Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста
Встатье рассматривается проблема воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и формирование основ экологического мировоззрения. Представлен практический опыт формирования культурно-экологического воспитания через организацию мини-экспедиций экологической направленности.
Современная экологическая ситуация в мире далеко не оптимистична. Экологическое воспитание считается учёными составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальностей обозначенной проблемы, со всей остротой встаёт вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.
Проблемы экологического образования и воспитания находятся в центре внимания международного сообщества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Жизнь человека тесно связана с природой, которая для неё всегда была источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека к природе и связанных с низким образовательным уровнем населения.
Научные оценки глобальной современной экологической ситуации не оптимистичны. Они заставляют задуматься каждого человека, который болеет за будущее своих детей, внуков, всей планеты. Именно поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, уметь жить в гармонии с природой, чувствовать себя её частью, для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать это надо с раннего детства. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, со всей остротой встаёт вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.
Ещё 20–30 лет тому назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты — биологи, а сейчас этот термин прочно вошёл в нашу жизнь, и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию».
С выходом в свет законов РФ № 7 –ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей природной среды», где четко определена «необходимость создания системы непрерывного экологического образования с целью развития экологической культуры народов».
Закон «Об образовании» и постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/ 1–6) красноречиво говорят о том, что экологическое образование постепенно становится одним из основных направлений в работе дошкольных учреждений.
Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или ойкос — дом; «логос» — знание, наука) был введён в 1886 году. Известный немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель определил экологию как науку, изучающую отношения организмов с окружающей средой: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической».
Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:
— всё связано со всем;
— всё куда-нибудь девается»
— всё что-нибудь да стоит;
— природа знает лучше.
В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова, Г. А. Ягодин, С. Н. Глазачев). Признается всеми аксиома: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т. к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания — стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ, в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными парциальные программы экологического воспитания. Исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию. Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т. В. Потапова). Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В. И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Учитывая всё это, считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста — важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Одной из важных особенностей дошкольников является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. Ребенок не отделяет свое «Я» от окружающего мира, его отношение эмоционально-чувствительное и практически действенное.
Психолого-педагогическими основами формирования первичных экологических представлений у дошкольников являются идеи ведущих учёных С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, М. М. Поддъякова, В. В. Давыдова.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско — творческое отношение к миру [9, с.19]. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детских мини-экспедиций в практику работы с дошкольниками.
Наш детский сад апробировал парциальную программу экологического образования детей Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа», работая в тесном сотрудничестве с автором программы.
Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.
С целью воспитания основ экологической культуры подрастающего поколения в детском саду № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области были разработаны мини-экспедиции. Данная форма воспитания дошкольников реализуется с использованием ряда современных образовательных технологий, в том числе, творческой, экспериментально-практической и проектной деятельности.
Цель: Выделить основные направления использования метода проектов, как способа экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи:
— Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
— Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
— Развивать мышление, речь — суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений (гипотез), отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
— Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи, с чем перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача — экологическое воспитание подрастающего поколения. Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека и природы. Поэтому очень важно уже с раннего возраста формировать у детей понимание того, что человек является жителем не только своей квартиры, но и общего дома — планеты Земля.
Маленькому ребенку интересно все в окружающем его мире, он радуется солнышку, зеленой траве, щебечущим птицам — мир малыша прекрасен, важно это чувство прекрасного у дошкольников поддерживать и развивать. В то же время необходимо показать ребенку пути взаимодействия с миром природы, раскрыть внутренние связи различных подструктур, входящих в понятие «природные объекты», выработать у него стремление к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые бы привели ребенка к позитивному взаимодействию с ними.
Для решения этой важной задачи в нашем дошкольном учреждении был разработан и апробирован проект «Воспитание эмоционально-ценностного отношения дошкольников к природе», реализация которого предполагала создание экологической тропы «Экспедиция в мир природы».
Наши проекты рассчитаны на очень тесное сотрудничество с семьей. Только опираясь на семью, совместными усилиями может решиться главная задача — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В начале работы совместно с инструктором по физической культуре детского сада мы родителям предложили анкету «Экологическое образование в семье». Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
2. Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
3. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
4. С какой целью?
5. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
6. Где ребенок обычно проводит лето?
7. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
8. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду
В анкетировании приняло участие 20 родителей.
После обработки анкет были получены следующие результаты:
67 % опрошенных родителей — осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.
23 % — имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.
10 % — понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.
Цель проекта: Формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе.
Задачи проекта:
- Формирование у дошкольников системы экологических знаний и представлений;
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее);
- Освоение норм поведения в различных экосистемах и соблюдение их в практической деятельности;
- Воспитание бережного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить поступки сверстников и действия других людей по отношению к природе);
- Развитие наблюдательности, умения видеть и делать выводы относительно взаимосвязи явлений в природе;
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, охране и защите природы.
Экологическая тропа «Экспедиция в мир природы» стала «учебно-экспериментальной лабораторией» нашего детского сада. Этим определился ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп. Большое внимание было уделено эстетической выразительности окружающего ландшафта и информационной ёмкости маршрута.
Экологическая тропа была разработана таким образом, чтобы она была доступна для посещения детей, как с воспитателями, так и с родителями. Маршрут проложен в естественных и искусственно созданных условиях на территории детского сада.
Современное экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе, который должен обеспечить овладение детьми необходимыми практическими умениями и навыками экологически-ориентированной деятельности, развитие способности к самостоятельному выбору объектов, приложения сил.
Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе непосредственного общения с природой во время экскурсий и походов становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды и оздоровлению своего организма.
С одной стороны, такая деятельность — своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».
Педагогическая целесообразность организации и проведения экскурсий и походов в природу основана на уникальной системе экологического воспитания В. А. Сухомлинского. Основа этой системы — воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития.
Экскурсии и походы (мини-экспедиции) в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые протекают в природе.
Мини-экспедиции в природу имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и оздоровительные, и воспитательные. Надо уже с детского сада воспитывать в детях любовь к природе, желание вести здоровый образ жизни, помогать им, видеть прекрасное в окружающей их природе, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности походов-экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.
Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.
Походы сложнее в организации, поэтому могут проводиться реже, чем экскурсии.
Результативность применения экскурсии и похода обеспечит грамотная реализация педагогом — воспитателем всех их этапов.
Первый этап — подготовительный.
Основная задача педагога на данном этапе — организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Так же в этот этап входят подготовка воспитателя и детей.
Второй этап экскурсии и похода — организацияпознавательной и практической деятельности детей.
Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать наблюдение,
сопровождающееся беседой.
Третий этап — заключительный.
Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми.
Экскурсии и походы в природу будут эффективным средством экологического образования дошкольников только при условии их методически грамотной организации и систематического применения.
С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам. «Институтом усовершенствования» называют туризм, потому что он дает человеку знания, развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира. Человек должен как можно раньше испытать радость путешествия, преодолеть как можно больше расстояний. Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.
Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у дошкольников сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края.
Этапы реализации проектной деятельности.
1. На первом этапе мы накапливаем знания о туризме: оздоровительная роль туризма, «Как мы путешествуем семьёй», словарь юного туриста, фото выставки, экскурсии. От познавательных занятий: легенды, игры, песни, загадки, стихи. Упражнения в упорах и подтягивание, упражнения в парах на тренажёрах. Метание в цель, даль.
2. На втором этапе организуем совместные прогулки с родителями: «путешествие в зимний парк», формируем первоначальные туристические навыки: правила поведения туристов в походе; основы безопасности, ориентировка по плану-карте, где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые прошли. Проводим специальные виды упражнений: эстафеты туристические, эстафеты с лазанием, перетягивания каната, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом. Быстрая ходьба по 3 человека.
3. На третьем этапе продолжаем формирование туристических навыков. Песни, речёвки, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересечённой местности. Круговая тренировка, эстафеты: «К походу готов», «Туристы на учениях». Челночный бег с максимальной скоростью.
Основы безопасности в природе.
4. На четвёртом этапе закрепляем полученные туристические навыки: подготовка снаряжения «Что возьмём с собой в поход?», личное снаряжение и уход за ним, укладка рюкзака, разработка маршрутов, туристические знаки. Передвижение с рюкзаками по пересечённой местности. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Виды туристического ориентирования.
Формирование экологической культуры и начало её становления падает на первые семь лет жизни ребёнка. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека. Закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста обладает большими возможностями и перспективой. На протяжении многих лет мы работаем по проблеме оздоровления и экологической безопасности детей. Мы стремимся к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Большое внимание нами уделяется экологическому воспитанию детей: формируется познавательный интерес к природе и бережное отношение к ней. Основными задачами, которые мы ставили при работе с детьми дошкольного возраста — это уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. Такие как «Поможем природе!», «Растения просят помощи» и т. д.
Результат. Вкачестве итога работы с дошкольниками планируется создать «Модель готовности к охране природы выпускника детского сада — ожидаемый результат, у которого будет сформирован системой экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные экологические умения, дети будут сами оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастной особенности. В ходе целевых прогулок к экологическим объектам происходит знакомство детей с нормами поведения в природе. В природе быть вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, садовых, луговых) — старайся ничего кроме знаний и впечатлений не уносить с тропинки — замечай, запоминай, зарисовывай интересное — оставь природу в сохранности и целостности.
«Наш поход»
Однажды в солнечный денёк, мы пошли в поход. С нами было много родителей, а ещё Светлана Алексеевна и Татьяна Владимировна. Фотограф у нас была Наталья Николаевна.
Когда в пути нам встречалась дорога с односторонним движением, то Светлана Алексеевна становилась на дорогу с флажком, чтобы машины нас пропускали. А когда дорога была двухсторонняя, ей на помощь приходила Татьяна Владимировна. Путь наш лежал через парк, потом мы прошли мимо домов, и пришли в лес!
В лесу мы играли с разноцветными листочками, устраивали дождь из листьев.
К нам приходили разные звери. Сначала к нам пришёл зайчик, и мы с ним весело прыгали. Затем к нам пришла лисичка и мы стали мышатами. Лисичка нас ловила, а мы убегали. Меня она не поймала! Последним к нам пришёл медведь и мы стали листочками. Мишка ловил нас своим огромным сачком, и хоть он был очень шустрым, меня снова не поймал. После игры мишка угостил нас вкусными ягодами — конфетами. Ещё у нас было чаепитие с ароматным чаем и сладким печеньем. После чаепития, когда мы подкрепились, мы водили хоровод. Было очень весело!
А затем пошли обратно в детский сад. Снова прошли через парк, где нас фотографировала Наталья Николаевна. Поход мне очень понравился, и я буду снова с нетерпением ждать такого весёлого путешествия!
Сочинение написала мама Романова Н. С, рассказал Романов Елисей5 лет. 16.10.2014г.
В работе по ознакомлению детей с природой, воспитания любви к ней, воспитателю трудно обходиться без художественной литературы, способствующей обогащению языка, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивать интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное [5,с.18].
Занятия по экологическому воспитанию интегрируются с другими сферами знаний: искусство, развитие речи, формирование математических представлений, физическая культура, музыка. Таким образом, различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребёнка гуманное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой. В мини-экспедициях участвовало 6 семей, постепенно в работу включалось все больше и больше родителей и к концу нашего долгосрочного проекта участниками стали 20 семей.
Выводы. В заключении можно сказать, что содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания:
- Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающая среда ребёнка, разнообразие приёмов в работе воспитателя — продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения — это ключ к правильной постановке работы и получения нужного результата.
- Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
- Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе — это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах.
- Резюмируя изложенное, считаем, что экспедиционная работа, несомненно, позволяет обогатить дошкольное образование элементами экспериментальной работы, активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует проявлять самостоятельный интерес к природным объектам, но главное воспитывает и формирует основу экологической культуры человека.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.–112 с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2006.– 64 с.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. № 3, 2003. С. 20–24.
- Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я № 2, 2006. С. 124–131.
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.–М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128с.
- Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, № 5, 200, 9, стр. 9–11.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н. А.; науч. Ред. Г. А. Ягодин — М. Изд. Дом «Карапуз», 2001. — С. 432.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. — 2014.– № 5.– С.14–18.
- Лихачёв Б. Т. Экология личности / Педагогика.– 1993, № 2, с.19–21.