Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационная грамотность» для подготовки рабочих по профессии 16675 Повар без получения среднего общего образования

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
01.10.2020
46
Поделиться
Библиографическое описание
Веревкина, А. А. Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационная грамотность» для подготовки рабочих по профессии 16675 Повар без получения среднего общего образования / А. А. Веревкина, М. С. Кириенко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16057/.


В статье авторы предлагают рабочую программу дисциплины «Информационная грамотность», предназначенную для подготовки рабочих из числа выпускников школ-интернатов и общеобразовательных школ VIII вида, коррекционных классов общеобразовательных школ по профессии 16675 Повар.

Ключевые слова: информация, информационная грамотность, компьютер, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационная грамотность» предназначена для изучения основ компьютера для обучающихся по профессии 16675 Повар без получения среднего общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе авторской программы Босовой Л. Л., с учетом возрастных и психофизических особенностей развития выпускников коррекционных школ VIII вида, уровня их знаний и умений.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся с нарушением интеллекта необходимые им навыки работы с компьютером. Реализация данной программы направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на социализацию личности обучающегося, на создание основы для освоения профессии. Предлагаемый курс «Информационная грамотность» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов.

Цели изучения курса следующие:

– получение обучающимися таких доступных сведений и представлений о компьютере, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

– повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

– развитие речи учащихся, обогащение её новыми терминами, развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Основные задачи курса:

– усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;

– приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;

– получение обучающимися необходимых базовых знания по работе с текстом, таблицами, графическими объектами в текстовых процессорах;

– ознакомление обучающихся с основными операциями работы на компьютере;

– воспитание целенаправленности, работоспособности трудолюбия у учащихся, навыков контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальные задачи курса:

– активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

– учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

– обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

– развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

Тематическое планирование

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информационная грамотность» максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

– за 1 курс — аудиторная нагрузка обучающихся — 37 часов (7 часов — теоретические, 30 — практические занятия);

– за 2 курс — аудиторная нагрузка обучающихся — 31 часов (5 часов — теоретические, 26 — практические занятия).

Всего — 68 часов.

Содержание курса

Раздел 1. Основные операции работы на компьютере.

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Включение, выключение и перезагрузка компьютера. Освоение приемов работы с мышкой. Запуск приложений. Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш. Клавиатурные тренажеры. Управление текстовым курсором. Технология ввода текста, цифр и знаков пунктуации. Сохранение документа в файл, открытие и создание нового файла.

Основы работы с ОС Windows XP. Основные объекты и приемы управления Windows. Освоение рабочего стола. Установка заставки и фона Рабочего стола.

Освоение окна папки и операции управления окном. Освоение меню команд окна папки, панели инструментов и панели обозревателя. Установка вида значков в окне папки.

Поиск папки и файла в памяти ПК. Создание, переименование папки и файла, создание каталога. Перемещение папки и файла. Удаление и восстановление папки и файла. Создание ярлыка. Знакомства со справочной системой Windows.

Изучение окна и панели инструментов Paint. Рисование линии и фигуры. Вставка в рисунок надписи. Выделение и перетаскивание фрагментов рисунка. Освоить наклонение, поворачивание и зеркальное отображение фрагментов рисунка. Копирование фрагментов рисунка в файл и вставка из файлов.

Раздел 2. Системы обработки текстов. Текстовый процессор Word

Работа с Помощником. Создание, открытие и сохранение в файл документа Word. Изучение окна Word. Режимы отображения документа.

Сложное форматирование текста и форматирование абзацев. Установка в абзацах маркера и номера. Создание многоуровневого списка.

Вставка таблицы в документ. Добавление и удаление в таблице столбцов и строк. Форматирование границ таблицы.

Проверка правописания и исправление ошибок. Вставка в документ символов из таблицы символов, сносок, примечаний, даты и времени, номеров страниц и колонтитулов.

Расположения текста в колонки. Обрамление страниц. Установка размера листа, ориентации страницы и ширины полей. Распечатка документа на принтере.

Раздел 3. Разработка презентаций средствами Power Point

Запуск программы Paint. Панель инструментов. Палитра. Создание одноцветного рисунка. Сохранение в файле созданного рисунка. Копирование, раскрашивание рисунка. Надписи внутри рисунков. Выбор основного цвета, выбор шрифта, выбор размера шрифта.

Окно Power Point и создание презентации по шаблону. Заливка слайдов фоном. Установка эффектов смены слайдов. Создание и оформление надписи. Вставка объемного текста WordArt.

Вставка колонтитулов, примечаний и заметок. Вставка картинок и рисунков. Форматирование картинок. Вставка автофигур. Оформление линий и контуров автофигур. Заливка автофигур цветом, придание им эффекта тени т объема.

Установка порядка расположения объектов. Установка эффектов анимации заголовков и графических объектов. Вставка звука и видеоклипов.

Раздел 4. Электронная коммерция.

Приобретение товаров и услуг через Интернет . Основные принципы успешных покупок в Интернете. Доставка товаров. Заказ услуг. Бронирование авиабилетов, билетов на поезд и автобус. Бронирование гостиниц. Покупка билетов на культурные и спортивные мероприятия. Интернет-аптека. Приобретение лекарственных препаратов онлайн.

Электронные банковские услуги. Оплата товаров и услуг банковской картой. Интернет-банк и перевод денег частным лицам. Подача заявок на банковские продукты через Интернет.

Оплата электроэнергии и коммунальных услуг через Интернет. Внесение показаний счетчиков. Онлайн сервисы поставщиков электроэнергии и коммунальных услуг (по муниципальным образованиям). Обзор возможностей системы по начислению оплаты за услуги ЖКХ.

Программа Excel. Арифметические действия в программе Excel. Составление и решение практических задач, решение примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания. Диаграммы в программе Excel. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. Графики в программе Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением.

Раздел 5. Информационная безопасность

Блок содержит темы о способах обеспечения информационной безопасности при работе на компьютере, в том числе о мерах предосторожности при работе в сети Интернет. Классификация компьютерных угроз.

Антивирусная защита. Обзор наиболее популярного антивирусного программного обеспечения. Фальшивые антивирусные программы.

Обеспечение информационной безопасности работы в сети Интернет.

Брандмауэр Windows. Регистрация на сайтах. Формы для ввода данных. Недостаточная защита паролей доступа к веб-сайтам и к данным системы автозаполнения форм.

Литература:

  1. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант плюс: справочные правовые системы: Законодательство. — URL: http://www.consultant.ru — Дата обращения: 24.08.2020
  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 93 с.
  3. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования / С. В. Киселев, В. П. Куранов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Кравченко Г. Ф., Мансуров Б. К. 100 практических заданий по основам работы на компьютере — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.
  5. Краснова, С. В. Рабочая программа курса «Основы компьютерной грамотности» [Электронный ресурс] / С. В. Краснова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru — URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/11/08/rabochaya-programma-kursa-osnovy-kompyuternoy — Дата обращения: 20.08.2020
  6. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. Самое полное и доступное руководство для пользователей. Начинающим и не только. — М.: Издательство «Эскимо», 2005.
  7. Цветкова М. С. Практические задания с использованием информационных технологий для 5–6 классов: практикум / М. С. Цветкова, О. Н. Масленникова. — 2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.-79 с. ил.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информация
информационная грамотность
компьютер
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Молодой учёный