Рассматриваются основные причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников железнодорожного транспорта различных категорий.
Ключевые слова: уровень заболеваемости, средняя продолжительность, железнодорожный транспорт, причины нетрудоспособности.
Железнодорожный транспорт в нашей стране на данный момент переживает довольно сложный период, что обусловлено экономической ситуацией и резким спадом объемов перевозок. Однако он выполняет около 45,3 % объема грузооборота и около 26,4 % пассажирских перевозок и продолжает занимать приоритетное положение среди других видов транспорта.
Приоритетными задачами на железнодорожном транспорте являются обеспечение безопасности движения поездов, охрана и укрепление здоровья работников. В структуре причин аварий на железнодорожном транспорте человеческому фактору отводится ведущая роль, поэтому медицинское обеспечение безопасности движения — важное звено в снижении количества аварий на железной дороге [1].
В последние годы на фоне ухудшения социально-экономических условий в стране отмечается рост наиболее распространенной профессиональной патологии среди большинства железнодорожных профессий. Кроме того, значительный ущерб состоянию здоровья наносят производственные факторы. Среди неблагоприятных факторов перевозочного процесса постоянного внимания требуют многочисленные перевозимые химические вещества, вредные и опасные физические факторы (шум, вибрация, ультра- и инфразвук, повышенные уровни ионизирующих излучений), а также специфические биологические загрязнители железнодорожного полотна [2].
К одной из самых многочисленных групп железнодорожных профессий относятся машинисты и работники локомотивных бригад, работа которых связана с обеспечением безопасности движения поездов. У работников этой группы регистрируются в основном заболевания, вызванные воздействием физических факторов (шум, вибрация), а также обусловленные выраженным нервно-эмоциональным напряжением и работой в ночную смену [3].
В целях изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) работников железной дороги, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов, в период с 2014–2015гг. на базе НУЗ «Отделенческая больница на станции Рыбное» нами было проведено социально-гигиеническое исследование, по данным их обращаемости в ведомственные амбулаторные и стационарные медицинские учреждения.
Отделенческая больница на станции Рыбное ОАО «РЖД» имеет в своем составе стационар на 75 коек круглосуточного пребывания (профиль коек: терапия, неврология, хирургия, гинекология), 5 амбулаторно-поликлинических подразделений с плановой мощностью 1265 посещений в смену, дневной стационар на 120 мест, 4 фельдшерских медпункта на железнодорожных вокзалах Рязань-1, Рязань-2, Ряжск, Сасово, 9 кабинетов предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО). Фельдшерские медицинские пункты также проводят предрейсовые и предсменные медицинские осмотры. Общая численность населения, прикрепленного к данному медицинскому учреждению, составляет 37333 человека, из них 7322 работников ОАО «РЖД», в т. ч. 5214 работников, обеспечивающих движение поездов, 1808 работников локомотивных бригад.
В структуре причин временной нетрудоспособности (ВН) преобладают заболевания, при этом в группе женщин на их долю приходится 93,2 % случаев и 95,4 % дней нетрудоспособности, в группе мужчин — других причин нетрудоспособности кроме заболеваний не зарегистрировано. Среди причин ВН женщин, не связанных с заболеванием, 5,3 % случаев составляет уход за больным ребенком и 1,2 % — аборты и отпуск по беременности и родам.
Общий уровень ЗВУТ работников ЖДТ к 2015 году составил 65,5±0,16 случаев и 918,2±0,94 дней на 100 работающих, средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности — 12,7±0,06 дней.
В структуре заболеваемости «простудные заболевания» составляют — 46,6 %, заболевания костно-мышечной системы — 11,3 %, травмы — 9,7 %, гипертоническая болезнь — 8,4 %.
Наиболее продолжительная нетрудоспособность была отмечена по классам новообразований — в среднем 35,4 дня, инфекционных и паразитарных болезней — 27,6 дней, травм и отравлений — 23,5 дней, а также по классам эндокринной системы и болезней крови — соответственно — 21,5 и 17,9 дней.
Анализ двухлетней динамики ЗВУТ среди работников ЖДТ позволил выявить классы болезней, за счет которых произошел рост ее суммарных показателей (дней и случаев ВН). Темп прироста случаев ВН в 27 % зафиксирован по классам болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ и болезней уха и сосцевидного отростка. Выраженный прирост случаев нетрудоспособности отмечен также по классам болезней костно-мышечной системы — 19,2 %, органов дыхания — 18,8 %, инфекционных и паразитарных болезней — 15,5 %.
При оценке динамики ЗВУТ нужно учитывать, что в настоящее время в большинстве отраслей народного хозяйства отмечается снижение ее показателей. Это происходит не потому, что люди стали меньше болеть, а потому, что стали меньше обращаться за медицинской помощью с целью официального оформления ВН, и особенно при различных кратковременных острых заболеваниях. Уровень ЗВУТ снижается под воздействием ряда социально-экономических факторов: боязнь потерять работу, получить зарплату ниже среднемесячного оклада, лишиться премии.
Литература:
- Железнодорожная медицина: энциклопедия / под ред. О. Ю. Атькова; А. З. Цфасмана.- М.: Медицина, 2007–1054 с.
- Фраш В. Н. Комбинированное действие физических и химических факторов производственной среды / В. Н. Фраш, А. В. Караулов, В. В. Капитульский, Н. Н. Ванчугова. — М.: Пресс, 1998. — С. 69–74.
- Капцов В. А. Новые организационно-методические подходы к профилактическим медицинским осмотрам на железнодорожном транспорте / В. А. Капцов, А. Ю. Троицкая, В. Б. Панкова // Гигиена и санитария. — 2000. — № 2. — С. 66–70.