Автор: Роньжова Наталья Васильевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.10.2016

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Роньжова Н. В. Система контроля как условие управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 726-728.



В статье проведен анализ систем контроля в образовательной сфере. Раскрыты функции систем контроля в управлении образовательной организацией.

Ключевые слова: образовательная организация, система контроля, функции контроля

Сегодня система образования требует определенных реформ — настоящих, профессиональных и понятным для российского общества. Сама система управления образованием должна стать — государственно-общественной, результаты деятельности которой будут способствовать трансформации учебных заведений как особого социального института в образовательные организации, которые будут осуществлять свою деятельность инновационного академического предпринимательства и способствовать развитию бизнеса, социальной и гуманитарной сфер. Деятельность педагогов сегодня должна быть направлена на поиски нового демократического открытого механизма управления образованием, что сориентирует образовательные процессы не на воспроизведение, а на развитие.

За последние годы вопросы контроля управления образованием, как системой, представлены во многих работах ученых. Анализ литературных источников показал, что несмотря на наличие четко сформулированных подходов к определению сущности и ключевых понятий в общей системе контроля управлением в сфере образования данные вопросы не носят единого согласованного подхода.

Целью статьи является определение сущности систем контроля в образовательной организации на основе общей теории управления с учетом особенностей образовательной деятельности.

Современные изменения в образовательном обществе; демографические изменения, связанные с сокращением численности молодого населения требует соответствующего пересмотра политики государственного контроля в этой сфере и выдвигает, в первую очередь, необходимость пересмотра подходов к пониманию функций контроля в первую очередь на уровне образовательной организации [1, С. 32]. Контроль — одна из ведущих функций управления. Говоря о контроле в образовательных учреждениях, следует различать:

− управление контролем и контроль управления;

− процесс контроля и контроль педагогического процесса;

− результаты контроля и контроль результатов.

Управление контролем не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведение его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, то есть без контроля управления.

Организация контроля — один из самых сложных видов деятельности руководителя учебного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разными технологиями.

Именно контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляет необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Избирательность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения контроля. Если регулировка поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне требуется получить информацию о состоянии системы и происходящих процессов, а затем анализировать эти данные. Таким образом, именно контроль является тем необходимым звеном, благодаря которому можно осуществлять функцию анализа. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности [3, С. 21]. Выделим следующие функции систем контроля в управлении образовательными организациями:

  1. Стратегический контроль — функции управления образовательной организацией, обеспечивающие разработку миссии деятельности учебного учреждения, концепции его развития в целом с целью интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в системе образования — реализуются на высшем управленческом уровне образовательной организации и предусматривают следующие элементы — социализирующие, инструментальные, диагностические, стимулирующие и мотивирующие.
  2. Общий — контроль, реализуются на всех управленческих уровнях образовательной организации и предусматривают следующие элементы — планирование, выполнение, проверка и функции постоянного улучшения процесса управления на всех этапах жизненного цикла продукции образовательной организации.
  3. Оперативный контроль — функции управления образовательной организацией, обеспечивающих выполнение конкретных действий — реализуются на более низком управленческом уровне [2, С. 56].

Лабиринт Выводы. Формирование обоснованного понимания о функциях систем контроля управления образовательной организацией, как стратегические, общие и оперативные, дает возможность более глубоко и четко определить значение самого процесса управления, обеспечивающая способность образовательной организации к сохранению, поддержке и развитию своей деятельности в современных экономических условиях. Перспективы дальнейших исследований заключаются в раскрытии сущности каждой из функций систем контроля управления для дальнейшего совершенствования теории и практики управления образовательными организациями, решение проблем, связанных с неоднозначностью понимания круга решаемых задач и выполняемых функций, возникающих при реализации образовательной деятельности.

Литература:

  1. Васгонов С. М. Мониторинг эффективности ВУЗа: от контроля к управлению / С. М. Васгонов, Н. П. Мордовцев // Совет ректоров. — 2013. — № 5. — С. 29–39.
  2. Логачев М. С. Разработка универсальной структуры автоматизированной системы контроля и управления образовательным процессом / М. С. Логачев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2016. — № 6. — С. 56–60.
  3. Панькин А. Б. Учебное пособие «Управление образовательными системами» / А. Б. Панькин // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов — Наука и образование. — 2014. — Т. 1. — № 2 (57). — С. 38.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной организации, систем контроля, управления образовательной организацией, контроля управления, функции управления образовательной, функции систем контроля, уровне образовательной организации, систем контроля управления, контроля управления образовательной, образовательной деятельности, процесса управления, условие управления образовательной, управления образованием, Система контроля, контроля управления образованием, управлении образовательной организацией, управленческом уровне образовательной, особенностей образовательной деятельности, образовательной сфере, сущности систем контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос