Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.
Ключевые слова: психологическая подготовка, аутогенная тренировка, юные каратеисты
Актуальность исследования обусловлена тем, что для тренировок каратеистов огромное значение имеет подготовка на основе использования научных данных о психической саморегуляции как многоаспектном психофизиологическом явлении. Под психической саморегуляцией А. В. Алексеев понимается определенные воздействия на психические и физические функции своего организма с помощью слов и соответствующих им мысленных образов [1].
По мнению А. О. Прохорова [3], психологическая подготовка спортсменов — одна из наиболее интересных и перспективных тем для изучения. Трактовка данного вопроса пересекается с взглядами А. Ц. Пуни [4–5] и представляет для нас определенный интерес.
Ф. Геннов, главным моментом психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, считает стабилизацию эмоционального состояния [2].
Проанализировав научные исследования вышеперечисленных авторов, можно увидеть, что данные исследователи заостряют свое внимание на умении саморегулировать свое психофизическое и эмоционально-волевое состояние. А наиболее распространенным и эффективным методом психологической саморегуляции является аутогенная тренировка.
Исходя из всего вышесказанного, предметом нашего исследования являлась методика формирования психомышечной саморегуляции у юных каратеистов.
Гипотеза исследованиясостояла в том, что внедрение в тренировочный процесс юных каратеистов методики психомышечной саморегуляции, позволит обеспечить психическую устойчивость спортсменов, и улучшит результаты их выступления на соревнованиях.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась АНО «Тольяттинская федерация каратэ ВКФ». Отбор участников экспериментального исследования осуществлялся на основе учета: 1) пола (мужской); 2) возраста (8–9 лет); 3) уровня спортивного мастерства (учащиеся, занимающиеся в секции каратэ). В ходе экспериментальной проверки методической разработки, учитывались требования, предъявляемые к проведению естественного, формирующего эксперимента.
Методика психологической подготовки
Зв основу своей методики, мы взяли методику А. В. Алексеева в изначальном ее варианте, и разработали свою методику, учитывая тонкости тренировок каратеистов.
Особенности методики состояли в следующем:
- Внимание, как всегда, спокойное и ненапряженное, должно медленно «осматривать» мышцы спины, боковых поверхностей туловища, живота и груди, способствуя их расслаблению и согреванию.
- Затем расслаблению подвергаются мышцы шеи (втянуть голову в плечи, а их немного приподнять к ушам и задержать такое положение на высоте вдоха в течение 3–4 секунд).
- После расслабляются мышцы лица (на вдохе надо слегка нахмурить лоб, зажмурить глаза, немного сжать зубы и губы)
- После того как каратеист будет в совершенстве владеть данными видами расслабления, когда все мышцы станут послушными, следует переходить к изучению формулы психомышечной тренировки «Я расслабляюсь и успокаиваюсь».
- Когда процесс расслабления начинает реализовываться вполне отчетливо, предварительные формулы заменяются на окончательные.
Исходя из индивидуальных физических и технических особенностей каратеистов, методика предполагает возможность использования направленного влияния на определенную группу мышц. После чего можно приступать к выполнению соревновательного действий.
Учитывая специфику выступления каратеистов во время соревнования, в котором на раунд отводится 2–3 минуты необходимо в совершенстве владеть следующими формулами: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь…» и «Я спокоен и сосредоточен…». Использование данных формул должно занимать всего лишь 5–10 секунд.
Помимо этого, после каждой тренировки юные каратеисты использовали следующую медитацию:
Часть первая. Примите удобное положение тела: лежа или сидя. Начните упражнение с устранения посторонних мыслей. Постарайтесь ни о чем не думать, а мыслям, которые невольно приходят в голову, можно сказать, что вернетесь к ним после занятия, а сейчас вы заняты. Помочь телу расслабиться можно вниманием. Подержите несколько секунд внимание на переносице, плечах. Затем — на кистях, средних пальцах и стопах, на центре низа живота (примерно пять сантиметров ниже пупка), на копчике.
Часть вторая. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, будет полезным послушать свое естественное дыхание, или звуки природы (шум ветра, моря, дождя, пение птиц, шелест листвы). Слушание себя или природы поможет ни о чем не думать, подольше сохранить состояние расслабления или покоя.
Часть третья. Закончите упражнение растиранием головы подушечками пальцев, а также стоп — одна о другую. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, то можно побывать в этих состояниях от 5 до 20 минут.
Данный комплекс предназначен для снятия напряжение, усталости, чувства неудовлетворенности, концентрирование внимания на различных частях своего тела, способность слушать свое дыхание и просто быть всегда в хорошем расположении духа.
Результаты исследования
Анализируя данные, мы увидели, что после проведенной работы прирост результатов в экспериментальной группе по реактивной тревожности составил 31,88±3,02 балла, в среднем изменение составили 5,25±0,34 (р<0,05), а в контрольной всего 1,50±0,77 балла (рис.1).
Рис. 1. Динамика уровня реактивной тревожности
Следующим показателем психической надежности и эмоциональной устойчивости были результаты уровня личностной тревоги.
Исходя из показаний результатов, видно, что предложенная методика позволила снизить уровень личностной тревоги каратеистов экспериментальной группы и добиться уменьшения в среднем 4,12±0,86. В контрольной же группе изменения составили в среднем 1,90±0,67 балла, что не имело достоверных различий (р>0,05) и было связано с приобретением определенного спортивного опыта (рис. 2).
Рис. 2. Динамика уровня личностной тревоги
В ходе констатирующего эксперимента, у спортсменов экспериментальной группы был зафиксирован низкий показатель по физическому и излишне завышен по эмоциональному компоненту предстартового состояния.
В ходе эксперимента, за счет применения разработанной методики психомышечной саморегуляции каратеистов удалось добиться улучшение по физическому показателю, данный компонент повысился в среднем на 2,38±0,48 балла (р<0,05). В то время как показатели по эмоциональному компоненту улучшились, за счет снижения показателя в среднем на 2,0±0,54 балла (р<0,05). Проанализировав результаты тестирования контрольной группы, самый низкий был физический показатель, и за время эксперимента с другой подгруппой, он практически не улучшился. Что касается эмоционального компонента в этой же группе, он был завышен и по истечению времени изменился не значительно, в среднем уменьшился лишь на 0,7 балла (р>0,05), то есть у спортсменов контрольной группы так и остались проблемы по физическому компоненту, излишне занижен и завышен по эмоциональному. Учитывая специфику выступления и подготовки к соревнованию, это отрицательно сказывается на предсоревновательное состоянии и как следствие ведет к снижению результатов (рис. 3).
Рис. 3. Динамика показателей предсоревновательного состояния: 1–2 — физический компонент; 4–5 — эмоциональный компонент; 7–8 — когнитивный (мысленный) компонент
Результатом улучшения предсоревновательного состояния явилось улучшение выступления на соревнованиях, что в первую очередь отразилось на стабильности.
Следующий показатель общей психологической готовности каратеистов, является личностная тревога, которая до эксперимента была так же практически одинакова в экспериментальной и контрольной группах, и составляла 27,75±2,32 и 27,10±1,65 соответственно. Сравнивая показатели до и после проведенных занятий, в экспериментальной группе видна явная разница (ЛТ составляла уже 23,63±3,18 балла). Мы снизили данный показатель с высокого уровня, до среднего. Если рассматривать специфику подготовки каратеистов, в наиболее ответственный моменты повышается уровень реактивной тревожности, которая в последствии наслаивается и влияет на личностную, тем самым они взаимосвязаны. Для того чтобы улучшить общее психологическое состояние спортсмена в такие моменты, необходимо комплексно влиять, поэтому мы с помощью нашей методики снизили уровень личностной тревоги наряду с реактивной. Что касается результатов в контрольной группе, то они в течение времени изменились не значительно, но уровень личной тревоги так и остался высоким.
При измерении предсоревновательного состояния, до проведения эксперимента каратеисты показывали следующие результаты: в контрольной группе — физический компонент 7,70±0,89, эмоциональный 12,70±1,45, когнитивный (мысленный) 9,60±1,01 балла, в экспериментальной группе — физический компонент 7,50±0,85, эмоциональный 12,75±1,55, когнитивный (мысленный) 9,75±0,98 балла. В процессе нашей работы, в экспериментальной группе, мы получили следующие показатели: физический компонент 9,88±1,33 балла, эмоциональный 10,75±2,09 балла, когнитивный (мысленный) 9,37±1,35 балла. В контрольной группе, результаты практически не изменились.
Подводя общий итог проделанной работы, можно заключить, что уровень реактивной тревожности, до начала внедрения нашей методики в психологическую подготовку, обеих групп был практически одинаков контрольная группа 37,20±1,79 балла, экспериментальная 37,13±2,68. После занятий по разработанной методики в экспериментальной группе этот показатель понизился до 31,88±3,02 тем самым мы добились желаемого оптимального для каратеистов уровня «полезной тревоги». Если же посмотреть на результаты контрольной группы, то они снизились не значительно, и хотя они и остались в интервале умеренной тревожности, но существует риск увеличения таковой, в ответственный и решающий момент, до высокой.
Таким образом, предложенная методика психомышечной саморегуляции для юных каратеистов дала положительные результаты и доказала гипотезу исследования.
Литература:
- Алексеев, А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.
- Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1996.
- Прохоров, А. О. Методы психической саморегуляции. — Казань, 1990.
- Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. — М.: ФиС, 1999.
- Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 2001.