Автор: Винокурцева Елена Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 11.11.2016

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Винокурцева Е. А. О необходимости создания территорий опережающего развития в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 210-211.



На протяжении многих лет актуальным считается рассмотрение вопросов регионального экономического роста.

Эта проблема, несомненно, обусловлена продолжающимся финансово-экономическим кризисом, охватывающим все отрасли экономики, а также наложенными санкциями на ввоз и вывоз определенных товаров, работ и услуг между странами, снижением количества или в целом ликвидацией организаций, предприятий, субъектов малого предпринимательства, уменьшением уровня валового регионального продукта.

Цель проводимого исследования — актуализация рассмотрения вопросов территориального развития субъектов РФ, муниципальных образований, городов.

Объект исследования — территории опережающего развития в теоретическом аспекте.

Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации— экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлеченияинвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

В условиях нестабильности экономической ситуации на макро- и микро-уровнях в Российской Федерации становится актуальным создание территорий опережающего развития на базе существующих регионов наиболее приспособленных к данному развитию в минерально-сырьевом аспекте, стабильности трудовых ресурсов, стабильности финансовых потоков, инвестиционно- привлекательными.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет порешениюПравительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации [1].

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации [1].

Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;

4) описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;

5) при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами территории опережающего социально-экономического развития технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности [1].

Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации,:

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;

2) экономико-географических характеристик территории опережающего социально-экономического развития;

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест.

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

Одним из важных вопросов при создании территорий опережающего развития является:

  1. Привлечение иностранных инвестиций в развитие создаваемых территорий;
  2. Привлечение иностранных мигрантов трудоспособного возраста для проживания и работы на создаваемых территориях.

ТОР создаются, но в силу ограниченности ресурсов (особенно трудовых — за последнюю четверть века субъекты РФ потеряли четверть коренного населения) этот процесс приведет не к росту производства и инвестиций в регионе, а лишь к их территориальному перераспределению.

Новые территории и производства в ТОР будут развиваться; все остальное приходит в еще больший упадок, так как производства вне этих территорий просто остаются без ресурсов и становятся во всех отношениях неконкурентоспособными по сравнению с предприятиями, действующими (в ТОР) в льготных условиях хозяйствования.

При осуществлении деятельности ТОР наблюдается ряд преимуществ и недостатков.

В частности, у резидентов ТОР выручка от реализации контрактов с градообразующим предприятием или его дочерними структурами не должна превышать более 50 % от общего объема годовой выручки, реализация инвестиционного проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы более 25 % от общей численности занятых, в результате реализации инвестпроекта не предусматривается производство и реализация подакцизных товаров (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также производство сырьевых товаров (нефти, природного газа, круглого леса), развития торговли и операций с недвижимостью. То есть, акцент сделан на развитие исключительно производств с глубокой переработкой сырья.

В чем же преимущества ТОР перед традиционными мерами поддержки моногородов? Резидентам ТОР могут быть:

1) установлены льготные ставки арендной платы за пользование недвижимым имуществом;

2) могут быть в полной мере применены особые режимы налогообложения, как в части федеральных, так и региональных налогов и сборов. Резиденты ТОР освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога;

3) в отношении резидентов может быть установлен особый режим государственного контроля (надзора);

4) для резидентов применяются особые правила приоритетного и льготного подключения к объектам инфраструктуры;

5) резидентам ТОР в расширенном объеме и в льготном режиме осуществляется предоставление государственных услуг;

6) в отношении резидентов применяются процедуры свободной таможенной зоны.

Литература:

  1. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  2. Дмитриев Ю. А. Региональная экономика: учебник / Ю. А. Дмитриев, Л. П. Васильева. — М.: КНОРУС, 2015. — 264 с.
  3. Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономического развития, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, социально-экономического развития таможенной, социально-экономического развития технологий, видов экономической деятельности, создании территории, порешениюПравительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, субъекте Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом, соответствующих видов экономической, резидентов ТОР выручка, свободной таможенной зоны, развития субъектов РФ, процедуры свободной таможенной, бюджета субъекта Российской, власти субъекта Российской, труда субъекта Российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос