Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 3712 раз

Библиографическое описание:

Дорошина, Т. В. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Дорошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 867-869. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34894/ (дата обращения: 16.12.2024).



Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.

Заботясь о благе каждой семьи, делая для этого все необходимое, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждый из родителей понимает всю важность этой задачи.

Повышение ответственности родителей за воспитание своих чад, взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подростков, очень тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Родители нередко думают, что воспитание детей очень трудное дело. Это не так уж сложно, если не слепо любить ребенка, а любовно следить за развитием, стараясь понимать его интересы, уважать личность ребенка, щадить самолюбие.

Существует много сложных проблем в вопросах с семьей и семейного воспитания. Ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Не уменьшается и число детей, от которых отказались матери при рождении. Возрастает количество матерей и отцов лишенных родительских прав. Открытая борьба с такими явлениями в нашем обществе обязывает педагога детского сада влиять на родителей дошкольников, формировать у членов семьи ответственность за правильное воспитание детей с первых лет их жизни.

Но вопреки имеющимся негативным явлениям продолжают развиваться и прогрессивные тенденции становления молодой семьи. Многие молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с раннего возраста, укреплять контакты с детским садом.

«Каждой семье — педагогическую культуру» — этот девиз становится определяющим. В организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с родителями. Очевидна важность дальнейшего совершенствования форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

Насущные проблемы сегодняшней семьи концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношение родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.

Чаще всего дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие — как само собой разумеющееся, третьи — с надеждой.

Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей.

Первейшей задачей работников дошкольных учреждений является формирование у родителей воспитанников и других членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей. Важнейшая роль семьи в воспитании детей раскрывается на примере опыта лучших семей. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, как бытовых, так и педагогических, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества совместное проживание, общие заботы по дому — все это способствует выполнению семей главной задачи — воспитания детей.

В характере ребенка нужно обязательно найти положительные качества, развивая их, тем самым воспитывать его личность. Нужно стараться вырабатывать у ребенка положительные условные рефлексы, а не подкреплять отрицательные путем частого указывания на них. Воспитывая детей нужно, прежде всего, вооружиться терпением. «Терпение и труд все перетрут!» — говорит русская пословица.

Огромное значение имеет самовоспитание родителей. Ничто не влияет на детей как личность родителей, их поведение и пример.

Семья — это первый коллектив, в котором дети живут по законам коллектива. Цель членовсемьи — заботится о друг друге. Большинство семей активно привлекают детей к участию в жизни семьи: помощь по дому, подготовка к семейным праздникам. Дети владеют информацией о том, где и как работают их родители.

Если члены семьи умело привлекают детей к посильному труду, то создаются естественные возможности для трудовоговоспитания. Главная ценность совместного труда в том, что взрослые являются для ребенка образцом для подражания. Совместная со взрослым работа подготавливаетдошкольникак самостоятельному индивидуальному труду.

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребёнка. Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх (от ребёнка к родителям). В результате у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребёнка после поступления в школу.

Дружнаясемья — это первичный коллектив, члены которого живут по принципу товарищества, сочувствие, взаимопонимания. Таким образом у детей начинает складывается не только любовь к семье, но и уважение к родителям.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни, и как не вспомнить слова А. С. Макаренко: «Наши дети — будущие граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это наша старость. Правильноевоспитание– это наша счастливая старость, плохоевоспитание — это наше будущее горе, это наши слезу. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

Литература:

  1. Советыродителям о воспитании детей/ Под ред. А. П. Усовой. Изд. АПН, Москва

2. А. А. Люблинская «Семейные отношения и влияние их на детей».

  1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1990
  2. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988
  3. Ковалев Л. Е. Микроклимат в семье. М.,1999
  4. Конвенция ООН о правах ребенка(1991)
  5. Конституция РФ.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, воспитание детей, детский сад, родитель, член семьи, дошкольное учреждение, педагогическая культура, семейная педагогика, семейное воспитание.


Задать вопрос