Теоретические основы философии образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 1027 раз

Библиографическое описание:

Козлова, И. В. Теоретические основы философии образования в России / И. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 567-570. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35050/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вопрос, который исследуется в данной статье, посвящен теоретическим основам философии образования в России. Образование, является значимой ценностью в человеческой жизни, это процесс приобщения человека к всеобщим формам его бытия в мире с другими людьми. По существу, это означает, что именно через образование люди осваивают социально значимые представления, понятия, формы чувствования и поведения в окружающем их мире. Именно поэтому, как писал Гегель, образование — это всегда процесс возвышения человека над своей природной сущностью, а следовательно, и процесс его вхождения в сферу духа (ценностей культуры), то есть освоение всего того, что создано человечеством за всю историю своего существования.

Однако образование — это не только введение человека во всеобщее: в опыт, знания, способы поведения других людей, — оно предполагает одновременно и развитие самой личности, ее самосознания, когда всеобщее в ней приобретает особенную форму жизнедеятельности, поэтому можно сказать и так, что сущность образования — в формировании и развитии личности человека и его духа.

В современную эпоху формирования мировых глобализационных процессов, проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. В последнее время активно развивается относительно самостоятельная отрасль философских знаний — философия образования. Для данной отрасли важным является анализ и объяснение тех принципов, на которые опирается понимание образовательного процесса и смысла современного глобального образования, а также вопросов их взаимодействия. Философия образования позволяет исследовать целый ряд актуальных проблем: это цели и содержание образования, образование как составная часть социального механизма выживания человечества, социально-философская парадигма гражданского воспитания и многое другое. Большое значение, имеют философские проблемы целеполагания в современных воспитательных системах, вопросы социального заказа и система ценностей в глобальном образовании, пути модернизации отечественного образования.

Что касается статуса философии образования в России, то в современной научно-философской литературе существуют различные позиции. Такие авторы как Б. С. Гершунский. В. Долженко, Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, Н. С. Розов, Б. Л. Румянцева, В. И. Кудашев говорят о необходимости существования философии образования как междисциплинарной, интегративной науки и отрасли философии, отводят ей должное место в системе наук.

С. И. Гессен проанализировал многие проблемы образования — такие, как соотношение школы и государства, многопредметность образования, соотношения свободы и авторитарности и т. д. Идеи С. И. Гессена во многом развивались в русле философского направления «философия образования»

Б. С. Гершунский проанализировал интеграцию стратегических приоритетов образовательной деятельности в едином мировом образовательном пространстве.Разработка проблем философии образования как раз и связана с поиском наиболее фундаментальных стратегических оснований и приоритетов развития данной сферы. Автор, отталкивается от особенностей российского образования,а в выдвигаемых суждениях, наряду с анализом общецивилизационных процессов, так или иначе, обращается к возможным перспективам развития российского общества.

Б. С. Гершунского и С. И. Гессена в полной мере можно назвать основоположниками философии отечественного образования.

К. Х. Деколаров рассматривает ценности образования, выступают ядром культуры, поскольку именно от них в конечном итоге зависит принятие или отторжение «чужого» опыта, отношение к общецивилизационным процессам фундаментального характера. Также автор рассматривает ценностные аспекты глобализации, которая приводит в движение все социальные институты общества, и поскольку глобализация умножает количество проблем, стоящих перед современной цивилизацией, то естественен интерес исследователей к проблеме «глобализация и образование».

Б. Т. Лихачев считает, что духовное спасение и возрождение общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания. Такие вечные явления духовной жизни людей, как их стремление к счастью, совесть, вера, надежда, любовь, индивидуализм, честь и достоинство личности оставались за бортом идеологического и нравственно-эстетического воспитания, формировались в личности под влиянием случайных, нередко негативных факторов, что способствовало стихийному развитию в обществе и преступности, и лицемерия, и предательства.

Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, рассматривают понятийный аппарат философии образования, а также значимость глобальных и региональных тенденций развития отечественного образования, причем значимость их связана с тем, что в последние годы началась реализация долгосрочного развития экономики и социальной сферы, осваиваются новые технологии, принимаются серьезные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса, по борьбе с коррупцией, повышению уровня жизни, охране материнства и детства, развитию глобальной образовательной системы. По их мнению образование переходит в сферу услуг.

Есть авторы, которые не согласны с выделением философии образования в отдельную отрасль (В. В. Краевский). По их мнению, философский анализ образования необходим, поскольку педагогика не может обойтись без философии, но нельзя одно подменять другим.

Анализ литературы по поднимаемой теме показал, что для большинства авторов характерна та или иная специальная направленность: освещение отдельных аспектов теоретико-методологических основ развития философии образования в России, но проблема в целом всесторонне не анализируется. Именно поэтому такая отрасль как философия образования не может быть признана изученной в полной мере и нуждается в дальнейшем научно-философском осмыслении.

Литература:

  1. Алексеев Н. Г. «Философия образования и технология образования»- «Вопросы философии» N 11–2011г.
  2. Ашилова М. С. Философия образования Востока и Запада: общее и особенное НГТУ 2011 г.
  3. Делокаров К. Х. Ценности глобализирующегося мира. отв. ред., 2010
  4. Гершунский Б. С. Философия образования, М. 2013
  5. Грехнев В. С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе. Журнал: Философия и общество. Выпуск № 3(59)/2010
  6. Зотов А. Ф., Купцов В. И., Розин В. М., Марков А. Р., Шикин Е. В., Царев В. Г.,Огурцов А. П. " Образование в конце ХХ века («материалы» круглого стола») -«Вопросы философии» N9–1992г.
  7. Ильин Г. Л. Философия образованияМосква, 2012
  8. Краевский В. В. Общие основы педагогики: М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  9. Купцов В. И. Философия и методология науки, СПБ 2013
  10. Лихачев Б. Т. Философия воспитания
  11. Михайлов Ф. Т. «Образование как философская проблема»
  12. Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, В. И. Паршиков. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ)
  13. Никандров Н. Д. «Образование в процессе социализации личности», Вестник УРАО, 2008
  14. Паршиков В. И. Философия образования в России как объект комплексного исследования, Новосибирск 2002 г.
  15. Платонов В. В. «Философия образования как поле межсистемного взаимодействия» «Вопросы философии» N11–2013г.
  16. Розин В. М. «Философия образования как предмет общего дела» — «Вопросы философии» N11–2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): Гессен, образование, отечественное образование, Россия, философия образования, полная мера, проблема, проблема образования.


Задать вопрос