Экономика любой национальной системы своей основной целью ставит развитие государства в целом, направленной на повышение благосостояния народа.
В условиях мирового кризиса для нашей республики производство конкурентоспособной продукции и повышение экономической эффективности является одним из самых важных приоритетных направлений.
Кризисные ситуации, возникающие вследствие неравномерного развития народного хозяйства и его отдельных частей, колебания объемов производства и сбыта, появление значительных спадов производства следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.
Каждая фирма, являясь элементом системы народного хозяйства республики, призвана и должна работать на общий результат. Одним из приоритетных направлений по смягчению последствий мирового финансово-экономического кризиса, как определило правительство Узбекистана, является ориентированность на модернизацию и диверсификацию экономики.
В этой связи глава нашего государства Каримов И.А., подводя итоги 2015 года и определяя основные направления социально-экономического развития республики, отметил следующее: «Важнейшим приоритетом предусмотренной на 2016 год экономической программы должно стать безусловное продолжение начатых системных демократических реформ и модернизации страны, глубоких структурных преобразований в экономике, прежде всего в промышленности и сельском хозяйстве, опережающее развитие и защита интересов частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса, обеспечение макроэкономической сбалансированности [2].
Для реализации поставленных задач в современных условиях актуальное значение приобретает антикризисное управление.
В последние годы проблемам антикризисного управления уделяется большое внимание. Это вызвано, прежде всего, тем, что экономика Узбекистана вступила на путь рыночных преобразований в условиях системного кризиса.
Антикризисное управление — это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретной фирме.
Антикризисное управление является микроэкономической категорией и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне фирмы при ее оздоровлении или ликвидации.
По мере накопления знаний и опыта стала формироваться позиция, согласно которой антикризисное управление должно иметь ярко выраженную функцию, которая направлена на предотвращение банкротства фирм. Ее суть заключается в том, что антикризисное управление должно начинаться не с анализа баланса предприятия за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формирования и поддержания на должном уровне стратегического потенциала, способного в течение длительного периода обеспечивать конкурентное преимущество предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Многие авторы считают, что понятие «антикризисное управление» должно иметь расширительную трактовку.
Так, Э. А. Уткин предполагает, что главная задача антикризисного управления заключается в обеспечении такого положения предприятия на рынке, при котором в целях предотвращения банкротства и временных трудностей, в том числе и финансовых, на каждом предприятии посредством использования всех возможностей современного менеджмента разработана и на практике может быть реализована специальная программа, имеющая стратегический характер, которая «позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллапсах и коллизиях» [3, с.103].
Согласно такому подходу стратегический менеджмент играет важную роль в антикризисном управлении. По мнению автора, антикризисное управление и стратегический менеджмент родственные понятия. В широком смысле слова они направлены на устойчивое развитие фирмы, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Они также используют диагностику и мониторинг экономического и финансового состояния предприятия, изучают его внешнюю и внутреннюю среду.
В то же время антикризисное и стратегическое управление — самостоятельные экономические категории. У каждой из них свои цели, задачи и области применения. Стратегический менеджмент не рассматривает ситуации, связанные с выводом предприятий из кризисного состояния или с их ликвидацией. Основной задачей антикризисного управления является осуществление действий, направленных на преодоление кризисных ситуаций.
Кроме стратегического менеджмента важнейшими инструментами антикризисного управления являются такие новые формы управления, как риск-менеджмент, финансовое оздоровление, банкротство, реинжиниринг, реструктурирование, бенчмаркинг и др.
Структуру антикризисного управления фирм можно представить на наш взгляд в виде следующего рисунка.
Рис.1. Структура антикризисного управления
Рассмотрим содержание перечисленных составляющих частей антикризисного управления в отдельности.
Кризис-менеджмент включает управление несостоятельностью (банкротством) и управление процессом финансового оздоровления фирмы.
Под менеджментом банкротства понимается управление, направленное на принудительную или добровольную ликвидацию фирмы. Его основными элементами являются:
- Определение размера задолженности предприятия-банкрота перед кредиторами;
- Формирование конкурсной массы, т. е. имущества, принадлежащего несостоятельному предприятию;
- Разработка программы продажи имущества предприятия-банкрота и ее реализация;
- Удовлетворение требований кредиторов в порядке установленной очередности.
Под менеджментом процесса финансового оздоровления понимается управление, направленное на вывод фирмы из кризиса. Процесс финансового оздоровления — система мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения фирм с целью предотвращения их банкротства и повышения их конкурентоспособности.
Стратегический менеджмент представляет собой управление, направленное на реализацию стратегии развития предприятия согласно изменяющимся условиям внешней среды.
Риск-менеджмент — это управление рисками, направленное на снижение потерь от возможных негативных ситуаций в деятельности фирмы.
К основным элементам риск-менеджмента относятся:
- Классификация рисков и создание риск-классификатора;
- Обнаружение области повышенного риска;
- Оценка степени вероятности риска;
- Разработка программ предупреждения риска;
- Возмещение причиненного материального ущерба в результате наступления рискового события;
- Анализ и предупреждение рисков.
Реинжиниринг — преобразование фирмы на основе перехода от управления отдельными операциями к управлению межфункциональными бизнес-процессами, которые заканчиваются удовлетворением потребностей внешних (рыночных) или внутрифирменных клиентов.
Цель реинжиниринга — гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым сдвигам в запросах потребителей и соответствующее изменение стратегии, технологии, организации производства и управления на основе эффективной компьютеризации. При этом достигается экономия в трансакционных и накладных расходах и сокращаются сроки исполнения заказов.
Бенчмаркинг — программно-целевое управление инвестиционными, инновационными и маркетинговыми проектами на основе рыночной оценки конкурентных позиций фирмы (продукции, затрат, технологий, всех видов менеджмента, отношений с клиентами и т. д.), лучшего мирового опыта в данной области и путей его освоения и развития.
Бенчмаркинг как составляющая антикризисного управления решает следующие вопросы:
- Какая фирма является главным конкурентом?
- Почему собственное предприятие не является лучшим?
- Что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы оно стало лучшим?
- Как выстроить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?
- В обобщенном виде антикризисное управление характеризуется следующими признаками:
- Главная цель — обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране;
- Применение в основном тех управленческих инструментов, которые в условиях национальной экономики наиболее эффективны при устранении временных финансовых затруднений и в решении других текущих проблем фирмы;
- Главным условием деятельности является ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанных альтернативных вариантов, представляющих собой коммерческую тайну и предусматривающих различные трансформации в этой среде в зависимости от ситуации;
- В его основе лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий фирмы;
- Разработка и осуществление таких управленческих и финансовых механизмов, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для фирмы потерями.
Учет и использование вышеперечисленных современных методов по эффективному и успешному управлению фирмами позволит им добиться поставленных целей и приумножить прибыль. Еще одним веским аргументом в пользу антикризисного управления, можно с уверенностью утверждать, что деятельность любой фирмы как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «О банкротстве» 2010.
- Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год16.01.2016.
- Уткин Э. А., Панов В. В. Антикризисное управление. М.: Тандем; Экмос, 2000. – 103с.
- Иванов Г. П. Антикризисное управление: От банкротства — к финансовому оздоровлению — М., 2010.
- Кривенко Н. И., Левадный Р. О. Антикризисное управление маркетингом и сбытом как один из инструментов разработки антикризисной программы предприятия. 2013.