Социальный миф в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 06.11.2016

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Гумерова, А. М. Социальный миф в современном мире / А. М. Гумерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34974/ (дата обращения: 17.12.2024).



Миф издавна был попыткой объяснения сакрального, которое обладает огромной мощью, превосходящей во многом возможности человека. С помощью мифа человек стремился уберечь себя от неизвестного, пугающего, пытался создать «защитную оболочку» от воздействия на его сознания неведомого. Наука оказала существенное влияние на понимание значения и структуры мифа. То, что раньше раскрывалось с помощью мифических сцен и персонажей обрело, благодаря науке, рациональное объяснение.

Ключевые слова: миф, социальный миф, глобализация

Развитие науки в современном мире достигло больших высот, например, изучение космических объектов, то о чем древний человек и не догадывался, раскрывает многие тайны мироздания. Однако, потребность в мифе так же остра, как и раньше. Как пишет С. Московичи: «…достаточно мимолетного взгляда на публикации, выходящие огромными тиражами, чтобы удивиться, как много людей в нашем обществе доверяют гороскопу, обращаются к целителям или лечатся чудодейственными снадобьями. Мы наблюдаем, с какой интенсивностью практикуется магия во многих кругах, вплоть до университетских» [3].

Остается неясной причина потребности современного общества в мифе. Особенно актуально это относительно социальных мифов, которые обнаруживают себя во многих сферах человеческого бытия.

В современной культуре и в современной науке слово «миф» является общеупотребительным и популярным. Им пользуются политики, философы, психологи и литературоведы, тем не менее, этот термин является загадочным и таинственным. При обращении к разным авторам, энциклопедиям, источникам мы обнаружим, что понимание мифа в них не тождественно.

В своём первоначальном значении миф — это реальное событие, сакральное по своей природе, служащее примером для подражания. В работе

«Аспекты мифа» Мирча Элиаде определяет миф как одну из весьма сложных реальностей культуры, которую можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах. Миф — это рассказ о некоем творении, в котором сообщается, каким образом что-либо произошло, Миф ведет нас к истокам всего существующего в мире. Миф предъявляет людям образцы поведения в значимых жизненных ситуациях.

А. Ф. Лосев в «Диалектике мифа» говорит о том, что миф — «наиболее яркая и самая подлинная действительность». Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, подлинная и максимально конкретная реальность, в которой нет ничего лишнего, случайного, произвольного. Автор указывает на то, что миф может быть выдумкой, фантазией, только если мы говорим не о самом мифическом сознании, а о субъективном отношении к нему. Если мы хотим вскрыть сам миф, существо мифического сознания, а не отношение к нему, то миф представляется всегда как реальность, конкретность, жизненность. Миф содержит в себе строжайшую структуру и является логически, т. е. прежде всего диалектически необходимой категорией сознания и бытия [2].

Миф это не объяснение явлений, а выражение веры, переживаемой как действительность. В культуре миф выполняет важнейшую функцию, он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила.

Очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, миф, сводит их к человеческим представлениям. На этой основе становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. Мифология часто используется в 20 и 21 в. как усилитель ценностей, обычно за счет их явного преувеличения и фетишизации.

Если раньше миф рассматривался в основном как донаучная форма объяснения окружающей действительности, в том числе социального мира, то к началу XX века на основе многочисленных исследований воззрения на миф качественно изменились. Миф в современном понимании — «это не только донаучная форма объяснения мира, но и мировоззренческое основание (или побуждение) для социальных действий людей в заданном направлении, выражающее определенные групповые, классовые, государственные или национальные интересы» [4].

Мы живем в эпоху глобализации мира. Средств массовой коммуникации создают инфраструктуру для глобального распространения информации, как рационального, так и мифологического характера. Глобальное распространение массовой культуры свидетельствует о том, что ее продукты, имеющие некоторые свойства мифа, имеют гораздо больший потенциал для воздействия на массы, чем общественно значимая информация, достоверно отражающая действительности. Процессы глобализации создают условия, в которых миф оказывается способным играть существенно иную роль в общественной жизни.

В чем же заключается эта новая роль? С какими последствиями для человека и общества столкнемся мы в результате всех этих изменений? Вот вопросы, на которые еще предстоит найти удовлетворительные ответы.

Литература:

  1. Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость- М. ПЕР СЭ СПб. Университетская книга, 2000.-С.96–273
  2. Лосев А. Ф. «Диалектика мифа» Философское наследие. Том 130 М. изд. «Мысль» 2001. С.84–96
  3. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд //Психологический журнал. Том 16. — 1995, № 1- С. 5–23.
  4. Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество — М Изд-во НОР-МА — ИНФРА, 2002 с. 145–361.
  5. Элиаде М. Аспекты мифа.- М.: Академический проект, 2010- С. 15–53.
Основные термины (генерируются автоматически): миф.


Похожие статьи

Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...

Мифотворчество в современной культуре

В статье рассматривается понятие мифа и осмысляется функция мифа в современной культуре. Миф – это, прежде всего, первобытное представление о происхождении всего сущего, о месте человека в мире, о деяниях древних богов и героев. Но, несмотря на это, ...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества спектакля» Ги Дебора

Целью статьи является рассмотрение феномена «массового человека» в контексте критической теории Ги Дебора — «обществе спектакля». По мнению философа, такое общество особенно отличается утратой непосредственности существования, когда вся реальность со...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Ухудшение здоровья как следствие вспышки расизма

Теория и исследования в области культурной психологии подчеркивают необходимость изучения расизма не только «в голове», но и «в мире». Расизм часто определяется как индивидуальный предрассудок, но расизм также носит системный характер, проявляясь в п...

Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время

Статья посвящена такому известному каждому человеку переживанию, как страх. Страхи сопутствуют человечеству на протяжении всего его существования, однако каждому историческому периоду свойственны свои, отличительные страхи. Новое время — это период в...

Ономатетический акт как вступление в «знаковый космос» vs трагедия «неназванности»

В статье описывается феномен «ономатетического акта». Автор предлагает рассматривать его как способ структурирования бытия, форму познания, определяющий существование человека и мира. Для иллюстрации этого утверждения, осуществляется анализ венгерско...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Концепт «женщина» в китайской языковой картине мира

В исследовании был рассмотрен вопрос влияния культуры, в частности языка, на восприятия концепта «женщина» в китайском обществе. Как известно, китайский язык тесно связан с культурой, следовательно, в нём отражены основные аспекты восприятия мира нос...

Похожие статьи

Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...

Мифотворчество в современной культуре

В статье рассматривается понятие мифа и осмысляется функция мифа в современной культуре. Миф – это, прежде всего, первобытное представление о происхождении всего сущего, о месте человека в мире, о деяниях древних богов и героев. Но, несмотря на это, ...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества спектакля» Ги Дебора

Целью статьи является рассмотрение феномена «массового человека» в контексте критической теории Ги Дебора — «обществе спектакля». По мнению философа, такое общество особенно отличается утратой непосредственности существования, когда вся реальность со...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Ухудшение здоровья как следствие вспышки расизма

Теория и исследования в области культурной психологии подчеркивают необходимость изучения расизма не только «в голове», но и «в мире». Расизм часто определяется как индивидуальный предрассудок, но расизм также носит системный характер, проявляясь в п...

Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время

Статья посвящена такому известному каждому человеку переживанию, как страх. Страхи сопутствуют человечеству на протяжении всего его существования, однако каждому историческому периоду свойственны свои, отличительные страхи. Новое время — это период в...

Ономатетический акт как вступление в «знаковый космос» vs трагедия «неназванности»

В статье описывается феномен «ономатетического акта». Автор предлагает рассматривать его как способ структурирования бытия, форму познания, определяющий существование человека и мира. Для иллюстрации этого утверждения, осуществляется анализ венгерско...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Концепт «женщина» в китайской языковой картине мира

В исследовании был рассмотрен вопрос влияния культуры, в частности языка, на восприятия концепта «женщина» в китайском обществе. Как известно, китайский язык тесно связан с культурой, следовательно, в нём отражены основные аспекты восприятия мира нос...

Задать вопрос