Библиографическое описание:

Булгакова А. В., Ярославская И. Е., Бриске В. В., Пономарев С. В. Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их решения // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 501-504.



На сегодняшний день экономике России присущи такие неблагоприятные явления как общее падение курса рубля и экономические санкции, неблагоприятное изменение цен на нефть. Выше перечисленные явления, безусловно, отражаются не только на общем состоянии страны, они особенно остро проявляют себя в отдельных регионах и областях.

Данные экономические невзгоды не обошли и Дальневосточный федеральный округ. За последние годы российское государство сделало многое для решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья, а именно реализовало несколько значимых инвестиционных проектов (прокладка трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита-Хабаровск, открытие ДВФУ, строительство газопровода «Сила Сибири» и прочее), запустило разного рода целевые программы по долгосрочному развитию востока страны, увеличило масштабы прямого и косвенного финансирования восточных территорий. Частный бизнес и домохозяйства также значительно активизировали свою экономическую деятельность, заканчивается строительство космодрома «Восточный», проводится освоение шельфов, планируется расширение связей со странами АТР. Но, тем не менее, на сегодняшний день в ДВФО имеет место ряд экономических проблем. К таким проблемам относится, например, противоречие между богатством сырьевой базы и неразвитостью социальной и производственной инфраструктуры: в регионе производится не более 5 % общероссийской суммы валовых региональных продуктов, что несоразмерно с масштабами округа. Кроме того, наблюдается масштабный отток населения в течение многих лет из региона, который связан с низким уровнем доходов, недостаточной комфортностью условий жизни, общей нестабильностью социально-экономической ситуации и другое. Эта проблема, кстати, является одной из основных. Помимо этого, в ДВФО наблюдается низкий объем обрабатывающих производств и степень вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот, гипертрофированная примитивная сырьевая экспортная ориентация, техническая и технологическая отсталость и изношенность мощностей добывающей и большинства отраслей обрабатывающей промышленности гражданского машиностроения. Достаточно внушительные социально-экономические различия между субъектами региона (например, между Еврейской Автономной областью и Чукотским автономным округом) также дают о себе знать. [5] И это не окончательный список проблем, с которыми столкнулся Дальний Восток.

В 2015 году, в связи со сложившейся ситуацией в РФ, был разработан и опубликован антикризисный план. Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры [2; 2]. Антикризисный план предполагает: оптимизацию бюджетных расходов при сокращении и выявлении неэффективных затрат, стабилизацию валютного рынка, создание условий для опережающего развития, снижение напряженности на рынке труда, диверсификация экономики и создание условий для устойчивого экономического роста и многое другое. Из данного плана можно отметить, что поставленные цели являются необходимостью для страны. Российская федерация нуждается в ускоренном развитии экономики.

В качестве средства ускоренного развития было предложено создание территорий опережающего развития. Так, с 31 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [1, 7]. В России вопросами формирования зон экономического развития начали заниматься с 80-х годов. О создании на территории России подобных зон заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт». В настоящий момент вступивший в силу закон подтверждает режим ТОСЭР, который будет поддерживаться со стороны государства. Чем же отличается ТОСЭР от других территорий? ТОСЭР — это территория субъекта Российской Федерации, на которой ведется особый правовой режим для бизнеса. Причем рассматривается вся инфраструктура, включающая земельные участки объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иные, находящиеся на данной территории и вне такой территории, но обеспечивающей ее функционирование. На таких территориях оказывается очень большая поддержка со стороны государства и установлено множество преференций: постройка инфраструктуры (дороги, коммунальные цены) осуществляется за счет государства, большие налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, что особо актуально на Дальнем Востоке, сокращение сроков получения разрешительной документации и многое другое. Первым опробовать подобный режим призван Дальневосточный федеральный округ, так как развитие дальневосточных территорий — это исторически преемственный курс для России, по словам Владимира Владимировича Путина. При выборе региона учитывался ряд основополагающих моментов. Во-первых, возможность на территории региона обеспечивать экономический рост выше среднего по количественным и качественным характеристикам. Во-вторых, ТОСЭР должен создаваться там, где уже есть инвестиционные проекты и потенциальные инвесторы, которые были бы заинтересованы в их реализации. В-третьих, должны были учитываться инфраструктурные проблемы региона. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 628 и № 630 созданы территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» и «Комсомольск».

Управление территориями опережающего социально-экономического развития будет осуществляться через специально организуемые системные действия, направленные на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, природного, инновационного потенциалов территории (который в ДВФО достаточно большой) при сохранении позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения. А совпадение ТОСЭР с административными границами региона всецело упрощает управление территориями.

Резидентом ТОСЭР могут стать юридическое лицо или же индивидуальный предприниматель. Свое развитие, в зависимости от экономической и политической ситуации, получили свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны территориального развития. Для участия в данном режиме необходимо пройти регистрацию в ТОСЭР, осуществить вложение капитала (как минимум на 500 тысяч рублей), а также соответствовать определенному перечню видов деятельности предприятия. Таким образом, на ТОСЭР подана более 30 заявок различных инвесторов и 10 из них уже получили официальный статус резидентов. В число одобренных инвестиционных проектов вошли: строительство горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» (ЗАО «Якутские угли — новые технологии» (ООО «УК Колмар»), Республика Саха (Якутия); проект развития золотодобычи в Селемджинском районе (Группа компаний «Петропавловск»), Амурская область; Хабаровский край); комплексный инвестиционный проект развития угледобычи и углеобогащения (ОАО «Ургалуголь» (ОАО «СУЭК»), Хабаровский край); строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в морском порту Ванино (ООО «Саха» (Якутская) транспортная компания» (VolgaGroup) и другие. Для резидентов будут предоставляться налоговые льготы по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, для привлеченных инвесторов на строительство объектов инфраструктуры — предоставление субсидий в размере 100 % от ставки рефинансирования на возмещение процентной ставки по кредитам. Кроме того, ряд объектов инфраструктуры территории будет построен на средства федерального бюджет, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Для таких объектов сформированы особые условия как финансирования, эксплуатации, владения, пользования, так и распоряжения имуществом, о чем уже говорилось ранее.

В. В. Путин весьма воодушевленно отозвался о развитии Дальнего Востока и назвал курс такого активного развития региона исторически преемственным. Развитие региона должно не просто улучшить доход и сделать его более «рентабельным», планируется создание ключевого центра социально-экономического развития, по значимости важнейшего в России. [4]

Исходя из расчетов министерства РФ по развитию Дальнего Востока, запуск первых трех территорий опережающего развития даст Дальнему Востоку порядка 7000 рабочих мест. Кроме того, обеспечит развитие территорий, прилежащих к ТОР, за счет создания объектов инфраструктуры, а также развитие малого и среднего предпринимательства за счет оказания сервисных услуг резидентам ТОР.

По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушка реализация инвестпроектов на Дальнем Востоке обеспечит в будущем 89,5 миллиарда рублей налоговых сборов и взносов до 2025 года и позволит создать почти 8,5 тысячи рабочих мест.

Специализация ТОР имеет разноплановый характер, причем в ряде случаев отдельные ТОР сами по себе могут стать многофункциональными. [3] Тем не менее, наиболее перспективные проекты связаны с промышленностью и инфраструктурой, что неудивительно и отражает реальные перспективы Дальнего Востока.

С другой стороны, бросается в глаза отсутствие в рамках ТОР крупных проектов на таком важном для Дальнего Востока направлении, как деревообработка. Не уделяется внимания и проектам, связанным с добычей и обогащением угля и металлических руд, но такие проекты выглядят слишком «сырьевыми», а ТОР все-таки больше ориентированы на переработку.

В целом количество приоритетных ТОР выглядит адекватным и оправданным, но их географическое положение и специализация пока не вполне проработаны, при верном характере основного вектора. Во-первых, локализация ТОР не вполне соответствует задачам сбалансированного развития Дальнего Востока.

Во-вторых, ставка на развитие различных отраслей экономики Дальнего Востока посредством ТОР тоже является верной. Но в процессе реализации проектов может оказаться, что ТОР, где реализуются крупные промышленные и логистические проекты, «выживут», тогда как другие не заработают и будут закрыты. Поэтому каждой ТОР нужны и якорные инвесторы, и проработанные бизнес-планы.

В этих условиях даже при ограниченном числе приоритетных ТОР количество может оказаться не вполне соответствующим их качеству. Многие ТОР по-прежнему нуждаются в более четкой (и не обязательно единственной) специализации и в якорных инвесторах, в том числе зарубежных, которых необходимо привлекать. С другой стороны, время, остающееся для вступления закона в силу, позволяет превратить данный «сырой» список проектов в более мощный и перспективный.

Все преобразования будут способствовать развитию Дальневосточного региона, который нуждается в подобных мерах, как ни один другой регион. ТОСЭР предполагает создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, повышение уровня жизни и как результат создание эффективно действующей транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры. По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилла Степанова, один из важнейших приоритетов — снять инфраструктурные ограничения в дальнейшем росте экономики и общества в целом, выровнять условия проживания на Дальнем Востоке в соответствии с западными регионами страны.

Безусловно, в 2015 году еще было слишком рано судить об эффекте влияния налоговых льгот на ускоренное развитие ТОСЭР. Тем не менее, уже сегодня можно говорить о том, что все налоговые льготы и преференции, предоставленные резидентам ТОСЭР, создают уникальные возможности для ускоренного социально-экономического развития и привлечения дополнительных инвестиций на Дальний Восток.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172962 (дата обращения: 08.04.16).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р г. Москва.
  3. Информационно-аналитическое агентство «Восток России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eastrussia.ru/material/territorii_operezhayushchego_razvitiya_luchshe_menshe_da_luchshe/ (дата обращения: 08.04.16).
  4. Общественно-политический журнал «POLITRUSSIA» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politrussia.com/ekonomika/dalniy-vostok-ne-994/ (дата обращения: 08.04.16).
  5. Научная статья «Долгосрочное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья: основные проблемы и задачи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnoe-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-dalnego-vostoka-i-zabaykalya-osnovnye-problemy-i-zadachi (дата обращения: 08.04.16).
Основные термины (генерируются автоматически): Дальнего Востока, социально-экономического развития, развитию Дальнего Востока, Российской Федерации, Дальнем Востоке, приоритетных ТОР, субъекта Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, развития Дальнего Востока, Проблемы Дальнего Востока, услуг резидентам ТОР, проблем Дальнего Востока, количество приоритетных ТОР, Дальневосточный федеральный округ, приоритетных ТОР количество, 473-ФЗ «О территориях, ТОР крупных проектов, ТОР все-таки, случаев отдельные ТОР, налоговые льготы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос