФ», и частно-правовой характер норм ГК РФ;

 общедоступности, то есть обеспечивать реальную возможность получения образовательного кредита;

 неоднократности, то есть предоставлять возможность получения образовательного кредита, в том числе с государственной поддержкой, при получении нескольких уровней образования.

В настоящий момент неурегулированными являются многие вопросы, возникающие при реализации правоотношений в рассматриваемой сфере. В частности, нерешенным является вопрос судьбы образовательного кредита при изменении отношений по оказанию платных образовательных услуг, при приостановлении действия соответствующего договора об образовании (в случаях предоставления академического отпуска, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком).

В литературе предлагается решить подобные вопросы путем принятия Федерального закона «Об образовательных кредитах» [5, с. 150]. Подобная идея представляется разумной, так как именно принятие специального нормативно правового акта, а именно федерального закона, позволит разрешить многие вопросы, возникающие при реализации рассматриваемых правоотношений. Регулирование может быть направлено на упрощение и конкретизацию порядка предоставления субсидий в рамках государственной поддержки образовательного кредитования. Кроме того, возможно включение условий и критериев, закрепляющих отличия образовательного кредита от потребительского, что позволит сделать образовательный кредит как с государственной поддержкой, так и без нее более доступным.

Таким образом, развитие системы образовательного кредитования должно происходить путем совершенствования нормативно-правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, будет содействовать реализации конституционного права граждан на образование.

Литература:

  1. Ершов В. С. Правовое регулирование договора об оказании платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. юрид. наук.М., 2010.27 с.
  2. Литвинова Т. П. Развитие системы образовательного кредита в Российской Федерации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 2. С. 52.
  3. Левашов Е. Н. Риски образовательного кредитования // Инновационная наука. 2015. № 10–2. С. 74.
  4. Седова М. Л. Роль образовательного кредита в обеспечении доступности высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 119.
  5. Спиридонова Н. Ю. Образовательный кредит как средство обеспечения доступности высшего профессионального образования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. С. 50.
  6. Постановление Правительства РФ от 23.08.2007. № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 35. Ст. 4317. (утратило силу)
  7. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150. (утратил силу)
  8. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования»
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 277 (ред. от 11.09.2015 г.) «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки»
  10. Решение Кировского районного суда г. Перми от 14.05.2015 г. Дело № 2–811/2015. URL: https://rospravosudie.com/court-kirovskij-rajonnyj-sud-g-permi-permskij-kraj-s/act-487033391/ (дата обращения 29.11.2015)
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного кредита, образовательного кредитования, государственной поддержки образовательного, поддержки образовательного кредитования, государственной поддержкой, высшего профессионального образования, образовательных кредитов, Предоставление образовательного кредита, получения образовательного кредита, предоставления государственной поддержки, системы образовательного кредитования, сфере образовательного кредитования, предоставления образовательных кредитов, возможность получения образовательного, Собрание законодательства РФ, идея образовательного кредита, использование образовательного кредита, образовательного кредита связано, поддержки образовательного кредита, ГК РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос