Автор: Фищенко Кристина Сергеевна

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Фищенко К. С. Предпосылки и условия создания территорий опережающего развития // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 123-128. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1884/ (дата обращения: 19.02.2018).



Предметом данного исследования являются правовые условия, позволяющие сформировать благоприятный режим инвестиционной деятельности за счет налогов, пошлин, административного контроля, а также государственного и частного инвестирования в строительство площадок и инфраструктуры. В статье приведены и сгруппированы выдержки из поправок, связанных с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Представлен полный перечень созданных ТОСЭР по состоянию на 01 января 2017 г. Схематично изображено расположение действующих ТОСЭР Дальнего Востока и Байкальского региона.

Ключевые слова: ТОСЭР, развитие Дальнего Востока и Байкальского региона

Начало создания территорий с особым статусом было положено 12 декабря 2013 года в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [1], когда «подъем Сибири и Дальнего Востока» был обозначен как «национальный приоритет на весь XXI век». Развитие этих регионов ставится в «беспрецедентные по масштабу» задачи, решения которых «должны быть нестандартными». В том же Послании: «… на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены … пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, — льготная ставка страховых взносов. И, что так же важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР, должны быть созданы такие условия, включая процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни». Таким образом, была поставлена не только цель в развитии отдельных регионов, но и предложен механизм, с помощью которого территории должны стать привлекательными для реализации инвестиционных проектов, ведущих за собой социальное благополучие и повышение уровня и качества жизни.

29 декабря 2014 г. был подписан Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»[1] (далее — закон о ТОСЭР), который закрепил главные положения нового формата регионального роста и пространственной организации экономики. Одновременно шла проработка изменений и дополнений в законы [3], связанные с вступлением в силу нового правового режима территорий, мер государственной поддержки и порядка осуществления деятельности на таких территориях. При этом большая часть норм имеет отсылочный характер. Так, например, устанавливаются законом о ТОСЭР особенности в отраслевое законодательство РФ [Таблица 1].

Таблица 1

Поправки, вносимые законом оТОСЭР, об особенностях отдельных правоотношений

Внесенные изменения

Нормативно-правой акт

1

Принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития

дополнительно введена статья 20 в Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

2

Проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития

дополнительно введен пункт 12 в статью 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

3

Осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях опережающего социально-экономического развития

дополнительно введен пункт 7 в статью 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

4

Принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, установления сервитутов в указанных целях, а также предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах территорий опережающего социально-экономического развития

дополнительно введена статья 15 в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

5

Организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития

дополнительно введена статья 82.3 в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

6

Правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, возникающих в связи с функционированием территорий опережающего социально-экономического развития

дополнительно введена часть 7 в статью 3 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

7

Осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территорий опережающего социально-экономического развития

дополнительно введена статья 10.7 в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

8

Строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на землях лесного фонда

дополнительно введена статья 39.4 в Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

9

Организации строительства и эксплуатации автомобильных дорог на территории опережающего социально-экономического развития

дополнительно введена часть 10 в статью 62 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10

Осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в части 3.1 настоящей статьи, на территории опережающего социально-экономического развития

дополнительно введена часть 4.1 в статью 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

С учетом особенностей, установленных законом о ТОСЭР, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территориях опережающего социально-экономического развития (дополнительно введена часть 5 в статью 1) и, также с учетом особенностей, применяется законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития (дополнительно введена часть 6 в статью 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В двух Федеральных законах дополнены перечни, которые исключают: действия Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на отношения, возникающие при отчуждении: <…> имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (дополнительно введен подпункт 19 пункта 2 в статью 3) и действия градостроительных регламентов согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для <…> земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (внесены дополнения в часть 6 статьи 36).

К нормам, не имеющим отсылочного характера, относятся вносимые изменения: в трудовом законодательстве (дополнительно введена статья 351.5 в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, а также дополнена пунктом 4.9–1 статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Отдельные положения в части преференций для резидентов ТОСЭР закреплены в Федеральном законе от 29 ноября 2014 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (дополнительно введен пункт 15 статьи 33).

В целом следует отметить, что создание ТОР позволит значительно повысить привлекательность дальневосточных территорий для инвесторов, а законодательное урегулирование будет способствовать повышению их эффективности для бизнеса и бюджетов регионов на Дальнем Востоке [4]. Реализация предложенных мер, с свою очередь, должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе модернизации инфраструктуры, улучшению делового климата и привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и прекращению оттока населения из субъектов макрорегиона [6].

В настоящее время ТОСЭР стали создаваться и за пределами указанных макрорегионов[2], поскольку такой инструмент является новой практикой формирования условий для развития не только крупного и среднего бизнеса, но и всей территории муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Сегодня созданы 25 территории опережающего социально-экономического развития, из которых одиннадцать определены как территория монопрофильного муниципального образования — моногорода (ТОСЭРы «Набережные Челны», «Гуково», «Усолье-Сибирское», «Юрга», «Краснокаменск», «Надвоицы», «Анжеро-Судженск», «Краснотурьинск», «Тольятти», «Белебей», «Кумертау») [Таблица 2].

Таблица 2

Созданные ТОСЭР (по состоянию на 01.01.2017)

Наименование

Расположение

Акт создания

1

«Комсомольск»

на территориях муниципальных образований «Город Комсомольск-на-Амуре» и «Город Амурск» Хабаровского края

Постановление

Правительства РФ

от 25.06.2015 № 628

2

«Надеждинская»

на территории муниципального образования «Надеждинский муниципальный район» Приморского края

Постановление

Правительства РФ

от 25.06.2015 № 629

3

«Хабаровск»

на территориях муниципальных образований «Город Хабаровск», «Хабаровский муниципальный район» и «Ракитненское сельское поселение» Хабаровского края

Постановление

Правительства РФ

от 25.06.2015 № 630

4

«Белогорск»

на территории муниципального образования «Городской округ Белогорск» Амурской области

Постановление

Правительства РФ

от 21.08.2015 № 875

5

«Беринговский»

на территориях муниципальных образований Анадырский муниципальный район и городской округ Анадырь Чукотского автономного округа

Постановление

Правительства РФ

от 21.08.2015 № 876

6

«Индустриальный парк «Кангалассы»

на территории муниципального образования городской округ «Город Якутск» Республики Саха (Якутия)

Постановление

Правительства РФ

от 21.08.2015 № 877

7

«Михайловский»

на территориях муниципальных образований Михайловский муниципальный район, Спасский муниципальный район и Черниговский муниципальный район Приморского края

Постановление

Правительства РФ

от 21.08.2015 № 878

8

«Приамурская»

на территориях муниципальных образований Благовещенский район и Ивановский район Амурской области

Постановление

Правительства РФ

от 21.08.2015 № 879

9

«Камчатка»

на территориях муниципальных образований Елизовское городское поселение, Паратунское сельское поселение, Раздольненское сельское поселение, Николаевское сельское поселение, Новоавачинское сельское поселение, входящих в состав Елизовского муниципального района, и Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края

Постановление

Правительства РФ

от 28.08.2015 № 899

10

«Большой Камень»

на территории городского округа Большой Камень Приморского края

Постановление

Правительства РФ

от 28.01.2016 № 43

11

«Набережные Челны»

на территории муниципального образования «Город Набережные Челны» Республики Татарстан

Постановление

Правительства РФ

от 28.01.2016 № 44

12

«Гуково»

на территории городского округа город Гуково Ростовской области

Постановление

Правительства РФ

от 28.01.2016 № 45

13

«Усолье-Сибирское»

на территории муниципального образования город Усолье-Сибирское Иркутской области

Постановление

Правительства РФ

от 26.02.2016 № 135

14

«Горный воздух»

на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области

Постановление

Правительства РФ

от 17.03.2016 № 200

15

«Южная»

на территориях муниципальных образований городской округ «Город Южно-Сахалинск», «Анивский городской округ» и «Томаринский городской округ» Сахалинской области

Постановление

Правительства РФ

от 17.03.2016 № 201

16

«Юрга»

на территории муниципального образования Юргинский городской округ Кемеровской области

Постановление

Правительства РФ

от 07.07.2016 № 641

17

«Краснокаменск»

на территории муниципального образования городское поселение «Город Краснокаменск» Забайкальского края

Постановление

Правительства РФ

от 16.07.2016 № 675

18

«Амуро-Хинганская»

на территориях муниципальных образований «Город Биробиджан», «Ленинский муниципальный район» и «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области

Постановление

Правительства РФ

от 27.08.2016 № 847

19

«Надвоицы»

на территории муниципального образования «Надвоицкое городское поселение» Республики Карелия

Постановление

Правительства РФ

от 19.09.2016 № 940

20

«Анжеро-Судженск»

на территории муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ» Кемеровской области

Постановление

Правительства РФ

от 19.09.2016 № 941

21

«Краснотурьинск»

на территории муниципального образования городской округ Краснотурьинск Свердловской области

Постановление

Правительства РФ

от 19.09.2016 № 942

22

«Тольятти»

на территории городского округа Тольятти Самарской области

Постановление

Правительства РФ

от 28.09.2016 № 974

23

«Южная Якутия»

на территории муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия)

Постановление

Правительства РФ

от 28.12.2016 № 1524

24

«Белебей»

на территории городского поселения город Белебей Республики Башкортостан

Постановление

Правительства РФ

от 29.12.2016 № 1536

25

«Кумертау»

на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Постановление

Правительства РФ

от 29.12.2016 № 1550

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации;
  3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
  4. Кашина Н. В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний восток России [Текст] // Экономика региона. — 2016. — Т. 12, вып. 2. — С. 569–585
  5. Аналитический Вестник «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона на долгосрочную перспективу» [Электронный ресурс]. — Москва. — 2014. — № 8 (526). — 93 с.
  6. Семенов М.Д. О долгосрочном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона [Электронный ресурс] // Аналитический Вестник «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона на долгосрочную перспективу», Москва. – 2014. – № 8 (526). – С. 63

[1] Согласно ст. 36 закона о ТОСЭР документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

[2] Исходное изображение Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона

Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономического развития, Российской Федерации», Федерального закона, Федеральный закон, кодекса Российской Федерации», Дальнего Востока, Байкальского региона, Федерального закона «О, закона «О территориях, земельных участков, принятием Федерального закона, «О введении, законодательные акты Российской, развитии Дальнего Востока, субъектов Российской, социально-экономическом развитии Дальнего, инфраструктуры территорий, объектов инфраструктуры территорий, Российской Федерации Федеральному, субъектов Российской Федерации».

Ключевые слова

ТОСЭР, развитие Дальнего Востока и Байкальского региона

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос