В данной статье рассмотрены методы, позволяющие боксерам во время соревнований держать свое эмоциональное состояние на стабильном уровне. В проведении тренировок следует обратить внимание на волевые психологические качества спортсменов, динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований. Это требует определенной психологической и физической подготовки от спортсменов.
Ключевые слова: эмоциональное возбуждение, мотивация, психическая саморегуляция, предстартовое состояние.
This article describes methods that allow boxers to keep their emotional state at a stable level. Suppose to pay attention to the volitional psychological quality athletes, dynamic emotional state during sporting events while conducting the training sessions. This requires a certain psychological and physical preparation of athletes during the competitions.
Key words: emotional arousal, motivation, psychical self-regulation, bre-launch status.
В настоящее время узбекские боксеры показывают мастер-классы на международных спортивных аренах, радуя этим своих фанатов. Особого внимания заслуживает их триумф во время ХХХI летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро: 3 золотые, 2 серебряные, 2 бронзовые медали: 1-е место в общекомандном зачете по боксу.
Большую роль в победе боксеров играет их технико-тактическое мастерство, профессионализм, немаловажное значение имеет эмоциональная устойчивость спортсменов в условиях напряженных соревнований и действия отрицательных эмоциональных факторов.
Актуальность. Актуальность данной работы определялась высокой значимостью психологической подготовки к соревнованиям. Анализ научно-методической литературы выявил, что в последние годы в научных исследованиях широко обсуждаются проблемы психологической подготовки / Г. Б. Горская, 1999; Е. П. Ильин, 2009; Н. И. Кушакова, 2017 и др./. Рациональная регуляция боевой установки, настроения и психического напряжения составляет основу непосредственной психической подготовки боксера. В связи с этим одной из важнейших задач подготовки высококвалифицированного спортсмена является воспитание волевых качеств, направленных на преодоление трудностей. Для развития волевых качеств, боксеру необходимо выполнять упражнение, направленные на приложение волевых усилий (1,3,4,).
Целью данной работы является разработка методики достижения эмоциональной устойчивости и психического равновесия во время международных соревнований.
Задачами исследования является:
‒Анализ процесса психологической тренировки.
‒ Рекомендации по снижению отрицательного эмоционального состояния.
Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными являются:
‒Значимость соревнований;
‒Условия соревнований;
‒Наличие сильных конкурентов;
‒Индивидуальные психологические особенности спортсмена;
‒Степень овладения способами саморегуляции (4).
Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают задолго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена, нарушить его деятельность. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности (4). Но выявить тревожного спортсмена не всегда легкая задача. Спортсмен редко прямо скажет тренеру, что он боится. Ведь так не должен поступать мужчина, и поэтому даже самые встревоженные и обеспокоенные спортсмены, вероятнее всего, открыто не выскажут своих страхов, поскольку побоятся признать свою слабость. Однако поведение спортсмена может свидетельствовать о том, что он встревожен. Например, известно, что встревоженный человек охотнее обсуждает свои слабости и недостатки, чем нетревожный. Тревожность часто проявляется в поведении, которое можно было бы назвать чрезмерной чувствительностью к раздражению. Спортсмен, который входит в незнакомый зал или на чужое поле и начинает при этом жаловаться на что-то, тем самым косвенно говорит тренеру, что он в той или иной мере встревожен (2). Задача тренера заключается в своевременной помощи спортсмену, своего рода словесная психологическая встряска. Также эффективной считается процедура самовнушения и управления своим психическим состоянием, они зависят от знания боксера своих индивидуальных особенностей, различных состояний. Самоконтроль способствует различию отдельных ощущений, правильности их оценки. Контролировать себя — значит справляться со страхом, стрессом, гневом, этими самыми страшными врагами в нашей жизни (6).
В спортивной практике было много примеров, когда спортсмен из-за нервно-эмоционального напряжения не мог поддерживать спортивную форму. В состоянии спортивной формы спортсмен тренируется с удовольствием, несмотря на большую физическую нагрузку; он неохотно прекращает тренировку, когда истекает время. М.Буаже, говоря о спортивной форме, отличал, что единицам удается поддерживать максимальную энергию, сто — остаются позади этой желаемой формы, и сто других впадают в перетренированность.
Состояние «быть в форме», быть готовым проявить все свои возможности, базируется на физической, технической, тактической и морально-волевой подготовке спортсмена. Спортсмен сможет добиться успеха в стрессовых ситуациях только в том случае, если сумеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием (4).
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам (7). В качестве симптомов тревожности можно назвать нервозность, чувство беспомощности и неопределенности, напряжение, беспокойство.
Для определения уровня тревожности у спортсменов был проведен психологический тест Спилбергера — Ханина, который состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию и из 20 высказываний на определение тревожности как личностной особенности.
Организация. Исследование проводилось на 20 боксерах группы начальной подготовки. Проверялись ситуативная и личностная тревожности.
Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями и проявляется тогда, когда имеется возможность неудачи, неуспеха. Это состояние отличается тем, что оно зависит от окружающего воздействия. Ситуативная тревожность позволяет определить находится ли испытуемый под воздействием стрессовой ситуации в данный момент. Личностная же тревожность — это повышенная склонность к переживаниям и беспокойствам без достаточного основания (8).
Результаты исследования иих обсуждение. Ниже дана таблица, в которой приведены данные психологического теста.
Таблица ситуативной иличностной тревожности до исследования
№ |
Ф.И.О. |
ГруппаН.П.* Возраст |
Разряд |
Спортстаж |
С.Т.** (балл) |
Л.Т.*** (балл) |
|
Т. О. |
12 лет |
2 |
16 мес |
43 |
43 |
|
Х. Р. |
12 лет |
1 |
1 год |
37 |
47 |
|
Х. З. |
12 лет |
2 |
7 мес |
46 |
41 |
|
У. А. |
12 лет |
1 |
3 года |
36 |
39 |
|
Б. А. |
12 лет |
2 |
1 год |
46 |
37 |
|
А. А. |
12 лет |
2 |
10 мес |
49 |
54 |
|
П. Д. |
12 лет |
2 |
1 год |
40 |
47 |
|
Х.А. |
12 лет |
3 |
6 мес |
37 |
46 |
|
К. Ш. |
12 лет |
1 |
1 год |
39 |
44 |
|
У. Ш. |
12 лет |
1 |
1 год |
58 |
47 |
|
А. Х. |
12 лет |
2 |
7 мес |
46 |
47 |
|
А. А. |
13 лет |
2 |
1 год |
35 |
36 |
|
Ш.Ш. |
13 лет |
1 |
9,5 мес |
39 |
44 |
|
А. М. |
13 лет |
3 |
9 мес |
47 |
50 |
|
Х. Д. |
13 лет |
1 |
1 год |
39 |
44 |
|
И. Э. |
13 лет |
2 |
5 мес |
37 |
43 |
|
А.И. |
13 лет |
2 |
6 мес |
39 |
59 |
|
М. Ф. |
13 лет |
2 |
5 мес |
38 |
36 |
|
С.С. |
13 лет |
1 |
3 года |
32 |
30 |
|
Ж.М. |
13 лет |
1 |
10,5 мес |
46 |
40 |
Примечания: *— начальная подготовка
** — ситуативная тревожность
*** — личностная тревожность
Согласно тесту Спилбергера-Ханина уровень тревожности до 30 баллов считается низким, от 30 до 45 баллов — умеренным, от 46 баллов и выше — высоким. Результаты теста показывают, что у первой половины испытуемых личностная и ситуативная тревожности находятся на высоком уровне, а у второй половины эти данные находятся выше среднего. Также исследования показали, что спортсмены у которых была выявлена высокая тревожность, были вспыльчивы, раздражительны и находились в постоянной готовности к конфликту, у некоторых была неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы. Все это может привести к поражению во время соревнований, т. к. спортсмен не может себя контролировать и объективно оценить ситуацию. У таких высоко тревожных спортсменов боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха.
После проведения теста боксерам предложили выполнить специальные приемы для преодоления отрицательного эмоционального состояния. Одним из методов психической саморегуляции является метод управления ритмом дыхания. Физиологический механизм влияния дыхания на функциональное состояние нервной системы изучен довольно подробно. Ритмическое глубокое дыхание понижает возбудимость некоторых нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Было замечено, что во время вдоха происходит активация психического тонуса, а при выдохе он снижется. Ритм дыхания, в котором фаза вдоха чередуется с более длинным выдохом, оказывает успокаивающее действие, а также способствует снижению частоты сердечных сокращений. Управлять психофизиологическим состоянием организма можно при помощи дыхательной гимнастики, которые предлагает Г. С. Беляев. Эти упражнения состоят из 19 дыхательных циклов общей продолжительностью около 5 мин, объединенных в 4 этапа. Успокаивающий тип дыхания используется для нейтрализации избыточного возбуждения после стрессовых ситуаций и для снятия нервного перенапряжения. Первый этап этого дыхательного упражнения характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. Во время второго этапа несколько удлиняются вдох и выдох. Удлинять любую фазу дыхания более чем до счета 10 не рекомендуется, так как в этом случае дыхание становится затрудненным. На третьем этапе вдох постепенно удлиняется до тех пор, пока не становится равным выдоху. В ходе четвертого этапа продолжительность фазы дыхания возвращается к исходной величине (5).
Далее была включена музыка, под которую они рисовали, это способствовало повышению настроения. В век инновационных технологий почти у каждого человека есть современные телефоны. Под конец испытуемым предложили войти в виртуальный мир через свои телефоны и отключится от реального на 10 минут.
Далее приводится таблица ситуативной и личностной тревожности боксеров после выполнения данной методики психической саморегуляции.
Таблица ситуативной иличностной тревожности после исследования
№ |
Ф.И.О. |
ГруппаН.П.* Возраст |
Разряд |
Спортстаж |
С.Т.** (балл) |
Л.Т.*** (балл) |
|
Т. О. |
12 лет |
2 |
16 мес |
36 |
40 |
|
Х. Р. |
12 лет |
1 |
1 год |
34 |
39 |
|
Х. З. |
12 лет |
2 |
7 мес |
40 |
41 |
|
У. А. |
12 лет |
1 |
3 года |
35 |
37 |
|
Б. А. |
12 лет |
2 |
1 год |
40 |
34 |
|
А. А. |
12 лет |
2 |
10 мес |
42 |
43 |
|
П. Д. |
12 лет |
2 |
1 год |
38 |
44 |
|
Х.А. |
12 лет |
3 |
6 мес |
35 |
41 |
|
К. Ш. |
12 лет |
1 |
1 год |
39 |
41 |
|
У. Ш. |
12 лет |
1 |
1 год |
48 |
46 |
|
А. Х. |
12 лет |
2 |
7 мес |
43 |
44 |
|
А. А. |
13 лет |
2 |
1 год |
35 |
36 |
|
Ш.Ш. |
13 лет |
1 |
9,5 мес |
37 |
42 |
|
А. М. |
13 лет |
3 |
9 мес |
42 |
47 |
|
Х. Д. |
13 лет |
1 |
1 год |
37 |
39 |
|
И. Э. |
13 лет |
2 |
5 мес |
35 |
38 |
|
А.И. |
13 лет |
2 |
6 мес |
39 |
48 |
|
М. Ф. |
13 лет |
2 |
5 мес |
34 |
36 |
|
С.С. |
13 лет |
1 |
3 года |
31 |
33 |
|
Ж.М. |
13 лет |
1 |
10,5 мес |
41 |
40 |
Примечания: *— начальная подготовка
** — ситуативная тревожность
*** — личностная тревожность
Выводы: В результате проведения исследования было выявлено, что ситуативная тревожность была высокой у 30 % боксеров, а личностная тревожность — у 40 % спортсменов. После применения методики психической саморегуляции эти показатели снизились: высокая ситуативная тревожность была выявлена у 5 % спортсменов, личностная тревожность — у 15 % спортсменов, снизились вспыльчивость, агрессивность спортсменов. Подводя итоги, так же следует отметить, что тренер должен предусматривать мероприятия, которые направлены на устранение отрицательных эмоциональных факторов, создать таких условия на тренировке и в быту, которые бы способствовали появлению у боксеров положительных эмоций. При этом должны быть учтены индивидуальные психологические и нервные особенности боксера.
Литература:
- Горская Г. Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса.- КГАФК., 1999. — 332с.
- Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте.- М., ФиС., 1978. — С. 146.
- Кушакова Н. И. Фан-спортга. — Т., ИТА- ПРЕСС., 2017. — С. 51–56
- Ильин Е. П. Психология спорта. — ООО «Литерпресс», 2009. — 352 с.
- Маклаков А. Г. Психология и педагогика. Военная психология. — Питер, 2005. — С.363, 365.
- Рэндалл Дж. Хассел, Эдмонд Отис. Полный путь каратэ. — М., АСТ: Астрель, 2009. С. 35.
- Творогова Н. Д.. Клиническая психология. — М., ПЕР СЭ., 2007. — 416 с.
- www.psychologos.ru