Роль медицинской сестры в сохранении репродуктивного здоровья женщины (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 23796 раз

Библиографическое описание:

Емельянова, Е. В. Роль медицинской сестры в сохранении репродуктивного здоровья женщины (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета) / Е. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 125-133. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35275/ (дата обращения: 15.11.2024).



Роль медицинской сестры всохранении репродуктивного здоровья женщины (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета)

Емельянова Елена Валентиновна, преподаватель

Ставропольский государственный медицинский университет, Ессентукский филиал

Актуальность изучения роли медицинской сестры в информированности женщин по вопросам планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья обусловлена тем, что в настоящее время репродуктивное здоровье является важной проблемой общего здоровья населения. Россия находится в состоянии глубокого демографического кризиса. Основной причиной низкой рождаемости является состояние здоровья женщин и мужчин репродуктивного возраста. На репродуктивное здоровье оказывают влияние многие факторы. Прежде всего, это образ жизни самой женщины и ее заинтересованность в сохранении здоровья и рождении здоровых и желанных детей. Именно медицинские сестры должны информировать женщин по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья.

В российской программе планирования семьи на средний медицинский персонал возлагаются большие надежды, а именно, на его активную просветительскую и информационную работу с населением и непосредственное обучение методам и средствам контрацепции.

Медицинские сестры должны иметь достаточно знаний, чтобы консультировать по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья, иметь теоретическую и практическую подготовку по контрацепции, владеть техникой применения различных противозачаточных средств, иметь базовые клинические знания для динамического наблюдения за пациентками, особенно за беременными, родильницами и женщинами, перенесшими аборт.

Студентами Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета под руководством преподавателя было проведено исследование, целью которого стало выяснение роли медицинской сестры в информированности женщин о состоянии их репродуктивного здоровья.

Исследование проводилось в виде анкетирования женщин в возрасте от 25 до 45 лет. Анкетирование проводилось на базе женской консультации города Ессентуки.

В исследовании принимало участие 50 женщин.

Проведя анкетирование, были получены следующие данные.

На первый вопрос «Что такое репродуктивное здоровье?» правильно ответили только 35 % женщин (Рисунок 1).

Рис. 1. Знания о репродуктивном здоровье

Выяснено, что большинство женщин ограничивает репродуктивное здоровье только рамками способностью к воспроизводству.

Большинство женщин не обладает полной информацией о репродуктивном здоровье.

На второй вопрос анкеты «Что, по Вашему мнению, является причинами нарушения репродуктивного здоровья» получены данные (Рисунок 2), на основании которых можно сделать вывод, что большинство женщин информированы о влиянии половых инфекций и медицинского аборта, однако они недооценивают отрицательное влияние раннего начала половой жизни и несоблюдение правил личной гигиены. Последние факторы могут привести к воспалительным заболеваниям половых органов, которые в свою очередь нарушат репродуктивную функцию.

Рис. 2. Причины нарушения репродуктивного здоровья

На третий вопрос «Как вы относитесь к своему репродуктивному здоровью?» получены следующие данные (Рисунок 3), исходя из которых выяснено, что женщины относятся к своему репродуктивному здоровью не ответственно. Только пять женщин посещает гинеколога каждый год для профилактического осмотра. 80 % женщин не знает или знает, но не делает), что женщина должна посещать гинеколога один раз в год для профилактического осмотра.

Рис. 3. Отношение к своему репродуктивному здоровью

Четвертым вопросом анкеты было предложено перечислить, какие инфекции, передающиеся половым путем знают женщины. Получены следующие данные (Рисунок 4).

Рис. 4. Инфекции, передающиеся половым путём

Можно сделать вывод, что современные женщины недостаточно знают об инфекциях, передающихся половым путём. В последнее десятилетие значительно возрос процент инфекций таких как хламидиоз, микоплазмоз, а именно по этим инфекциям информация у женщин наиболее низкая. Данные инфекции нарушают репродуктивное здоровье женщин, приводя к невынашиванию и бесплодию.

На пятый вопрос «Были ли у вас беременности, и как они заканчивались?» получены следующие данные (Рисунок 5).

Рис. 5. Беременность и чем она закончилась

Исследуя полученные данные, было выяснено, что у 40-ка женщин в анамнезе были роды. Аборт делали также 40 женщин. Нужно отметить, что у пяти женщин первая беременность закончилась медицинским абортом, после чего беременность не наступает. У 10-ти женщин, сделавших 2 и 3 аборта, следующая беременность закончилась самопроизвольным абортом.

Из 50-ти женщин только пять женщин не делали аборт, и беременности закончились родами. Полученные данные очень настораживающие. Почти у всех женщин в анамнезе есть аборт. А медицинский аборт это одна из главных причин нарушения репродуктивного здоровья женщины.

Из полученных данных вытекает следующий вопрос «Знаете ли вы о вреде медицинского аборта?» (Рисунок 6).

Рис. 6. Информация о вреде аборта

Учитывая, что 40 из 50-ти женщин делали медицинский аборт, полученные данные не вызывают удивления. Только пять женщин владеет полной информацией о вреде аборта. Можно предположить, что такой низкий уровень информированности связан с недостаточной работой медицинский работников.

На вопрос «Проводились ли с Вами медицинской сестрой беседы о влиянии медицинского аборта на здоровье женщины?» были получены следующие данные (Рисунок 7).

Рис. 7. Беседы о вреде аборта

Анализируя данные можно считать работу медицинских сестер недостаточной. Именно медицинская сестра должна рассказать о влиянии аборта на здоровье женщины. Более того, она обязана попытаться убедить беременную отказаться от прерывания беременности и сохранить беременность.

У сорока женщин в анамнезе есть роды. Было интересно узнать, готовились ли они к предстоящей беременности или нет. На вопрос «Вы готовились к предстоящей беременности, и была ли она запланирована?» получены следующие данные (Рисунок 8).

Рис. 8. Планирование и подготовка к беременности

Эти данные свидетельствуют о том, что женщины не имеют достаточно знаний о том, что беременность должна быть запланирована, желанна и супружеская пара совместно должна подготовиться к предстоящему зачатию. Запланированное зачатие будет способствовать благоприятному течению беременности и родов без осложнений.

На девятый вопрос «Знаете ли вы о методах контрацепции?» получены следующие данные (рисунок 9).

Рис. 9. Информированность о методах контрацепции

Практически все (90 %) женщины слышали хотя бы об одном современном методе. Только десять женщин информированы подробно о различных методах контрацепции. Недостаток знаний о методах контрацепции приводит к большому количеству абортов.

На десятый вопрос «Используете ли вы противозачаточные средства, если да, то какие? получены следующие данные (Рисунок 10 и 11).

Рис. 10. Использование контрацептивов

Рис. 11. Используемые методы контрацепции

Полученные данные опять же подтверждают низкий уровень информированности женщин о современных методах контрацепции, и соответственно высокий процент незапланированной беременности. Только пять женщин из пятидесяти знают и применяет гормональную контрацепцию как наиболее современную и эффективную. Двадцать женщины не знают и не используют противозачаточные средства.

На следующий вопрос «Проводились ли медицинской сестрой беседы о методах контрацепции?» получены следующие данные (Рисунок 12).

Рис. 12. Получение информации от медицинской сестры о методах контрацепции

Низкий уровень информированности женщин о современных методах контрацепции говорит о недостаточной работе среднего медицинского персонала. Только с пятью женщинами из пятидесяти проводилась подробная беседа о методах контрацепции. В лучшем случае медицинская сестра отвечала на вопрос пациентки.

Чаще всего информацию о контрацепции из медицинских работников давали врачи женских консультаций. Средний медицинский персонал участвовал в этой работе очень редко (10 %). Такую работу медицинских сестер можно объяснить занятостью и достаточно большим потоком пациенток и, соответственно, нехваткой времени. Также причиной может являться недостаток знаний у самой медицинской сестры.

Выясняя источник информации о репродуктивном здоровье, был задан вопрос «Источником информации о репродуктивном здоровье, о контрацепции, о вреде аборта для вас является». Полученные результаты подтверждают раннее полученные данные (Рисунок 13).

Рис. 13. Источник информации о репродуктивном здоровье

Медицинский персонал был признан одним из самых непопулярных источников информации о репродуктивном здоровье. Что указывает на не очень эффективную работу медицинского персонала по пропаганде здорового образа жизни и сохранении репродуктивного здоровья.

Как видно из диаграммы основным источником информации является интернет. На втором месте подруги. А это источник не всегда достоверный и грамотный. Только пятнадцать человек из пятидесяти получали информацию у медицинского работника.

Дополнительно беседуя с женщинами, было выяснено, что даже врачи, делавшие аборт, информировали по вопросам контрацепции лишь десять женщин. В результате, покидая стационар после аборта, женщины фактически были обречены на новую нежелательную беременность и повторный аборт. Именно этим в значительной степени можно объяснить столь высокое число повторных абортов.

Что касается форм работы с женщинами — чаще всего они получали информацию во время индивидуальных консультаций при посещении врача — гинеколога.

На последний вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли медицинская сестра информирует женщин по вопросам планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья?» получены данные (Рисунок 14).

Рис. 14. Информированность женщин по вопросам планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья

Данные, полученные в ходе опроса, совпадают и с результатами отмеченных выше исследований. Только пять женщин считает, что имеет достаточную информацию по вопросам репродуктивного здоровья, которая была получена от ее врача и медицинской сестры. И нужно отметить, что у данных женщин в анамнезе двое родов, которые были запланированы и к которым они с мужем готовились. Они регулярно посещает врача-гинеколога, использует гормональную контрацепцию, и в анамнезе абортов нет.

90 % женщин получают недостаточную информацию или совсем не получают. В результате беременности не запланированы, производятся аборты, так как нет необходимой информации о методах контрацепции, имеются воспалительные заболевания и невынашивание беременности.

Те же женщины заинтересованы в сохранении своего репродуктивного здоровья и хотели бы получать больше информации именно от медицинских работников.

Проведя анализ исследования можно прийти к выводу о недостаточном уровне грамотности населения в вопросах сохранения репродуктивного здоровья и правильного репродуктивного поведения. Многие женщины не ответственно подходят к вопросу планирования семьи, что зачастую приводит к незапланированной беременности, результатом которой становится медицинский аборт. Аборт впоследствии приводит к тяжелым заболеваниям, которые могут привести к бесплодию.

Таким образом, наиболее важными факторами при изучении репродуктивного здоровья является информированность, включая степень осведомленности, источники информации и потребность в информации.

Проанализировав результаты различных исследований, исследовательская группа пришла к выводу, что именно медицинские сестры как наиболее близкие к населению специалисты должны предоставлять женщинам информацию по сохранению репродуктивного здоровья.

Сестринский персонал должен иметь высокий общеобразовательный и специальный уровень подготовки. Медицинские сестры должны обладать достаточными знаниями, чтобы консультировать по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья, иметь теоретическую и практическую подготовку.

Как выяснилось, в ухудшении репродуктивного здоровья лежит низкая информированность. Исходя их этого, медицинским сестрам можно предложить улучшить работу по следующим направлениям:

  1. Работа с подростками по половому воспитанию, просвещение по вопросам контрацепции, последствий неправильного сексуального поведения.
  2. Психологическая поддержка молодых семей по планированию беременности.
  3. Работа с беременными женщинами по профилактике осложнений беременности и родов.
  4. Работа с женщинами по профилактике абортов.
  5. Работа с женщинами по вопросам профилактики инфекции, передающейся половым путем.
  6. Работа с родителями подростков об установлении доверительных отношений с детьми и значении своевременного полового воспитания подростков.

Для реализации данных задач можно предложить использовать:

– индивидуальное консультирование;

– обучающие тренинги;

– просмотр видеофильмов;

– санитарные бюллетени, буклеты, проспекты, листовки;

– семинары, лекции, дискуссионные беседы, конференции по изучаемой проблеме.

Литература:

  1. Алексеев А. М. О демографической ситуации в России / А. М. Алексеев М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 2011 –8–9 с.
  2. Гуркин Ю. А. Репродуктивные проблемы девушек — подростков / Ю. А. Гуркин // Лечащий врач. — 2014. № 12. — С. 24–28.
  3. Киселева Е. Е. Социологические исследования социальной обусловленности репродуктивного здоровья современной женщины // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 382–384.
  4. Карр Б. Руководство по репродуктивной медицине / Б.Карр, Р. Блепуэлл, Р. Азиз. Пер. с англ. Под общей редакцией д. м.н., проф. И. В. Кузнецовой. — М.: Практика, 2015. — 832 с.
  5. Назарова С. К., Хасанова М. И., Абдупаттаева К. О., Миркаримова М. Б. Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 151–153.
  6. Радзинский В. Е. Репродуктивное здоровье / В. Е. Радзинский. — М.: РУДН, 2011. — 728 с.
Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивное здоровье, женщина, медицинская сестра, данные, медицинский аборт, метод контрацепции, планирование семьи, медицинский персонал, вред аборта, источник информации.


Похожие статьи

Активизация самостоятельной работы студентов (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета)

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Решение проблемы гендерной социализации воспитанников (из опыта работы Канского детского дома имени Ю. А. Гагарина)

Обеспечение социальной безопасности региона посредством развития страхования жизни (на примере республики финно-угорского типа Мордовия)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Похожие статьи

Активизация самостоятельной работы студентов (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета)

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Решение проблемы гендерной социализации воспитанников (из опыта работы Канского детского дома имени Ю. А. Гагарина)

Обеспечение социальной безопасности региона посредством развития страхования жизни (на примере республики финно-угорского типа Мордовия)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Задать вопрос