Педагогические технологии формирования ИКТ-компетентности бакалавров в процессе производственной практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Зверева, Е. А. Педагогические технологии формирования ИКТ-компетентности бакалавров в процессе производственной практики / Е. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33833/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, компетентность, производственная практика, подготовка бакалавров, приборостроение

Несмотря на большое количество исследований в области подготовки технических специалистов, актуальной является проблема формирования профессиональных компетенций и развития технического интеллекта у бакалавров приборостроительного направления, способных к комплексной производственной, исследовательской и проектной деятельности с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Это обусловлено потребностью современных производств в конкурентоспособных инженерных кадрах — бакалаврах, способных успешно работать в условиях высокой автоматизации и информатизации производства, то есть в ИКТ-компетентных работниках. В связи с чем вузы испытывают потребность в разработке педагогических условий эффективного формирования ИКТ-компетентности бакалавров направления «Приборостроение».

Компетенции формируются в рамках различных элементов (единиц) образовательной программы и оцениваются на разных этапах обучения. Компетенции, как правило, не могут быть сформированы одной дисциплиной или практикой, приобретение обучающимся компетенций — это циклический, интегративный процесс, в котором кроме содержания образования, важны также формы и технологии обучения и преподавания.

В работах, посвященных инженерному и техническому профессиональному образованию (В. И. Байденко, А. А. Кирсанова, В. М. Жураковского и др.), практико-ориентированный подход рассматривается как приоритетный в аспекте совершенствования профессиональной подготовки студента [1].

Производственная практика студента — будущего бакалавра приборостроителя имеет цель: «формирование у обучающихся цельной системы практических навыков работы, закрепляющих и углубляющих полученные теоретические знания, а также приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности предусмотренных ОП по направлению «Приборостроение» [2].

Таким образом, одним из основных принципов организации и проведения производственной практики является принцип взаимосвязи теоретических дисциплин с практикой. Каждая предшествующая дисциплина, предшествующая производственной практики, позволит сформулировать требования к результатам освоения программы бакалавриата направления «Приборостроения» (знания, умения, навыки), которые должна обеспечивать практика для подготовки студента к следующему этапу изучения данной или смежных дисциплин.

Следовательно, проектируемая педагогическая модель формирования ИКТ-компетенций студентов в процессе производственной практики должна предусматривать реализацию данного принципа взаимосвязи практики с дисциплинами ИКТ направленности. Для этого необходимо выявить требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин ИКТ-направленности.

Анализ ФГОС ВО направления «Приборостроение» показал, что использование бакалаврами информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности затрагиваются рядом дисциплин (модулей), относящихся к базовой и вариативной части программ Блока 1 «Дисциплины (модули)". Все они направлены на приобретение знаний и навыков, необходимых для уверенного использования современной вычислительной техникой и технологий в будущей профессиональной деятельности.

Анализ аннотаций рабочих программ и учебного плана бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Приборостроение» в филиале ЮУрГУ в г. Нижневартовске показал, что предшествующими дисциплинами производственной практики в области ИКТ являются дисциплины, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ

Требования квходным знаниям, умениям, навыкам студента, полученным врезультате изучения дисциплины

Информатика

знать: основы теории информации (общие характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных технологий, базы данных; современные языки программирования, программное обеспечение и технологии программирования, глобальные и локальные компьютерные сети;

уметь: использовать возможности вычислительной техники и программное обеспечение (работать на персональном компьютере, пользоваться операционной системой и основными приложениями MicrosoftOffice; составлять алгоритм решения поставленной задачи; реализовывать алгоритм в VBA; оценивать правильность полученных результатов;

владеть: основными методами работы на ПВЭМ с прикладными программными средствами (методами практического использования современных компьютеров для обработки текстовой, числовой и графической информации; основами численных методов решения инженерных задач, а также для решения различных профессиональных задач применения современных информационных систем);

Компьютерная графика

знать: основы компьютерной инженерной графики, правила оформления технической

документации; основы проектирования и конструирования типовых деталей и узлов с использованием стандартных средств компьютерного моделирования;

уметь: разрабатывать и оформлять проектно-конструкторскую и технологическую документацию для изделий приборостроительной отрасли;

владеть: методами решения проектно-конструкторских задач с использованием современных программных продуктов;

Теоретические основы измерительных и информационных технологий

знать: основные тенденции развития техники и технологий в области приборостроения; основы метрологии, основные понятия теоретической метрологии; основные операции измерений и средства их реализации; основы теории точности измерений; математические модели измерительных каналов средств измерения, их статические метрологические характеристики.

уметь: уметь анализировать измерительные цепи; использовать по назначению измерительную и вычислительную технику; рассчитывать метрологические характеристики средств измерений; обосновывать выбор средств измерения для решения конкретных задач.

владеть: методами информационных измерительных технологий; навыками самостоятельного обучения новым методам исследования в профессиональной области.

методами решения проектно-конструкторских и технологических задач с использованием современных программных продуктов.

Согласно ФГОС ВО по направлению «Приборостроение» результаты освоения программы бакалавриата определяются у выпускника сформированными общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК). Отметим компетенции в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра согласно ФГОС ВО по направлению «Приборостроение», которые должны быть сформированы в результате прохождения производственной практики: ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8. Планируемы результаты сформированности вышеперечисленных ИКТ-компетенций в процессе прохождения производственной практики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Планируемые результаты освоения ОП ВО (компетенции)

Планируемые результаты обучения при прохождении практики (ЗУНы)

ОПК-2 — способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Знать: -методы сбора, обработки, анализа научно-технической информации

— основные тенденции и направления развития измерительной техники, информационной техники и информационных технологий, их взаимосвязь со смежными отраслями;

— современные компьютерные средства, средства коммуникации и связи

Уметь: использовать основные программно-аппаратные средства

— осуществлять сбор, обработку, анализ научно-технической информации по теме(заданию); составлять отчеты по проделанной работе

Владеть: основными программно-инструментальными и аппаратными средствами; логическими принципами построения информации, методологией самоподготовки и выполнения самостоятельный работы

— технологиями программирования;

ОПК-7 — способность использовать современные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации

Знать: Требования стандартов, ГОСТ, ЕСКД и других нормативно-технических документов в области разработки и проектирования радиоэлектронных устройств

Уметь: использовать основные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации для решения инженерных задач

Владеть: современными программные средства подготовки конструкторско-технологической документации

ОПК-8 — способность использовать нормативные документы в своей деятельности

Знать: — основные нормативные документы в области профессиональной деятельности (с ГОСТы, отраслевые стандарты, стандарты предприятия)

Уметь: оперативно действовать в меняющейся нормативной базе,

использовать нормативные документы в своей деятельности

Владеть: технологиями использования нормативных документы в профессиональной деятельности

Литература:

  1. Кондарчук, Н. Д. Производственная практика как фактор формирования производственной компетентности студентов — будущих техников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Д. Кондарчук. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2008. — 24 с.
  2. Рабочая программа производственной практики студентов направления 12.03.01 «Приборостроение» /сост. е.А. Зверева — Нижневартовск: ф-л ЮУрГУ, 2015г. — 13 с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная деятельность, дисциплина, компетенция, конструкторско-технологическая документация, программное средство подготовки, VBA, вычислительная техника, научно-техническая информация, программное обеспечение.


Ключевые слова

компетентность, производственная практика, подготовка бакалавров, информационно-коммуникационная компетентность, приборостроение

Похожие статьи

Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Повышение профессиональной компетентности будущих специалистов медицины средствами информационно-телекоммуникационных технологий

В статье рассматриваются педагогические условия для внедрения инновационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности.

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Использование технологии видеокейсов в системе постдипломного образования

Рассматривается вопрос роли технологии видеокейсов на курсах повышения квалификации педагогов. Анализируется их эффективность в процессе обучения слушателей и приобретении ими новых компетенций.

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Похожие статьи

Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Повышение профессиональной компетентности будущих специалистов медицины средствами информационно-телекоммуникационных технологий

В статье рассматриваются педагогические условия для внедрения инновационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности.

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Использование технологии видеокейсов в системе постдипломного образования

Рассматривается вопрос роли технологии видеокейсов на курсах повышения квалификации педагогов. Анализируется их эффективность в процессе обучения слушателей и приобретении ими новых компетенций.

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Задать вопрос