В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов учебной программы одноименной дисциплины и примеры наименований лабораторных работ по различным разделам программы.
Ключевые слова: информатика, среднее профессиональное образование, отраслевая информация, профессиональные компетенции
В условиях модернизации системы среднего профессионального образования повысились требования к качеству подготовки обучающихся в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом третьего поколения среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил возможности учебных заведений, предоставил им право самостоятельно разрабатывать учебные планы и учебные программы на основе ФГОС.
Значимость системы СПО как необходимого фундамента подготовки специалистов, формирования у них способности качественно выполнять специфические профессиональные обязанности в условиях реализации компетентностного подхода и с учетом социально-экономической реальности подтверждена в работах Батышева С. Я., Мухаметзяновой Г. В., Ткаченко Е. В. и др.
Проблемы подготовки кадров в системе СПО в условиях реализации компетентностного подхода рассматриваются в работах Бузмаковой Т. И., Двуличанской Н. Н., Модиной О. А., Тищенко С. И. и др. Авторы этих исследований отмечают, что процессам формирования профессиональной компетентности студентов уделяется недостаточно внимания. Подчеркивается необходимость разработки на основе деятельностного и компетентностного подходов содержания подготовки, направленного на формирование у студентов профессиональной компетентности, а также организации учебного процесса по формированию профессионально значимых умений и качеств обучаемого с использованием методов обучения, позволяющих моделировать различные ситуации будущей профессиональной деятельности.
В Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема в числе прочих специальностей СПО ведется обучение по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)». В качестве отрасли выбрана экономика. Выпускник данной специальности получает квалификацию техник-программист.
Одной из ключевых для этой специальности является дисциплина «Обработка отраслевой информации», значимость которой обусловлена формированием группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации»:
− ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.
− ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.
− ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.
− ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента [1].
− ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.
Был произведен анализ учебных рабочих программ дисциплины «Обработка отраслевой информации» ([2, 3] и др.), реализуемой в учреждениях среднего профессионального образования. Некоторые из них представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обзор учебных программ дисциплины «Обработка отраслевой информации»
Автор(ы) программы |
Отрасль |
Учебное заведение |
Специфика содержания |
Вахранев А. Б. |
Информационная сфера |
ФГБОУ СПО «Московский государственный гуманитарно-экономический техникум» |
Программа отличается обширным содержанием комплексного характера |
Мерзликина Н. В. |
Не указана |
ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» |
Практически полностью совпадает с программой А. Б. Вахранева |
Малафеева И. Е., Водопьянова Е. В., Лаптева Н. В. |
Не указана |
ГБОУ СПО «Сергачский агропромышленный техникум» |
Нет привязки к отрасли. Присутствует раздел «Конфигурирование в среде 1С: Предприятие» |
Фесенко О. В., Халимов Л. Ф., Хасанов Н. Я., Ардаширова Г. Ф., Хаертдинова Г. А. |
Дизайн |
ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический Колледж |
В программе прослеживается связь изучаемых информационных технологий с отраслью «Дизайн» |
Буряков А. В., Капитанов А. В., Маскаева А. М., Мирошниченко Г. И. |
Не указана |
ГБОУ СПО Московский государственный техникум технологии и права |
В большой мере схожа с программой О. В. Фесенко и др., добавлен раздел «Базы данных как объект обработки динамического информационного контента» |
Анализ существующих рабочих программ по дисциплине «Обработка отраслевой информации» для учреждений среднего профессионального образования разных авторов показал, что они не всегда составлены с упором на конкретную отрасль. Чаще они составляются для специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» среднего профессионального образования в целом.
При этом программ, предназначенных для специальности «Прикладная информатика (в экономике)», найдено не было. Учитывая, что рабочая программа в первую очередь определяет содержание обучения, можно говорить о том, что содержательный аспект группы компетенций «Обработка отраслевой информации» для специальности «Прикладная информатика (в экономике)» разработан недостаточно.
Была разработана учебная программа дисциплины «Обработка отраслевой информации», рассчитанная на три семестра. Она включает 8 разделов:
- Автоматизация профессиональной деятельности.
- Деловая графика.
- Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Информационные системы в профессиональной деятельности.
- Аналитические системы.
- Системы автоматизации бухгалтерского учета.
- Электронный документооборот.
- Монтаж динамического информационного контента.
Приведем примеры тематики лабораторных работ по различным разделам программы (таблица 2).
Таблица 2
Примеры лабораторных работ по дисциплине «Обработка отраслевой информации»
Наименование раздела |
Наименование работы |
Автоматизация профессиональной деятельности |
− Экономические расчеты в MS Excel. − Создание деловых документов в редакторе MSWORD |
Деловая графика |
− Создание логотипа организации. − Создание презентации товара. − Создание рекламного буклета в MSPublishers. |
Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
− Установка и настройка браузера. − Обзор интернет-ресурсов о фирмах-производителях некоторого товара. |
Информационные системы в профессиональной деятельности |
Создание базы данных «Сотрудники фирмы» в СУБД MSACCESS |
Аналитические системы |
− Установка пакета Project Expert. − Создание проекта в Project Expert. |
Системы автоматизации бухгалтерского учета |
Система бухгалтерского учета 1С: Предприятие: учет основных средств, учет движения материальных ценностей, учет товаров, учет выполненных работ и услуг, учет кассовых операций. |
Электронный документооборот. |
Регистрация входящей и исходящей корреспонденции в СЭД «Дело» |
Монтаж динамического информационного контента |
Создание видеофильма «Экономика ЕАО» или «Главные экономические субъекты ЕАО» |
Содержание программы и ее организационно-методическое обеспечение выстраивается таким образом, чтобы учебная деятельность в рамках изучаемой дисциплины целиком соответствовала отраслевой направленности специальности и безоговорочно способствовала достижению выпускником профессиональных компетенций.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 1001 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)».
- Рабочая программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации». URL: http://vfilial.mggeu.ru/wp-content/uploads/ Obrabotka-otraslevoy-informatsii.pdf.
- Примерная программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации». URL: http://ноу-ксу.рф/documents/Programmy_NOUSPOKSU/ 230701_Prikladnaya_informatika/PM/PM.01.Obrabotka_otraslevoy_informatsii.pdf.