Семья — очаг любви и уважения
Автор: Карчага Екатерина Сергеевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.06.2018
Статья просмотрена: 1036 раз
Библиографическое описание:
Карчага, Е. С. Семья — очаг любви и уважения / Е. С. Карчага. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14370/ (дата обращения: 17.12.2024).
Я думаю, что семья — это место, где происходят самые смешные и наименее респектабельные вещи в мире.
Уго Бетти
Семья — это ячейка общества, которая строится на любви и уважении. Есть свои законы и правила, меры воспитания и уважения. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. А по мнению отечественного социолога А. Г. Харчева, семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей, одной из которых является семейная педагогика. Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» между собой. «Роднит» их, прежде всего, предмет, который они изучают, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами). В зависимости от указанных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном (яслях, школе, колледже и т. д.). [1]
Две ветви воспитания — в семье и в общественных учреждениях — направлены на развитие ребенка и адаптацию в современном мире. Однако, между собой ветви отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладают эмоции и чувства, в обществе — рационализм. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем преобладает рассудочность и холодность.
В каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А. В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Воспитательная система семьи формируется путем педагогических «находок», ошибок и просчетов, основываясь на опыт родителей. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития. [1] В другом же случае, к воспитанию ребенка не прилагают должных усилий и внимания. Такая семья не беспокоится его судьбе. Игнорируя интересы и пожелания ребенка, родители не дают возможности на полноценное развитие и правильное восприятие окружающего мира. Это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной и жесткой семьи в отношении своего чадо. Любому ребенку нужна любовь, поддержка, забота и помощь родителей в первых начинаниях и в формировании мировоззрения.
Таким образом, я могу сделать вывод, что семейное воспитание более мягкое и свободное, чем общественное. Второе основывается на порядке общества, более целенаправленное и планомерное. Однако в первые годы жизни ребенка ему нужна нежность и любовь, которые должна дать семья. А общество воспитает стремление к усовершенствованию и планированию своей жизни в условиях современного мира.
Самые важные годы в жизни ребенка, это первые годы. Первый взгляд и улыбка, первые чувства и ощущения, первое слово. Целью семья является воспитать личность с индивидуальным характером и способностью адаптации и существования в современном мире. Задачами семейного воспитания являются:
‒ Создать максимальных условий для роста и развития ребенка.
‒ Защитить ребенка социально-экономического и психологического уровня.
‒ Передать опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
‒ Научить к старшему поколению, в том числе к родителям.
‒ Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Главные принципы семейного воспитания в истории трактуются так:
‒ Гуманность и милосердие к растущему человеку.
‒ Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников.
‒ Открытость и доверие в отношениях с детьми.
‒ Оптимистичность взаимоотношений в семье.
‒ Последовательность в своих требованиях, не требуя невозможного.
‒ Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность ответить на все интересующие его вопросы.
Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А. В. Запорожец, М. И. Лисина). Совсем иным будет этот образ и по содержанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию. [1]
Существует четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку:
‒ Контроль (попытка влиять на деятельность ребенка).
‒ Требование (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на высоком социальном и эмоциональном уровне).
‒ Общение (использование родителями убеждения для того, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения и отношения).
‒ Доброжелательность (выражается в том, насколько родители заинтересованы в ребенке, теплоту, любовь, заботу и сострадание по отношению к нему).
Для развития детей родители, бабушки и дедушки покупают игрушки, карандаши и альбома для рисования, пластилин, который развивает мелкую моторику. Игрушки ребенка характеризуют его привязанности к животным и формируют его характер. Большие животные — это сила и храбрость, а маленькие — это уважение и спокойствие. Рисунки яркими красками символизируют счастье и радость в душе, темные — грусть и тоску. По этим незначительным мелочам каждый родитель понимает, о чем думает их ребенок, чего желает. Не стоит забывать об общении в семье, между родителями и с самим ребенком.
Главное нужно запомнить родителям, что ребенок в маленьком возрасте все понимает и запоминает. Для него мама и папа пример взрослого человека с его повадками и его манерами. Ребенку нужна теплота и любовь, чтобы он чувствовал себя нужным.
Литература:
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/Издательство: М.: Академия, 2000, 232 с
- Зверева О. Л., Ганичева А. Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание», учебное пособие: М.: Академия, 2000
- Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. — СПб.: Вектор, 2011. — 400 с.
- https://www.webkursovik.ru/kartgotrab2.asp?id=-160774