Отец не только кормилец и защитник, но и показатель духовного состояния семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 741 раз

Библиографическое описание:

Пантыкина, В. М. Отец не только кормилец и защитник, но и показатель духовного состояния семьи / В. М. Пантыкина, А. С. Белкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 906-908. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34567/ (дата обращения: 22.12.2024).



А я расту, как сквозь асфальт травинка.

Ах, папа — папа! Я — твоя кровинка.

Таких травинок много под ногами,

И потому мы льнем поближе к маме.

В настоящее время вопрос вовлечения отцов в воспитательный процесс является очень актуальным. В силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. К сожалению, сегодня существует множество мужчин, которые только претендуют на роль отца, но в реальности им никогда не являлись. Ведь настоящее отцовство — это больше, чем просто рождение детей, это — ответственность, справедливость и любовь к своим детям. Совершенный образ Небесного Отца является тем примером, к которому должен стремиться каждый мужчина, ведь никакая даже самая совершенная мать не сможет заменить отца, и каждый ребенок в своем возрасте для своего гармоничного развития нуждается в отцовском попечении, отцовском духовном авторитете. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.

Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом? Возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы и побеги из дома. По результатам анкетирования и собеседования было установлено, что полные семьи составляют 62 %, неполные 38 %. Но и в полных семьях отцы считают, что воспитание дошкольников должны заниматься мама и детский сад; и только 24 % уверенны, что воспитанием ребенка должны заниматься оба родителя одинаково. Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка. Именно в этих условиях возникла идея вовлечь отцов в процесс православного воспитания.

Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности будущего мужчины. Дети нуждаются в обществе отца, его любви.

Важно, чтобы дети имели возможность проводить достаточно времени с отцом, ощущать его участие, доброту и по возможности помогать ему.

Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности в детском саду. И здесь очень важно создать условия для сотрудничества, найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания. Я в свою работу включаю разные совместные мероприятия, которые помогают отцам лучше понять своих детей, любить и уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьей.

Работу по воспитанию духовной культуры, любви к Богу я строю на основе приобщении, как пап, так и детей, это:

– обсуждение положительных примеров из литературы, жизни современников;

– экскурсии в музеи;

– просмотр кино и видеофильмов, репродукций картин на библейскую тематику;

– прослушивание духовной музыки;

– проведение уроков добра и красоты;

– путешествие в Страну Милосердия.

Самая ответственная часть в воспитании не та, когда мы стараемся вложить, что-то свое в наших детей, научить их тому, что мы считаем важным, а когда мы бережно с любовью и уважением стараемся способствовать росту талантов, вложенных Богом в наших детей. Часто дети задают своим родителям вопросы, на которые родители затрудняются ответить. Например: «Для чего я родился?», «Кто первый появился на земле?», «Что такое добро и что такое зло?», «Что такое причастие?». Поэтому родители стали интересоваться и проявлять любознательность, искать ответы на вопросы детей, вместе с детьми размышляют и делают выводы. В этот период задача педагога помочь найти правильные ответы для родителей, просветить их.

Я предлагаю папам разные формы работы — беседы за круглым столом, оформляю памятки, папки — передвижки, приглашаю на занятия, провожу индивидуальную работу. Подготовила ряд консультаций: «Духовно — нравственное воспитание детей», «О значении поста в жизни детей».

В группе регулярно проводятся различные конкурсы на изготовление поделок детей совместно с родителями, а так же выставки рисунков к праздникам: «Рождественская звезда», «Вербное Воскресенье», «Пасхальные радости», «Ангел-хранитель».

Папы стали принимать активное участие в работе группы, их руками изготовлены творческие работы: папа Даши К. изготовил макет Храма Христа Спасителя, папа Насти М. занимается плетением из бисера и изготовил такие поделки как «Часовня» и «Пасхальное яйцо». Картину «Пасхальное угощение» вышили родители Димы Д. На празднике «Введение Девы Марии в Храм» папа читал стихи, Дима с гордостью слушал и старался подражать папе. Дети и папы посетили избу русского быта в детском саду, где я рассказала о приготовлении взвара и кутьи из риса, а потом было святочное веселье, водили хороводы, загадывали загадки. Дети подарили подарки своим родным.

Особую духовно — нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки к мемориалу воинской славы, знакомят детей с героическим прошлым нашего города, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей родины. Папа Даши Кольцовой рассказал о том, как он служил в Чечне. Провели конкурс чтецов между папами и детьми на патриотическую тему, были исполнены песни под гитару пап о войне. Активное участие папы принимали на праздниках: «День отца» — дети читали стихи про наших любимых пап. К дню защитника Отечества оформили совместно с папами фотовыставку «Мой папа», «Есть такая профессия Родину защищать». Провели такие развлечения: «Наши защитники», «Пусть всегда будет папа».

Большую роль в становлении личности ребенка играют православные праздники, которые тесно переплетаются с народными. Они создают особый ритм духовной жизни человека, обращая внимание культурно-историческим традициям нашего народа. Поэтому в детском саду стало традицией празднование таких праздников как: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождественские Святки», «Масленица», «Вербное Воскресение», «Пасха», «Троица».

С целью пропаганды здорового полноценного семейного воспитания изготовлены семейные альбомы, в которых папы делятся опытом, проблемами и сомнениями воспитания детей.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: папы стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимодействия. Папы стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Папы посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, охотно помогают нам в благоустройстве территории детского сада, принимают активное участие в выставке: «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»; в праздниках и развлечениях: «Сто затей для ста друзей».

В результате проделанной работы в группе сложилась определенная система работы с отцами, повысилась педагогическая грамотность отцов, культура межличностного взаимодействия детей в группе. Успехи в работе с родителями отразились на показателях образовательного процесса. Между отцами и детьми установились доверительные отношения. Появилась потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Родителям следует помнить о том, что духовное воспитание детей не обязательно означает религиозность. Духовное воспитание, скорее оказание помощи ребенку в выборе верного духовного направления, которому он будет следовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Папы воспитывают в своих детях уважение к женщине как к матери, прививают трудолюбие, моральные нормы и правила поведения, духовные ценности. Я думаю, что православное учение оказывает положительное влияние на семьи наших детей. Отец, принимающий участие в жизни своих детей и сумевший установить с ними эмоциональный контакт, становится их другом. А благодарные за это дети пронесут в своем сердце теплое воспоминание об отце и его жизненных уроках через всю свою жизнь.

Литература:

  1. Гладких Л. П. «Основы православной культуры. Мир — прекрасное творение» [Текст]: Программа для дошкольных образовательных учреждений/ Л. П. Гладких.- Курск, 2009. — 180 с.
  2. Житие преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского //Оптина пустынь 1991.- 84 с.
  3. О православном воспитании и книгах. Священник В.Грозовский //В помощь христианину. [Текст] Издательство «Сатись»,2007
  4. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] /О. Потаповская// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1
  5. Папы всякие нужны. О роли отца в воспитании детей [Текст]: Сборник/ Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. — Москва — 2012
  6. Счастная A. M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник) [Текст]: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ A. M. Счастная — Минск, 1990. — 63 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, отец, пап, пап стали, родитель, активное участие, праздник, семья.


Похожие статьи

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила

Классный руководитель как организатор развития коллектива родителей и его воспитательного потенциала

Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка

Милосердие, великодушие как неотъемлемая часть национального богатства (на примере Второй мировой войны)

Радонежье — край духовности и вдохновения

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Документальные воспоминания фронтовиков и тружеников тыла — неисчерпаемый кладезь исторической памяти подрастающего поколения

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историко-культурными особенностями родного города

Патриотизм — это не доблесть, и не профессия. Это естественное человеческое чувство. Оно многогранно по содержанию. Это и любовь, и патриотические чувства.

Похожие статьи

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила

Классный руководитель как организатор развития коллектива родителей и его воспитательного потенциала

Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка

Милосердие, великодушие как неотъемлемая часть национального богатства (на примере Второй мировой войны)

Радонежье — край духовности и вдохновения

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Документальные воспоминания фронтовиков и тружеников тыла — неисчерпаемый кладезь исторической памяти подрастающего поколения

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историко-культурными особенностями родного города

Патриотизм — это не доблесть, и не профессия. Это естественное человеческое чувство. Оно многогранно по содержанию. Это и любовь, и патриотические чувства.

Задать вопрос