Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Листофорова, К. А. Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации / К. А. Листофорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 706-708. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34115/ (дата обращения: 16.12.2024).



Понятием «система» пользуются в различных областях познания, так как каждая наука имеет дело с изучением и применением на практике сложных системных объектов и должна находить способы их точного описания, исследования и построения. Без применения системных методов исследования не обходится ни одна наука. Назначение системного подхода заключается в выделении целостных системных явлений в качестве объектов исследования, нахождения механизмов интеграции, выявлении необходимых и достаточных условий существования некоторого системного явления, исследовании интегративных системных качеств, конструировании объекта, реализующего некоторую цель.

Многообразие содержательных и формальных определений и употреблений понятия «система» отражает очевидный процесс создания и развития новых принципов методологии научного познания, ориентированного на изучение и конструирование сложных объектов, и многообразие самих этих объектов, а также возможных задач их изучения. Вместе с тем тот факт, что все эти разработки используют понятие «системы» в качестве центрального, позволяет объединить их в рамках системного подхода как особого направления развития современной науки. При этом сложность и новизна проблематики порождают необходимость одновременного развития системного подхода в нескольких сферах. К их числу относится проблема применения управленческих методов к формированию отдельных качеств личности, например развитию коммуникативной культуры учителей начальных классов.

Характер взаимодействия между этими составляющими системы приобретает свойства взаимодействия и способствует появлению у них новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам [5, 15]. Каждый из компонентов обладает своей функциональной специфичностью, структурной специфичностью, функциональной интегративностью.

Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношениями, уходит глубоко в древность. Г. И. Рузавин отмечает, что идея целостного, системного подхода к миру шла рука об руку с развитием античной диалектики [19,495]. Вобрав в себя суть таких понятий, как «порядок», «организация», «целостность», и в то же время не сводясь по своему субъективному содержанию полностью ни к одному из них, понятие «система» в древней философии стало аксиоматическим.

Впервые определение понятия «система» встречается у представителей метафизического материализма. Так, французский просветитель Э. Б. Кондильяк писал: «Всякая система есть не что иное, как расположение различных частей какого-либо искусства или науки в известном порядке, в котором последние части объясняются первыми» [4,297].

Интересно в этом плане отношение Канта к самому понятию «система», которым он пользовался при исследовании явлений природы, не делая попытки определить его. «Под системой же, — писал Кант, — я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей» [4,124]. Это лаконичное определение весьма содержательно, так как включает в себя основные характеристики системы вообще. По Гегелю, всякий предмет исследования — саморазвивающаяся система, это «система ступеней, каждая из которых вытекает из другой» [3,184].

Гегель, по существу, завершил развитие и самого понятия «система», наполнив содержанием, которое вывело его в ранг философских категорий. К. Маркс применил понятие системы к анализу человеческого общества, рассматривая его не как механическое объединение индивидов, а как организованную, упорядоченную систему, в которую включен и в которой формируется и развивается человек [2,512].

Наполненное новым содержанием, отражающее материальные образования, свойства, процессы, реальности понятие «система» стало одним из главнейших обобщений человеческого разума.

Постепенно стало нарастать осознание того, что практически в любой сфере человеческой деятельности люди имеют дело не с отдельными изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами, то есть системами.

Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить, что:

Во-первых, системный подход есть подход к действительности, ее объектам как к системам, подход, предполагающий постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам. В педагогике системный подход проявляется при условии, что предмет «воспитание» — исследуется и организуется как системный объект и именно из такого его понимания делаются научные и практические выводы [2,270]. В области воспитания системный подход, его осуществление предстают перед нами как диалектическое единство общего, особенного и единичного.

Во-вторых, управление развитием такой сложной системы как личность требует адекватного подхода.

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений; он направлен на изучение и формирование понимания того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

Также следует сделать вывод о том, что системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом формирования коммуникативной культуры у учителей начальных классов, позволяет глобально рассмотреть взаимосвязь системы управления и системы образовательного процесса, выделить основные точки соприкосновения и обоюдного влияния, что в свою очередь, полагаем, поможет магистранту добиться реализации поставленных целей в области его научных интересов.

Литература:

  1. Аверьянов А. Н. Категория «система» в диалектическом материализме / А. Н. Аверьянов. — М.: Наука, 2000. — 271 с.
  2. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. П. Юдин. — М.: Наука, 2013. — 270 С.
  3. Кант И. Сочинения в 6 томах / И. Кант. — М.: Политиздат, 1994.
  4. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под редакцией P. P. Атутова, М. Н. Скаткина. — М.: Педагогика, 2000. — 284 с.
  5. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, система.


Похожие статьи

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Метафорический метод в комплексной методике междисциплинарных связей при организации учебного процесса для подготовки специалистов по направлению «дизайн костюма»

Экспериментальная оценка педагогической системы готовности сотрудников организации к управлению конфликтом в процессе корпоративного образования

Ценностно-герменевтический подход к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Похожие статьи

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Метафорический метод в комплексной методике междисциплинарных связей при организации учебного процесса для подготовки специалистов по направлению «дизайн костюма»

Экспериментальная оценка педагогической системы готовности сотрудников организации к управлению конфликтом в процессе корпоративного образования

Ценностно-герменевтический подход к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Задать вопрос