Библиографическое описание:

Токарева Л. В., Токарева Н. Г. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ эффективного управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 112-115.



Контроль — одна из функций управления, существующих в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, организации, педагогического анализа, регулирования и коррекции.

В качестве исходного и основного определения можно принять определение данное Анри Файолем (теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления): «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверять, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия».

Это определение можно отнести и к контролю в образовательных учреждениях и, в частности, в дошкольных учреждениях.

Отмечая важность функции контроля Ксения Юрьевна Белая (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.) пишет «Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям».

Татьяна Ивановна Шамова (российский учёный в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования) указывает, что «Контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения».

Контроль в дошкольном учреждении — это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Уже было отмечено, что особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями.

Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

Функции контроля:

 Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.

 Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

 Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

 Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

Требования к осуществлению контроля:

1. Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

2. Следует не просто проверять состояние дед, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении;

3. Контроль необходимо планировать;

4. В процессе контроля важна не просто констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;

5. Контроль будет действенным только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;

6. Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;

7. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

Таким образом,контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана) контроля.

3. Сбор информации.

4. Первичный анализ собранного материала.

5. Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

К типичным нарушениям Татьяна Сергеевна Кабаченко относит следующие:

 отсутствие системности, которая ведет к фрагментарности контроля, не дает объективной картины состояния дел в учреждении;

 избыточность показателей, подлежащих контролю, и фиксация внимания на второстепенных показателях, что ведет к перегрузке каналов информации, большим экономическим издержкам;

 отсутствие оперативности, которое приводит к запаздыванию корригирующих действий, усугубляет положение;

 неправильное определение субъекта корригирующего действия, что приводит к конфликтам в трудовом коллективе;

 суетливость, противоречивость указаний, а также неадекватность указаний по силе, субъекту, ведущая к растерянности персонала, так как мероприятия не дают ожидаемого эффекта;

 представление информации и форме, затрудняющей ее осознание, приводит к ошибкам, обусловленным неверной идентификацией.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

В теории управления выделяют множество видов контроля, классифицируя их следующим образом:

  1. По содержанию:

a)Фронтальный.Цель: общий анализ деятельности учреждения. Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом. Данный вид контроля может осуществляться в любое время года, а продолжительность составляет от 3х дней до недели. в процессе фронтального контроля изучаются:

 нормативно-правовые документы ОУ;

 документация сотрудников;

 оснащение педагогического процесса;

 воспитательно-образовательная работа с воспитанниками;

 детские работы;

 работа с родителями;

 повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.

Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педагогических советах, планерках. Некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным является комплексное планирование внутрисадовского контроляввиде графической схемы, где указано, когда, кто и у кого будет изучать состояние педагогического процесса, в каких видах детской деятельности, какие формы, методы контроля, способы информации будут использованы.

В плане-задании указывается:

 тема, цель, сроки проведения фронтального контроля;

 вопросы контроля:

 содержание контроля;

 методика организации контроля;

 срок проведения;

 ответственные.

План-задание утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда проводился контроль;

 состав комиссии;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

 дата и подпись исполнителя.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

b)Тематический.

Целью тематической проверки является анализ деятельности учреждения по определенному направлению; изучение выполнения программы по конкретным разделам; выявление уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контрольподразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1–2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ. Продолжительность — от 1 до 3-х дней.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

С планом педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:

 тема, цель, задачи, сроки проведения тематического контроля, номер групп;

 вопросы контроля:

 содержание контроля;

 методика организации контроля;

 срок проведения;

 ответственные.

План утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда проводился контроль;

 состав комиссии;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

 дата и подпись исполнителя.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

  1. По времени осуществления:

a) Предварительный (предупредительный). Цель: определение готовности педагогов к реализации намеченных планов. Этот вид контроля может использоваться руководителем при принятии ДОУ для его управления.

b) Оперативный. Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Задачей предупредительного контроля является предупреждение того или иного недостатка. В содержание предупредительного контроля входят:

 выявление готовности педагогов к рабочему дню;

 определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения;

 анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т. д.

Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

С планом оперативного контроля педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:

 вопросы контроля (оптимально ставить до 5–6 вопросов на проверку, т. к. есть возможность не охватить весь объем):

 номера групп;

 срок проведения;

 ответственные.

План утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда и кем проводился контроль;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

 дата и подпись исполнителя.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

c) Итоговый (заключительный) проводится после того, как работа выполнена.

Цель: определение конечных результатов деятельности учреждения и степени реализации намеченных планов.

Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени.

  1. По субъектам осуществления:

a) Административный осуществляется руководством учреждения. Цель: определение выполнения административных распоряжений, регламентирующих деятельность организации. Он может включать отслеживание руководителем выполнения сотрудниками образовательного учреждения приказов, инструкций, распоряжений;

b) Коллективный предполагает, для его осуществления объединение ряда сотрудников учреждения (возможно включение представителей других организаций). Цель: распространение творческого опыта педагогов в процессе организации в дошкольном учреждении открытых занятий,на которых могут присутствовать воспитатели данного образовательного учреждения, родители, учителя школы;

c) Взаимоконтроль осуществляется сотрудниками учреждения. Цель: согласование, координация деятельности сотрудников учреждения;

d) Самоконтрольосуществляется непосредственно сотрудником. Цель: определение личной значимости выполненной работы и достигнутых результатов.

Литература:

1. Басюк В. С., Мухарская Е. А. «Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях». Изд. ООО «Национальный книжный центр», г. Иркутск, 2012г.

2. Белая К. Ю. «От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год». М. Изд. «АСТ», 1998г.

3. Скоролупова О. А. «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ». М., Изд. «Скрипторий 2003», 2010г.

4. Цквитария Т. А. «В помощь старшему воспитателю. Планирование и контроль». М. Изд. «Сфера», 2014г.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательно-образовательного процесса, эффективного управления, дошкольном учреждении, вид контроля, предупредительного контроля, педагогического процесса, образовательным процессом вуза, управления образовательным процессом, системы управления образовательным, педагогического коллектива, Условия эффективного управления, Совершенствование системы управления, контроля Ксения Юрьевна, системы менеджмента качества, основе процессного подхода, анализ деятельности учреждения, процессе контроля важна, Отсутствие системы контроля, процессе фронтального контроля, единую систему контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос